Посол Ватикана приезжал в Киров поддержать единоверцев в споре за Александровский костёл

ОБЩЕСТВО

10 июня 2019 154 0
На печать

 

Понедельник, 3 июня, оказался богат событиями, связанными с религией. Только-только вышел из Кирова Великорецкий крестный ход, паломники со всей страны многотысячной колонной двинулись от стен Свято-Успенского Трифонова монастыря в сторону реки Великой, как в областную столицу прибыл посол Ватикана в Российской Федерации (папский нунций) Челестино Мильоре.

 

Нет, его поездка в Кировскую область никак не была связана с ознакомлением с провинциальными достопримечательностями. Хотя до этого он побывал не в одном регионе страны и объехал более 20 таковых. Только в Приволжском федеральном округе он посетил Оренбургскую, Самарскую и Ульяновскую области. Его визит в Киров носил сугубо прагматический характер. Нунций приехал поддержать единоверцев, которые борются за передачу им Александровского костёла.

 

Приезд посла Ватикана, который в международной политике играет далеко не последнюю роль, - событие для Кирова не рядовое. Поэтому встречу с ним проводил губернатор области Игорь Васильев.

 

Реституцией по культуре

Баталии вокруг кировского костёла идут давно. Они начались еще в 2011 году. И отправной точкой послужило принятие в 2010 году Госдумой РФ федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который в народе называют законом о церковной реституции. Католики не хуже православных поняли, что под эту дудку можно «отжать» у российского государства имущество, которое до 1917 года им принадлежало. А Александровский костёл как раз под эти параметры подходит самым наилучшим образом.

 

Он был построен в 1903 году по ходатайству ссыльных поляков. Советская власть, конечно, реквизировала в 1922 году церковные ценности у вятских католиков, но службы в здании проводились вплоть до 1933 года. А тут такая приятная неожиданность в виде закона о церковной реституции. Для любого духовенства он как дубинка в руках. И не имеет значения, что многие здания и предметы выполняют важные государственные
функции. Например, культурные. Главное - было наше, верните назад.

 

Мы такое наблюдали за последние годы не раз. То приглянется церковнослужителям рублёвская «Троица», то «Владимирскую богоматерь», написанную, по преданиям, в V веке, потребуют, то питерский Исаакий станет крайне нужен. И каждый раз одно и то же: «Верните, это - наше».

 

В Кировской области духовенство тоже не осталось в стороне от «модного тренда». В Советске, например, православный приход долго пытался выставить районный краеведческий музей из занимаемого им помещения.

 

Я сам беседовал тогда с покойным ныне отцом Михаилом, который возглавлял благочиние. Пытался понять логику его действий. Хотел услышать от него разумные аргументы на возражения противной стороны. В частности, о том, что в этой части города и так есть храмы (в отличие от противоположного его конца), что приходу в 1990-е годы безвозмездно отдали старинное кирпичное двухэтажное здание, ранее не имевшее никакого отношения к церкви, но которое после передачи долгие годы сдавалось в аренду коммерсантам за немалую мзду, что музею некуда переехать и денег в районном бюджете для этого нет. Но, кроме ссылок на закон, так ничего от него и не услышал. И только мощное общественное движение, которое возглавила бывший директор областной библиотеки им. А.И. Герцена Надежда Гурьянова, в поддержку музея позволило тогда сохранить его экспозицию на занимаемых ею площадях.

 

Впрочем, и в самом Кирове раздаются требования православного духовенства по отношению к отдельным зданиям и строениям.

 

Вот и католики не остались в стороне, насмотревшись на такое поведение представителей РПЦ. Хорошо еще, что кришнаиты ничего не просят. Шутка, конечно.

 

Предложили компромисс

Как пояснил кировский юрист Ян Чеботарёв, представляющий в суде интересы католического прихода, сегодня Арбитражный суд Кировской области рассматривает уже второй иск о возвращении Александровского костёла. Первый был в 2018 году. Тогда католики хотели получить часть здания в свое пользование. Правительство Кировской области по ходу судебного разбирательства несколько раз меняло свои аргументы. То оно говорило, что помещения не поставлены на кадастровый учет, то ссылалось на поздние перестройки здания, которые изменили его предназначение. В конечном итоге суд все-таки принял сторону ответчика и отказал истцам в требованиях.

 

Такое решение не обескуражило католиков, и они подали второй иск. Согласно ему, в собственность прихода должно отойти уже всё здание костёла. Исковое заявление принято к рассмотрению, и судебная тяжба продолжается. По словам Яна Чеботарёва, в ближайшее время здание будет осмотрено экспертами. Их заключение будет приобщено к делу. Когда и чем закончится судебное разбирательство, еще не ясно.

 

Нужно отметить, что приехавший в Киров папский нунций привез кировскому юристу памятную медаль от папы Франциска за его активную позицию в деле отстаивания интересов католического меньшинства. Сам же Ян Евгеньевич больше впечатлился общением с послом Ватикана.

 

«Его высокопреосвященство - очень и очень интересный собеседник. Хорошо говорит по-русски. Отлично знает английский, польский, латынь (ну это понятно). Чувство юмора на месте у человека, что внушает лишнее уважение», - написал он на своей страничке в Фейсбуке.

 

Эти свои качества нунций продемонстрировал и в общении с губернатором. Хотя, несмотря на знание русского языка, он предпочел говорить с главой региона на итальянском, через переводчика. И это лишний раз доказывает, что для дипломатической службы Ватикан подбирает далеко не простаков.

 

А заслуг на дипломатическом поприще у Челестино Мильоре немало. До работы в России он представлял папский престол в Польше, в Совете Европы, ООН, бывал с делегациями в Анголе, Египте и Организации американских государств. Владеет несколькими языками. Помимо тех, что указал Ян Чеботарёв, в его арсенале еще родной итальянский, французский и, как можно было убедиться, русский.

 

Оказалось, что в Киров Челестино Мильоре приехал не по приглашению католического прихода и его главы, как можно было бы подумать. По словам Яна Чеботарёва, после назначения в Россию он поставил своей целью объехать все регионы, где есть католические общины. А его обращение к губернатору из-за судьбы костёла - просто стремление оказать поддержку единоверцам.

 

Общаясь с ватиканским дипломатом, Игорю Васильеву также пришлось проявить свои дипломатические способности. Он не сказал послу ни «да», ни «нет», а просто предложил поискать компромисс.

 

Губернатор пояснил, что Александровский костёл является объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения и решение может быть принято исключительно с соблюдением российского законодательства. Он также предложил передать приходу в пользование второй этаж здания. А еще выразил готовность (от имени министерства культуры) пересмотреть график использования помещений и предоставить больше времени для проведения религиозных обрядов, что возможно без изменения правообладателя здания.

 

Остался ли доволен этим посол? Непонятно. Он улыбался и благодарил Игоря Васильева. Но в любом случае судебный иск никуда не делся, и дело будет решаться в установленном законом порядке.

 

В контексте истории

Здесь можно добавить только несколько замечаний. Во-первых, во всей Кировской области насчитывается только 117 католиков (эту цифру озвучил один из прихожан со ссылкой на главу католического прихода). И кто скажет, будет ли правильно из-за сотни католиков лишать тысячи кировчан возможности послушать орган в зале с хорошей акустикой? Да и будет ли обладать таковой другое место, куда он может быть перемещен?

 

Во-вторых, у России нет положительного опыта взаимодействия с католической церковью. В отличие от православия, вокруг которого сформировался современный русский этнос, католицизм с давних пор проявлял себя недружественно к русским. Вспомним хотя бы походы на новгородскую землю Ливонского ордена, который был разбит в битвах на Неве и на Чудском озере Александром Невским. Или притеснения православных в Литве и Речи Посполитой в XV - XVI веках. Да и отечественную войну 1812 года вела против России католическая Европа. Можно привести и еще много других, менее известных фактов. Так что, оглядываясь назад, русскому человеку не за что любить католиков. И только в последнее время, начиная с 2000-х годов, наметилось некоторое потепление в отношениях Ватикана и Москвы.

 

В-третьих, католицизм, несмотря на значительное его ослабление в XXI веке, по-прежнему остается символом Европы. Но новая Европа - это уже не только христианство и традиционные ценности. Политика мультикультурализма и толерантности, защита прав геев и легализация однополых браков заставляют и Ватикан идти на уступки «духу времени». Чего только стоит призыв Святого престола к христианам всего мира «попросить прощения у гомосексуалистов за прошлое отношение к сексуальным меньшинствам». Уже одно это вызывает у россиян, воспитанных в духе традиционных семейных ценностей, с настороженностью смотреть в сторону католиков.

 

Ну и, наконец, последнее. Взаимоотношения Римско-католической и православной церквей до последнего времени были, мягко выражаясь, натянутыми. А всё потому, что Ватикан с 1054 года (с момента раскола церквей) не оставлял попыток подчинить себе православных. Эта многовековая война не могла не отразиться на отношении россиян к католикам.

 

Поэтому, когда сегодня принимается решение о возвращении кировского костёла католическому приходу, не учитывать такой контекст просто невозможно.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото: Gaudete.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Должны ли быть профессии, в которые не допускаются женщины?

Читайте также