Поколение Z не пишет мелом на доске: кировские лицеисты учатся жить в цифровом мире

ОБЩЕСТВО

27 ноября 2017 591 0
На печать

Информационный повод, так сказать, налицо: 22 ноября в Новосибирске начался суд над выпускником местной престижной гимназии с углублённым изучением информатики Владимиром Жогликом. Молодого человека обвиняют в том, что в прошлом учебном году он взломал систему, вычислил с помощью специальной программы  пароли учителей и исправил в «электронном журнале» двойки себе и своим одноклассникам. Исправил, разумеется, на пятёрки. Общественность обескуражена тем, что за невинную, по меркам «школы прошлого века», шалость компьютерному гению могут сегодня впаять реальный тюремный срок - до двух лет лишения свободы.

 

О том, возможны ли подобные информационно-технологические казусы на Вятской земле, насколько программы местных школ защищены от хакерских атак, легко ли учить детей поколения Z, рассказывает директор кировского лицея информационных технологий (бывшая 28-я школа) Николай Евгеньевич Целищев.

 

«Информационные технологии пришли в наш лицей давно, - вспоминает Николай Евгеньевич. - В 2001 году появились компьютерные классы, база была неплохая, но проблема в том, что она очень быстро устаревает. И когда меня двенадцать лет назад назначили сюда директором, моё хобби в плане информационных технологий совпало с тем, что всю эту компьютерную сокровищницу предстояло и возглавить, и обновить. Тем не менее, когда я пришёл сюда, на столе директора компьютер не стоял. Прежний директор был большой умница и великий стратег, но управление новыми технологиями пришлось реализовывать мне».

 

Нашумевшую историю про 16-летнего новосибирского гимназиста, взломавшего «электронный журнал» и исправившего своим одноклассникам двойки на пятёрки, в лицее № 28, разумеется, знают. Комментируют по-разному. «Позволю себе немного истории, - седлает своего любимого профессионального конька директор. - В моей жизни предвестником всех этих «электронных журналов» стали информационные технологии в управлении образованием. И я до сих пор считаю, что это даёт очень большой эффект. Например, составлять расписание уроков можно вручную - это очень трудоёмкий процесс. А можно запустить специальную программу, с помощью которой завуч за компьютером весьма быстро составит сбалансированное, выверенное по требованиям СанПиНа расписание, и довольны останутся педагоги, дети и их родители.

 

Я проводил первые эксперименты ещё в 47-й школе, а когда пришёл в лицей, внедрил программу «Директор», освободившую учителя от рутинных операций в пользу работы с учениками. Когда говорят, что информационные технологии со временем заменят педагогов - не верьте. Любая технология всего лишь инструмент в руках учителя. Например, раньше в конце учебной четверти педагоги писали отчёт о том, сколько пятёрок, четвёрок, троек и двоек было поставлено по предмету, классный руководитель сдавал такой же отчёт по своему классу, нужно было вычислять процент успеваемости. Но всего этого, оказывается, можно было и не делать: программа все эти проценты выведет сама в считаные минуты. Когда мы внедрили эту систему итоговой успеваемости, возникла идея «электронного журнала», который бы давал возможность наблюдать за текущей успеваемостью.

 

Разработчики создали по нашим идеям журнал, полностью повторяющий печатный, и когда учитель вводил в графы какие-то оценки, выставлялся средний балл. Была реализована такая опция, когда при балле ниже 2,5 фамилия ребёнка высвечивается красным цветом, чтобы учитель обращал внимание на то, что ученик не справляется с программой. Когда создавался этот ресурс, моя принципиальная позиция была такова: «электронный журнал» не должен быть основан на «облачных» технологиях, потому что, если я, как директор, отвечаю за учёт успеваемости, я должен создать такую систему, куда не будет возможности доступа со стороны, чтобы информация никуда не пропала и чтобы это можно было контролировать. То есть как это реализовано именно у нас, в 28-м лицее.

 

Журнал работает без доступа в Интернет, в рамках локальной сети. Это внутренний инструмент для работы в школе - попасть извне сюда и что-то изменить невозможно. Для того чтобы родители посмотрели оценки своего ребёнка, в «облаке», создано некое зеркало этой программы, и туда два раза в день загружаются «персональные» отметки только этого учащегося. Если ребёнок сломает «зеркало», при следующем обновлении все оценки встанут на свои места, то есть взлом базы данных бесполезен: она обновляется после первой и второй смен. А что касается новосибирской истории, речь идёт, скорее всего, о так называемом «Дневнике.ру». Он находится полностью в «облаке», и талантливому программисту не составит труда его взломать. Ничего удивительного нет: говорят, взламывали даже сайт Пентагона - на любую программу найдётся свой хакер. Особенно если используются «облачные» технологии, и во многих городах, где внедрён «Дневник. ру», учителя очень недовольны.

 

Наши «безоблачные» технологии гораздо надёжнее, защищённее и стабильнее, поэтому мы первыми в России восемь лет назад перешли на ведение «электронного журнала», без его бумажного аналога. На конференции в Москве, в то время как просчитывали плюсы и минусы этой электронной новинки, были весьма удивлены, когда я сказал, что давно уже не только протестировал необычный журнал, но и работаю в нём.

 

«Облачные» же технологии мы внедряем в процесс обучения: второй год мы среди двадцати пяти российских образовательных учреждений попали в программу «Витринные школы «Майкрософта», объединяя детей на виртуальном уровне. И здесь общий подход вот какой: мы работаем с детьми, которые не жили без Интернета. Поэтому они другие. И обучение нужно строить с учётом этого. На уроки дети приходят со своими гаджетами, они быстро переключают внимание, не способны к монотонному переписыванию. Мне повезло, что в нашем лицее работают педагоги, умеющие это понять и подстроиться под поколение Z, быть на одной волне с детьми, не ловящиеся на приманки прошлого века. Мы вполне допускаем, что, если ребёнок не может ответить на уроке устно, пусть он отвечает в виртуальном пространстве. Учителя дают ссылки на какие-то ресурсы, например просят посмотреть фильм на YouTube, или проводят тестовые работы, на проверку которых в программе Forbs уходят считаные минуты. В двух кабинетах в лицее оборудованы точки бесплатного Wi-Fi, и если в других школах учителя обычно заставляют детей убирать телефоны на уроках, мы, напротив, предлагаем телефоны достать, заходим на ресурс, берём ссылочку с итогового теста и начинаем выполнять. Вся информация после окончания работы собирается у учителя. Он видит, какие допущены ошибки, анализирует их, и делается это в «облачных» технологиях».

 

Программа работает на основе единой базы данных: например, «Библиотека», «Электронный дневник». Несколько лет назад был реализован грант губернатора в номинации «Электронная школа» - где, кроме процесса управления образованием, информационные технологии должны помогать всем направлениям работы: обеспечению безопасности, заботе о здоровье, организации питания. В лицее появились электронная проходная с информированием родителей о приходах-уходах ребёнка в школу и из школы, электронные замки в учебных кабинетах, было закуплено оборудование для офтальмологического кабинета, чтобы проверять зрение у детей трижды в течение года. Лицей № 28 - одна из немногих оставшихся в областном центре школ, в которой столовая СВОЯ, а не от комбината питания, то есть можно было организовать свою же систему безналичной оплаты детских обедов. По транспортной карте можно прийти в школьную библиотеку и, приложив карту к считывателю, попасть в электронный формуляр. В лицее создана единая система школьного времени, подобной фишки тоже нет ни у кого: все школьные часы собраны в единую сеть и связаны со звонками.

 

Информатику здесь ведут со второго по одиннадцатый классы. Это единственный лицей, где изучается программирование, и одна из разработок учащихся - электронная остановка, которая висит в школе. Была создана также интерактивная схема безопасного маршрута до лицея, она размещена на сайте.

 

Интерактивные доски - в каждом кабинете, а меловых досок попросту нет. Отдельное направление - робототехника. Его начали развивать года четыре назад, и теперь вся младшая школа делает роботов под водительством учителей начальных классов. Среднее звено - экспериментальная площадка института развития образования, поэтому робототехника изучается в рамках технологии, и в прошлом году впервые пятиклассники завершили учебный год защитой проектов. Лицей сотрудничает с заводом «Маяк», оттуда пришли взрослые люди - технолог и инженер, мальчишки показывали им свои машины. Кроме того, работает целая студия робототехники, которая занимается соревновательной робототехникой - и в прошлом году четвероклассники, к примеру, выиграли отборочный региональный тур Всемирной олимпиады роботов, поехали в Казань и на российском этапе заняли второе место. Слава Романов в Сочи на Всероссийской инженерной олимпиаде занял второе место в личном зачёте, а в командном вместе с учеником из Кировского физматлицея они стали лучшими. На днях команда лицеистов вернулась из Питера с соревнований по робототехнике, привезла третье место.

 

«Существует убеждение, что информационные технологии - это удел информатиков, - говорит Николай Евгеньевич. - У нас же в лицее это инструмент, который позволяет сделать учебный процесс интересным, приближенным максимально к детям. Учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Помочь ученикам понять, где правда и где вымысел, научить их разбираться в материале - вот главная задача педагогов. Мы больше не тащим учеников за собой, мы идём рядом с ними. И если иногда ученики забегают вперёд, мы говорим: «Это нормально, вы большие молодцы!»

 

Ирина КУШОВА. Фото автора.

 

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий