Под брендом «Дымковская игрушка». Кировский народный промысел получил официальный статус

КУЛЬТУРА

22 апреля 2019 1008 0
На печать

 

Помню, раньше, бывая в Москве, всегда на Арбат заходила. Идешь по улице, как по выставке, на каждом шагу - сувениры (сейчас они только в магазинах). Тут и матрешки - российский бренд, и деревянные расписные ложки, и конечно - «дымка». Только чья и откуда? Вот и решили, видно, чтобы поставить заслон всяческим подделкам, регистрировать наименования мест происхождения товаров.

 

В Кирове свидетельство на право использования наименования «Дымковская игрушка» первым получил Центр народных промыслов и ремесел «Вятка». На очереди - «Союз художников России - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» и ООО «Художественные мастерские «Дымковская игрушка». Руководитель Центра народных промыслов Надежда Петровна Копосова показывает свидетельство об исключительном праве на наименование товара под № 194/1.

 

Охранный знак

- Это веление времени, - говорит она. - Еще в 2017 году Валентина Матвиенко поручила правительству организовать регистрацию местных брендов, подчеркнув, что «Россия велика и многообразна и каждый город по-своему уникален...». О необходимости брендов говорили и в апреле прошлого года на конференции ассоциации «Народные художественные промыслы России», в которую входит и наше предприятие. Под руководством министерства экономического развития и предпринимательства Кировской области мы  сформировали необходимый для регистрации пакет документов. А так как исторических сведений о связи промысла с Вяткой достаточно много и доказывать это особо не надо, наименование места происхождения товара было зарегистрировано за три месяца. «Хохлома» со свидетельством, а также «Дулёвский фарфор», «Павловопосадский платок», «Гжель», «Вологодские кружева». А мы чем хуже?

 

- Что дает регистрация? «Дымка» - она и в Африке  «дымка».

 

- Это своего рода охранный знак, гарантия того, что реализуется настоящее изделие, а не подделка. В отличие от товарного знака наименование места происхождения товара (НМПТ) привязано к региону, а право на его использование может быть предоставлено нескольким юридическим и физическим лицам одновременно. Регистрация Роспатента закрепляет бренд «Дымковская игрушка» за Кировской областью. Это не только защита промысла, но и возможность выхода на всероссийский и международный уровни. А также - повышение туристической привлекательности нашего края.

 

- А если и в других областях начнут изготавливать свою «дымку»?

 

- Не имеют права, - вступает в разговор коммерческий директор Вера Копосова. -
У каждого народно-художественного промысла своя «прописка». Так, только в городе Семёнове Нижегородской области исконно существует хохломская роспись. Это подтверждено и закреплено федеральным законом о народных промыслах.

 

- Ну а в случае, если вы куда-нибудь поедете со своей продукцией?

 

- Мы по всей России ездим. Надеемся, что это свидетельство поможет нам найти новые рынки сбыта.

 

- Вятка всегда ассоциировалась с дымковской игрушкой. Бренд - не открытие...

 

- Это лишь закрепление. Доказательство, что истинные производители игрушки только у нас, в Кировской области, - продолжает рассказ Надежда Петровна. - Исторически сложилось, что до революции лепили «дымку» кустари, потом появились артели, а после войны - и крупные предприятия народных промыслов. В 1990-х годах они были разрушены, здания «прихватизированы». Но промысел - это не здания, а люди! Он, как и прежде, сохраняется в руках умелых мастериц, продолжается преемственность поколений. На сегодня дымковская игрушка создается в Кирове на трех предприятиях - это наш центр, «Союз художников России - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», в 2014 году образовано еще одно молодое предприятие - «Художественные мастерские «Дымковская игрушка». Заявки на регистрацию НМПТ от производителей города Кирова были поданы одновременно в декабре 2018 года, вот-вот должны получить свидетельства о праве использования бренда ещё два предприятия.

 

- Получение бренда, наверное, дорогое удовольствие?

 

- В пределах разумного. У нас небольшое предприятие, и нам получение свидетельства обошлось примерно в 20 тысяч рублей. Это просто госпошлина.

 

За «Жар-птицей»

Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» арендует часть территории Зонального института. В ассортиментном кабинете одна стена полностью в «дымке». На стеллажах множество игрушек - от миниатюрной собачки до огромного индюка (работа Раисы Аркадьевны Колчановой).

 

- Уровень наших мастериц позволяет им лепить крупную игрушку: рука поставлена, - замечает Надежда Петровна. - Тут важно пластику, симметрию, пропорции соблюсти, дать изделию хорошо подсохнуть, чтобы никуда не «увело». Большой опыт для этого нужен. Вот полюбуйтесь, какой бравый офицер! Его тоже Раиса Аркадьевна слепила.

 

Надежда Петровна бережно достает фигурку из упаковки.

 

- Мы работаем с этикеткой, голограммой, каждая игрушка у нас в персональной подарочной коробочке. Обязательно краской прописана фамилия мастерицы. Кратко даем информацию о «дымке», контакты, - рассказывает она.

 

 А вот шикарная барыня Любови Николаевны Коробицыной. Рядом - её же композиция: пара с ребенком и парень со свистулькой. Все работы на стеллажах в упаковке: готовятся к дороге, на очередную выставку народных художественных промыслов и художников России «Жар-птица» в Москву.

 

Вот и в композиции этой мастерицы «Выезд барыни» запряжена уже пара лошадей, кучер сел на облучок, а в экипаже - дама под зонтиком.

 

Каждый мастер отличается своим почерком. По словам Веры Олеговны, даже без подписи, только взглянув на игрушку, можно определить, кто автор. Ей больше нравятся сюжетные работы на темы деревни, города, семьи.

 

Каждая игрушка уникальна, но мастерицы бережно относятся к традициям. Русский дух, национальные особенности очень хорошо передаются в «дымке». Этот задор, яркость игрушки, ее теплота радуют сердце. Недаром раньше обжигали «дымку» в русской печке. И выходила она оттуда каленая, черная от сажи. Сегодня - в компактной современной печи для обжига (при 850 градусах!). Интересно, что даже просто в глине, не расписанная, игрушка легко узнаваема, настолько она индивидуальна.

 

- Когда участвуем в выставках, мы не просто ряд барынь, индюков выставляем, а по темам композиции составляем, как бы играем в нашу игрушку, - продолжает Надежда Петровна.

 

- А как приходят в промысел?

 

- У наших мастериц было очень большое желание делать игрушку. И в 1970-е годы они прошли обучение у ветеранов «дымки», и просто «прилепились» к игрушке. Главное - прочувствовать это искусство душой. И, конечно, должен быть художественный дар. У нас почти все мастерицы, такие, как Любовь Коробицына, Раиса Колчанова, Любовь Втюрина, Наталья Чухлова, Лариса Ушакова, Лариса Четверикова, Елена Шадрина, - члены Союза художников России. Есть и талантливая молодежь: Ольга Первакова и Алла Чуланова.

 

- Надежда Петровна, а как к вятской «дымке» в Москве относятся?

 

- С благодарностью! И не только в столице. Более чем за 20 лет мы в очень многих регионах побывали. Принимают везде хорошо, но выезды нам дорого обходятся. Посетители выставок нам везде рады: «Ой, вы еще живы! Какие вы красивые, как в музей сходили!» К сожалению, покупательная способность людей на сегодня низкая, не всем наша игрушка по карману. И все же ежегодно, 19-й год подряд, мы выезжаем на выставки ассоциации народных художественных промыслов России: «Ладья. Зимняя сказка», «Ладья. Весенняя фантазия» и на выставку «Жар-птица». На эти специализированные выставки приходят те, кому интересны народный промысел, мастера. Рядом с «дымкой» там выставлены одним «народным фронтом» хохлома и гжель, вятская керамика и матрешки, вологодские, липецкие, вятские кружева. И надо низко поклониться нашему русскому народу: посетители валом валят, от мала до велика, - мамы с детскими колясками и старушки с палочками. «Как живете?» - спрашивают. Тяжело живем, но пока люди ходят за нашей игрушкой, мы будем жить!

 

Чем эти выставки хороши - возможностью пообщаться с мастерами и руководителями предприятий народных промыслов из других регионов. Причем на их местном наречии. Такой бывает приятный говорок: у нижегородцев - оканье, у москвичей - аканье, а наш вятский диалект ни с чьим не спутаешь. Ну и цель просветительская важна: знакомство с народным промыслом. К тому же благодаря им на месте не стоим. К каждой выставке что-то новое придумываем. Те же барыни, да по-другому раскрашены, какой-то иной сюжетный ход… На мартовскую выставку приехали - посетители и говорят: «Вроде недавно, в декабре, вы были, и снова - новинки, и опять нас удивили...» Это окрыляет, и хочется работать дальше.

 

- Под эгидой бренда?

 

- Да, теперь и дымковская игрушка в одном ряду с ведущими промыслами России.

 

Вера Ануфриева.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий