Пациентов в Киров доставят вертолетом

ОБЩЕСТВО

17 июля 2017 621 0
На печать

 

На прошлой неделе в нашей области состоялся первый рейс в рамках федеральной программы развития санитарной авиации. Тяжело травмированную жительницу Яранского района доставили на вертолёте Ми-2 за 1 час 20 минут из ЦРБ в кировский Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии для дальнейшего лечения.

Уже в середине весны в областном правительстве заявили о намерениях построить вертолётные площадки при всех центральных районных больницах или в пределах десяти минут езды от них. Несколько площадок строится в Кирове - при областных клинической больнице и Центре травматологии, который соседствует с областными перинатальным центром и детской клинической больницей.

 

Дело нужное, но...

- Служба санитарной авиации находится в структуре единой скорой медицинской помощи, и она будет усилена автомобилями: в каждом крупном районном центре будут выделены дополнительные машины для реанимации, которые эвакуируют пациентов в учреждения здравоохранения высшего уровня, - утверждает и.о. министра здравоохранения области Андрей Черняев. - Таким образом, медицинская эвакуация выполняется и наземным транспортом, и воздушным, если в этом есть необходимость.

 

К сожалению, каким образом будут определять необходимость использования санитарного вертолёта, в облправительстве пока не пояснили. Возможно, механизм продуман.

 

Идея санавиации хоть и известна с советских времён, но по-прежнему актуальна и хороша. Её правильная последовательная реализация поможет спасать жизни и здоровье землякам, попавшим в беду, будь то тяжелая травма, инфаркт миокарда или, например, приступ аппендицита. Вариантов потребности в экстренной помощи много.

 

Тем более что в некоторых районах области населённые пункты находятся за сто и более километров от ближайшего места оказания квалифицированной медицинской помощи. О бездорожье, об отсутствии регулярного движения транспорта между ними общеизвестно. Некоторые из-за разлива рек по месяцу в год и более отрезаны от внешнего мира, как те же Чус, Бадья и несколько других в одном только Верхнекамском районе. В случае чего, добраться до них можно только по воде или по воздуху. А взлётно-посадочные площадки - только при ЦРБ. Хотя в советские времена в районах функционировали целые аэродромы для самолётов, один даже восстановили пару лет назад в Лальске. Правда, за последний год не использовали ни разу.

 

Уже ясно, кто и как

Как сообщает областное правительство, программа развития санавиации рассчитана на три года. Сейчас на закупку авиационной услуги для оказания медицинской помощи выделено 188 млн. рублей, из которых 168,5 - из федерального бюджета.

 

Как выяснил «Вятский край», осуществлять названную услугу на всю сумму до конца года будет компания «Вяткаавиа». По словам её президента Олега Кочкина, уже заключен соответствующий контракт с обл­правительством, и первый санитарный рейс Яранск - Киров совершил именно её вертолёт Ми-2. Пока он единственный в авиапарке компании, однако в августе будет куплен ещё и российский вертолёт «Ансат». По утверждению Андрея Черняева, новая машина будет оснащена медицинским модулем, что позволит оказывать помощь пациентам внутри самого транспортного средства при перелёте. А значит, надежность осуществления перевозок вырастет в два раза.

 

Олег Николаевич пояснил, что сумма контракта рассчитана только на ежемесячную оплату выполненных лётных часов, стоимость каждого из которых на Ми-2 составляет 75 тысяч рублей. Таким образом, первая перевозка пациента обошлась облбюджету в сумму в районе 90 тысяч рублей. Надо так надо, жизнь человека важнее.

 

«Вяткаавиа» сама занимается всеми остальными расходами, включая оплату работы экипажей и диспетчера, а также ремонтов. Создание же взлётных площадок, их поддержание в работоспособном состоянии и прочие сопутствующие затраты по формированию единой системы экстренной помощи полностью ложатся на областной и муниципальные бюджеты. Впрочем, Кочкин заверил, что в экстренных случаях его вертолёт способен садиться на площадку, подобранную с воздуха. Так что Чус или Бадья не пропадут.

 

А что потом?

Выбор подрядчика кировским минздравом не удивляет: судя по информации в открытых источниках, ещё пять лет назад компания «Вяткаавиа» получила сертификат соответствия на право обслуживания авиационной техники, а затем выиграла тендер областной клинической больницы по санитарной авиации, то есть начала заниматься ею еще до подключения области к федеральной программе.

 

Но в ноябре должны состояться новые торги по закупке авиауслуги на 2018 год, и хотя в Кировской области конкурентов у нынешнего подрядчика нет, они могут прийти из других регионов, считает Кочкин. Что не исключено, учитывая благоволение «варягам» со стороны как бывшего губернатора, так и нынешнего врио.

 

Для большинства кировчан тоже вряд ли есть разница, кто именно придёт им вовремя на помощь в случае беды - свои или приезжие лётчики и вертолёты. Подготовленная государственная служба санавиации наверняка была бы ещё надежнее, но в эпоху тотального разгосударствления говорить об этом не принято. Пока федеральный проект - до конца 2019 года, а дальше - сами.

 

Как сообщила побывавшая недавно в Кирове замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева, скоро в нашу область поступят 15 новых автомашин скорой помощи. Плюс санавиация. Вроде реагирование на тяжелые случаи, требующие вмешательства врачей в Кирове, предусмотрели - правда, если у пострадавшего или медика будет работать сотовая связь, чтоб вызвать экстренную службу. Всё-таки «оптимизированные» прежним правительством области медучреждения на местах были, возможно, и дороже, но доступнее в плане оперативного вмешательства. Санавиацию возрождаем - может, пора и над другими положительными моментами прошлого подумать?

Игорь НЕЛЮБИН.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий