Авария в Поздино: два года спустя

ПРОИСШЕСТВИЯ

20 февраля 2016 820 1
На печать

Почему ликвидировали гостиницу правительства области?

 

Стремительно летит время. Два года минуло после железнодорожной катастрофы, случившейся в районе станции Поздино. Но компенсации за потерянное имущество большинство пострадавших нововятичей до сих пор не получили.

 

Напомним хронику происшествия. 5 февраля 2014  года в 4-43 утра в единую диспетчерскую службу города Кирова поступило экстренное сообщение: в Нововятском районе недалеко от железнодорожного переезда произошел сход 32 железнодорожных вагонов с газовым конденсатом, которые загорелись. И хотя на место катастрофы были сразу же брошены все оперативные службы, из близлежащих домов спешным порядком эвакуировали почти семьсот человек и к  9 часам пожар локализовали, под насыпью уже вовсю полыхали десятки гаражей, а пятно горящего конденсата достигло берега реки Вятки и даже выползло на лед.  В первые часы трагедии вряд ли кто-то мог предположить, что сумма ущерба, понесенного мест­ными жителями, по самым скромным подсчетам, будет исчисляться миллионами рублей, ведь многие напрямую пострадали от этой аварии, потеряв свои гаражи, автотехнику, бытовой и рабочий инструмент. Что ликвидация последствий аварии затянется до глубокой осени. Что с общей площади более 12 тысяч квадратных метров придется вывозить и утилизировать почти полторы тысячи кубических метров загрязненного грунта и более трехсот кубометров древесной и кустарной растительности, вырубать на Вятке девятьсот кубометров загрязненного льда и вносить почти полторы тонны нейтрализующего сорбента... Еще тогда, в 2014-м, в комиссию по возмещению ущерба поступило от нововятичей 123 заявления. В итоге заявленный ущерб составил порядка 32 миллионов рублей. Железной дорогой по представленным правоустанавливающим документам частично удовлетворено только 32 заявления. На сумму 5 миллионов 400 тысяч рублей. Остальным было отказано по причине отсутствия на сгоревшие объекты недвижимости соответствующих документов. Так что собственникам или владельцам гаражных боксов и овощных ям оставалось доказывать свое право на недвижимость, и соответственно - претендовать на компенсационные выплаты, непосредственно в суде.  А судебное разбирательство, как известно, дело долгое и хлопотное.

 

Год понадобился чиновникам территориального управления по Нововятскому району, чтобы зимой 2015 года собрать в здании администрации граждан, пострадавших в результате железнодорожной аварии вблизи станции Поздино, и обсудить наконец вопросы возмещения понесенного ущерба, попытаться хоть как-то сдвинуть дело с мертвой точки. Да, у большинства владельцев сгоревших гаражей не было на руках правоустанавливающих документов. Но ведь не самозастроем же занимались эти люди. И не их вина, что в советское время вовсе не требовалось оформлять на недвижимость право собственности. Это сейчас нужно документально подтверждать это право. Поэтому, как подчеркивали на той встрече юристы, для следствия важны  любые подтверждения наличия собственности: расписки, выданные при купле-продаже гаража, квитанции об уплате членских взносов в кооператив, гаражные журналы, чеки, квитанции, гарантийные талоны. Даже показания соседей могут быть приняты во внимание... «Ваше преимущество - массовость, затронуты интересы очень многих людей. А это большой шанс выиграть суд у железной дороги», - убеждал собравшихся представитель следственного управления на транспорте.

 

Прошел еще год. На дворе февраль 2016-го. Компенсации по-прежнему нет.

 

Поэтому прокомментировать ситуацию с возмещением ущерба нововятичам за потерянное имущество мы попросили юриста Сергея Щелокаева, непосредственно занимающегося подготовкой и подачей коллективного иска в адрес виновной стороны. 

 

- Самая большая сложность при подготовке коллективного иска заключалась в том, что люди построили эти гаражи в 1970-е годы, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Когда было выдано распоряжение горисполкома об этом  строительстве, действовало законодательство СССР, которое не предусматривало никакой регистрации. Никаких документов на право собственности тогда не требовалось... И позже, после 1998 года, когда законодательство по недвижимости изменилось, никто особо не задумывался о том, что нужно документы переоформить. По крайней мере, очень небольшое число людей зарегистрировало право собственности на гараж... Соответственно мы имеем сегодня вот это распоряжение о разрешении гаражного строительства и документы непосредственно самих гаражных кооперативов - об уплате взносов, иногда об уплате налогов. И это фактически все... При этом за минувшие годы примерно треть собственников поменялась. Кто-то умер, кто-то гараж продал, кто-то переоформил его на родственников. И получается, что списки  людей, кому в 70-е годы выдавали разрешение на строительство, во многом не сходятся со списками людей, которые сейчас числятся в кооперативах... 

 

И все же мы вышли с коллективным иском от имени 68 человек. Будем пока взыскивать только стоимость непосредственно самих гаражей. А на компенсацию имущества, которое там находилось, не заявляли. Потому что доказывать этот ущерб очень сложно - тогда процесс может растянуться до невозможности. А компенсация за гаражи - это самая большая часть потерь. Поэтому решили начать именно с этого вопроса. Ну а со временем можно заявить и все остальные претензии.

 

- Кому предъявлен иск?

 

В рамках уголовного дела виновными в совершении данной аварии признаны три человека. Двое жителей Первомайского района города Кирова и один житель Нововятского района города Кирова. Это железнодорожники, рядовые сотрудники РЖД. Именно они сегодня и являются ответчиками, а РЖД на данный момент выступает в качестве третьего лица... 

 

Может возникнуть вопрос: почему иск не к РЖД? Дело в том, что головной офис РЖД находится в Москве, у этого акционерного общества один юридический адрес. А его структурные подразделения, вынесенные в регионы, работают без юридического адреса. Соответственно по их местонахождению иски подавать нельзя...  Поэтому, чтобы иметь возможность подать иск именно здесь, в Кирове, у нас ответчиками выступают трое виновных в аварии граждан, а РЖД привлекается в качестве третьего лица, как их работодатель. Но в ходе судебного разбирательства на первом же заседании мы будем заявлять ходатайство о том, чтобы переквалифицировать РЖД из третьего лица в соответчики. И уже потом будем решать вопрос о том, чтобы возмещали ущерб именно Российские железные дороги.

 

Иск подан в Первомайский суд города Кирова.  По месту жительства двух виновников аварии...  На днях я проводил собрание всех пострадавших нововятичей, разъяснил  ситуацию, которая сложилась на данный момент: иск подан, в скором времени  начнется судебное разбирательство.

 

Конечно, загруженность у судов большая. Поэтому первое судебное заседание, я думаю, начнется в начале марта…

 

Это народный суд. А вот в арбитражном суде уже несколько дел по факту аварии в Поздине рассмотрено. Иски предъявляли юридические лица, чье имущество тоже пострадало. Но у них право собственности было зарегистрировано. Поэтому проблем не возникло - и иски удовлетворили…

 

По большому счету  и у нас нет спора по факту аварии. Спор вокруг двух вещей. Во-первых, было ли у людей право собственности? А второе - у кого конкретно оно было, это право? 

 

- А сумма коллективного иска большая?

 

- Чем   обоснована сумма иска? В рамках расследования уголовного дела была проведена оценка ущерба. Выезжали на место, проводили осмотр. Хотя в основном все уже было снесено, даже то, что уцелело во время пожара. И эксперты свои заключения фактически писали на основании опросов: какие размеры имели гаражи, из каких материалов были изготовлены. На основании этих сведений и делали оценку. И в среднем выходило - 100 тысяч рублей компенсации за гараж. Соответственно общая сумма иска - более                       6 миллионов рублей.

 

- Общий иск составлен от имени 68 человек. Но пострадавших, помнится, было больше ста. Почему же далеко не все заявили свои имущественные претензии в адрес виновников аварии?

 

- По разным причинам. Кто-то уже махнул рукой, кто-то решил: тех средств, что выдали в виде компенсации за автомобиль,  вполне достаточно… Люди просто устали ждать, многие не верят, что можно чего-то добиться. Когда с ними пытаешься связаться, они прямо заявляют: мне ничего не надо... Часть граждан решили действовать самостоятельно. Это люди, у которых есть на руках свидетельство о праве собственности.

 

Повторю: чтобы дело не затягивать, мы решили идти по самой крупной части иска  -  по гаражам. Если все решится в нашу пользу, то люди самостоятельно смогут дозаявить иные свои претензии, выйти с отдельным иском, с доказательствами того, что в сгоревшем гараже было еще имущество: рабочий инструмент, запчасти к машине… У людей могли сохраниться чеки, есть свидетели,  которые все это подтвердят…

 

- То есть в принципе такие иски реальны?

 

- Да, реальны, срок исковой давности - три года. Считая от аварии, от 5 февраля 2014 года… Для гражданских исков фактически есть еще один год.  

 

Ну а пока  весь спор будет связан с документальным подтверждением права собственности на утраченные гаражи. Это и будем доказывать.

 

Хотя и тут возможны определенные сложности. Дело в том, что некоторые люди, кому уже возмещался вред РЖД, подписывали специальные соглашения. А в этих соглашениях есть пункт, что никаких имущественных претензий граждане больше к РЖД не имеют. И людям предлагалось в таком варианте поставить подпись. Либо ничего не подписывать - но тогда РЖД что-либо добровольно выплачивать отказывалось. Даже в отношении документально подтвержденных уничтоженных огнем автомобилей.

 

Таким людям возместили потерю автомобиля, но не возместили гараж. И с точки зрения этого соглашения получается, что человек к РЖД больше вообще никаких претензий не имеет. Даже по поводу уничтоженного гаража. Бумага же подписана. Хотя, с другой стороны, Гражданский кодекс предусматривает, что отказ от права самого права не прекращает. Поэтому будем доказывать фиктивность такого отказа. Должна же быть справедливость. Ради этого и работаем...

 

Кстати, хотелось бы более деятельной помощи со стороны администрации города Кирова, администрации Нововятского района. Потому что, когда мы обращаемся в различные инстанции, в лучшем случае нам просто предоставляют допуск к архивам. Прямого же содействия от чиновников мы не видим...

 

Подготовил Сергей Святки.

 

Фото echokirova.ru

ТЕГИ

Комментарии

1 комментарий
  • Гага

    24 февраля 2016 10:41

    РЖД гребет такие деньги. А людям копейки жалеет.
    Ответить

Оставить свой комментарий