Открытый урок Валерии Пантелеевой

ОБЩЕСТВО

10 апреля 2017 601 0
На печать

Словно будешь жить вечно

 

Женская профессия

 

Я специально бродила вчера по проф-ориентационным сайтам, ища профессию учителя в списках самых интересных, самых перспективных, самых престижных и самых популярных. И не нашла. Зато среди «самых женских» профессий то, что я искала, находилось на первом месте. Что это значит? Это значит, что Валерия Ивановна Пантелеева на верном пути. Она успешно подтверждает эту статистику, преподавая немецкий язык в кировской школе № 61.

 

Школа старая - не по стенам, а по возрасту, ей исполняется сто лет. Находится она за переездом в Нововятском районе г. Кирова, «на сорок первом», как говорят местные жители. От центра города добираться сюда далеко, но чужие здесь не ходят и не ездят.

 

Вот, к примеру, Валерия Ивановна, она своя в доску. Здесь родилась и выросла. И школу
№ 61 окончила с золотой медалью. И микрорайон свой «сорок первый» считает самым лучшим, родным - другого не надо. Пока.

 

В весёлые юные годы ей жизнь давалось легко - особенно учёба, особенно русский язык. Казалось бы, филологический факультет ей в руки, но умненькая Лерочка решила усложнить задание и поступить на иняз.

 

Причина на то была веская: однажды учительница немецкого языка Светлана Николаевна Высотина похвалила Леру на родительском собрании (при всех!), объявив про выдающуюся способность девочки к изучению иностранного языка. Сказала и не подумала, что тем самым обретает себе в будущем коллегу, последовательницу и подругу.

 

Но в тот выпускной год планы у Леры Пантелеевой были глобальные, на педфак она идти не хотела и ЕГЭ по обществознанию, обязательный для поступления на этот факультет, не сдавала. Мечтала стать переводчицей, однако на бюджетное место не прошла, даже с медалью, и начала учиться платно.

 

Так прошёл один семестр, и отличнице Лерочке дали понять, что перспектив перевода на бюджет не предвидится. А мама у Лерочки - швея, папа - бухгалтер, да ещё младший братишка растёт. Короче, родители сказали: «Платить пятьдесят тысяч в год для нас невыносимо, давай, детка, забирай документы». Но умненькая девочка пришла к декану педфака и попросила: «Переведите меня к вам». Декан отвечает, мол, не одна вы у нас такая хитренькая да проворненькая, чем вы от других, желающих перевестись к нам, отличаетесь? Вот тут Лерочка и говорит скромным голосом, а у меня-де сессия на «отлично» сдана и школьная золотая медаль. Понятное дело, с такими-то заслугами её перевели, все необходимые экзамены она пересдала и начала учиться.

 

Шпрехен зи дойч... и всё такое прочее

 

Про будущих учителей иностранного языка вузовские преподаватели во все времена говорят примерно одно и то же: что у студентов слабая мотивация, они боятся делать самостоятельные шаги, у них нестабильное произношение, недостаточная беглость речи, ошибки и «вятский акцент». Но зато они умеют сотрудничать - хотя бы это хорошо.

 

Уже тогда, в студенческих аудиториях, Лера Пантелеева видела, что к языкам у всех разные способности: кому-то легче даётся письмо, кому-то - чтение, кому-то - перевод, тем не менее, была она убеждена, освоить иностранный язык может любой человек. И тогда же, в студенчестве, задавалась Лера вопросом: а почему же так мало людей знают английский, допустим, или немецкий, или французский - самые ходовые языки то есть. Про китайский и японский умолчим. Наверное, их плохо учили в школе? Непонятно объясняли? Не искали индивидуальный подход? Плюс лень. Плюс нерегулярность занятий. Плюс страх перед незнакомыми словами.

 

Лерочка любила немецкий язык. Обижалась, когда его называли непопулярным, грубым, немузыкальным. Она считала, что, стоит в нём разобраться, он обретает вмиг и стройность, и красоту, и звучание, и влюбляешься в него навсегда. А профессию учителя она никогда не считала опасной и непрестижной.

 

Кроме того, в студенческие годы она подрабатывала в родной школе старшей вожатой и знала, что с дипломом её ждут не дождутся и директор, и педагоги, и дети. На школьных праздниках, слётах и фестивалях, которые затевала щедрая на выдумку Лерочка, сокращалась та дистанция, которая обязательно случается между учеником и учителем в классе.

 

В школу Валерия Ивановна пришла всегда готовая, как юный пионер, предостерегать и направлять, прощать ошибки и не требовать детскую душу взамен своего потраченного времени. Ну и, конечно, у неё было и есть ангельское терпение. И ещё её любили - это, пожалуй, самое главное.

 

По отчеству Лерочку коллеги называют только при учениках - для поднятия авторитета и для порядка. А так для всех она любимая умница и красавица, и даже директор школы Владимир Леонидович Русских, провожая меня до кабинета иностранного языка, по-отцовски беспокойно интересовался: «А вы нашу Лерочку не обидите?»

 

Самые счастливые моменты

 

«Учить современных детей - одно сплошное удовольствие, - убеждена Валерия. - Сейчас так много электронных средств, лингафонный кабинет. Но проблема в том, что для учеников общеобразовательной школы иностранный язык - не ключевой предмет. Дети так и говорят: а зачем мне это? Мало кто хочет стать переводчиком, учителем-«иностранцем», да хоть бы и шпионом. Мне дали 33 часа - это почти две ставки - во вторых, третьих, шестых и восьмых классах, в среднем по семь уроков в день. Новая учебная программа. Конечно, за полтора года появились и конспекты уроков, и личные наработки, но я по-прежнему готовлюсь к каждому дню, потому что настраиваю детей: нужно готовиться к каждому уроку. Значит, и я должна готовиться, как же иначе?

 

С детской дисциплиной на уроках у меня проблем нет: я сразу смогла поставить себя правильно. Я могу говорить и громко, и тихо, могу быть и требовательной, и уступчивой, и мягкой, и строгой. А самые счастливые моменты переживаю, глядя в сияющие глаза своих учеников».

 

Лерочке 24 года. Мне кажется, все старшеклассники-мальчишки в неё влюблены без памяти. Остыньте, отроки! У вашей чудесной учительницы есть жених, между прочим - классный парень, но о нём чуть позже.

 

Куда летят серебряные пеликаны

Школа № 61 - в основном «девическая». Мужчин здесь мало. Молодых учителей ещё меньше, поэтому со стороны «стажистов» они окружены особым вниманием.

 

И то, что молоденькую Валерию Ивановну направили на конкурс «Учитель года», было вполне логично и закономерно: кого же ещё направлять-то, как не её? Тем более что годом ранее она была в группе поддержки своей наставницы и любимой коллеги Светланы Высотиной, видела всю конкурсную кухню и решила, что в следующий раз «педагогический дебют» будет её. Лерочка шла только за победой - отличница, медалистка, перфекционистка во всём.

 

Она выступила с докладом на сложно произносимую тему о целесообразности информационно-коммуникативных технологий в школе, прояснила позицию современного учителя: «Живи каждый день так, будто будешь жить вечно» - и провела открытый урок в Вятской лингвистической гимназии.

 

Хорошие, понятливые дети говорили с Лерочкой про Берлин, смотрели видео про Берлин, вспоминали, что нужно взять в путешествие в Берлин, какие есть достопримечательности и красоты в Берлине, а потом, как прославленные мишки Бади, символизирующие мир и дружбу, встали в круг и мирно-дружелюбно спели песенку на немецком языке. Жюри урок понравился, детям - тоже. Но больше всех это действо понравилось Лерочкиному жениху, который, будучи также учителем иностранного языка, выступал днём ранее в качестве подопытного ученика и отвечал на все невестины вопросы на блестящем немецком.

 

И вот он, хрустальный пеликан, прозрачный и тяжёленький, в руках у Лерочки! Вот цветы и диплом победителя в номинации «Педагогический дебют». Вот грамоты, рекламная продукция и грант от правительства области на сто тысяч рублей, и при этом даже не сказали, что эти деньги нужно потратить на немецкие книжки.

 

Лерочке есть куда девать грант: во-первых, висит кредит за покупку старенького «Вольво», на котором она ездит в школу, во-вторых, Лера копит на первый взнос на квартиру, в-третьих, ставка у неё 6700 рублей. И это не газетная опечатка, а суровая правда жизни. Если взять две ставки, будет 14 тысяч рублей. Если взять две с половиной ставки - не доживёшь до «педагогической» льготной пенсии.

 

В том, что учиться на педагога молодёжь не горит желанием, виновато хроническое безденежье, убеждены учителя со стажем и без стажа. «Да и, глядя на современных родителей, делаешь вывод, что неуважительное отношение к педагогу просматривается как со стороны государства, так и со стороны семей наших учеников. Меня и моего брата, например, мама с папой воспитывали в величайшем почтении к учителям, говорили, что на педагогов надо равняться, их словам верить, - вспоминает Валерия Ивановна. - А когда мне второклассник приносит в ответ на замечание записку от родителей, в которой они чехвостят меня, как бог на душу положит, понимаешь, что проблема даже не в маленькой зарплате, а в головах людей, которые воспитывают моих учеников дома».

 

Тем не менее она действительно любит и свой немецкий язык, и свою старенькую школу, и своих наставников, и своих учеников. А если ты действительно любишь то, чем занимаешься, то никуда эта любовь с годами не денется. Замечательная девочка Валерия Ивановна Пантелеева готова открывать новые горизонты в своей нововятской школе всю жизнь, даже если ни один из её учеников не пойдёт по её стопам и на педфак не поступит. А ещё - она готова достойно выступить на всероссийском учительском конкурсе. Возможно, она даже поедет туда в «счастливом» платье мятного цвета, которое ей чрезвычайно идёт и в котором она выигрывает все конкурсы. Знаете ли, девочки, даже самые умненькие, порой верят в такую милую ерунду...

Ирина КУШОВА.

 

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий