О кировских фигуристах - звездах проекта «Ледниковый период. Дети» на Первом канале

СПОРТ

23 апреля 2018 1062 0
На печать

Дети Дюймовочки. Собственно, вариантов действительно было негусто: кого могли родить мама-акробатка и папа-лыжник? Ну не парашютистку же. Мама и папа знали по жизни два слова: «результат» и «работа». Они верили святой тренерской верой, что маленький человек способен на великие дела. «Таня, надо постараться!» - говорили они своей крошечной дочке. Дочка была Дюймовочкой, она и сейчас аккуратненькая и маленькая, при ангельском личике, такими взрослые девочки редко бывают. А характер… Папин! Нет, пожалуй, всё-таки мамин, которая на все дочкины метания всегда говорила: «Мне всё равно, чем ты будешь заниматься, но я хочу, чтобы ты была в спорте. В спорте! Понимаешь?» Таня понимала.

 

В три с половиной года её отдали в художественную гимнастику к Светлане Алексеевне Лялиной, которая до сих пор интересуется, как там поживают её «художницы». У Тани с гимнастикой были сложные отношения: с одной стороны, взаимная и трепетная любовь, с другой - не хватает роста, ну Дюймовочка же! Что роста нет и не будет, Таня поняла раньше тренера. Надо было ехать на соревнования, и из двух претенденток - Тани и не Тани - выбрали не Таню, потому что у той были длинные ноги, длинная шейка, длинные руки и длинные пальчики, вообще всё длинное, как любит гимнастика. Тренер сказала: «Тань, может, ты и посильнее, но она эффектнее смотрится. Без обид, Тань!» Но Дюймовочка всё равно обиделась. И решила изменить гимнастике с акробатикой.

 

Прозанималась она месяц, но партнёр в смешанной паре сломал на тренировке руку и из спорта ушёл. И Таня вернулась в гимнастику. Мама сказала: «Ну, ничего. Главное - при деле». Танцевальная зажигательная девочка нравилась всем, и только бабушка, воспользовавшись очередной маминой командировкой, решила заманить внучку балетом. В балетной школе Таня прозанималась два месяца, потом вернулась мама, сделала ужасные глаза и снова вернула дочку в гимнастику.

 

А меж тем в Кирове проходил первый этап Кубка России по фигурному катанию, и Танечкина мама, курировавшая этот вид спорта, пришла в спорткомплекс «Союз» посмотреть готовность наших пар. Маму пригласил Борис Алексеевич Рублёв, который проводил перед соревнованиями прокат. Мама привела с собой Таню и попросила Бориса Алексеевича дать дочке коньки, чтобы та не ходила за ней хвостом. На коньках Таня стояла так себе, но, когда мама, обговорив все важные вопросы, пришла в ледовый зал, она увидала, как малышка, еле ползая по льду, изо всех сил машет руками и виляет попой - она танцевала под музыку! И Борис Алексеевич сказал маме: «Зачем Тане твоя художественная гимнастика? Она такая маленькая, фигурное катание аккурат для неё». Мама вздохнула: «Уговаривай!»

 

Судьба не опаздывает никогда

Итак, в фигурное катание Таня пришла в 12 лет - по нынешним меркам это поздно. Елена Филипповна Фёдоровых поставила девочку на коньки и в пару. Мальчика дала. А мальчики всегда своенравные. Таня же всегда трудоголик, ей надо пахать-пахать-пахать. И начались конфликты. Конечно, Таня со всеми дружила. Но… однажды снова запросилась в художественную гимнастику. Мама сказала: «Здрасьте! Поезд тю-тю… Твой выбор тобой же и сделан, неси теперь его на своих плечах». И Таня, вздохнув, понесла: каталась пара неплохо, ездила на сборы и даже на международные соревнования, выполнили норматив мастера спорта. Но опять подвёл Танин малый рост: партнёр начал вытягиваться, Таня по-прежнему оставалась Дюймовочкой, и ей предложили другого партнёра - Мишу Суслова, которому надо было просто помочь докататься и выполнить норматив мастера спорта. Таня поначалу сказала «не-не-не» и замахала своими крошечными ручками. Она уже училась на спортфаке в институте, считала себя взрослым самостоятельным человеком, но её призвали к милосердию и напомнили, что за пять лет она достигла всех мыслимых разрядов и нельзя лишать бурной «фигуристической» жизни хорошего парня Мишу Суслова только потому, что у него нет партнёрши. Они отлично какое-то время покатались, а потом Миша специально завалил экзамены на спортфак, ушёл в армию, и Таня опять осталась без партнёра. Одна. А это очень переживательный момент для всех фигуристок.

 

И тут опять вмешалась судьба: так получилось, что однажды на одну из тренировок у дочки Бориса Алексеевича Рублёва не пришёл партнёр. Катя Рублёва живёт сейчас в Москве, она очень удачливая фигуристка и тренер, а в тот день она была просто маленькой огорчённой девочкой. А у Тани тоже не было партнёра, и Борис Алексеевич попросил: «Тань, возьми Катю, потренируйте шаги». И они покатались. Катя Рублёва, наверное, этого сейчас не помнит, зато помнит Таня Кротова, которой Борис Алексеевич сказал: «У тебя есть тренерская жилка, это твоё будущее».

 

В юной душе эти слова отпечатались навсегда, и оставшаяся без партнёра второкурсница спортфака Танечка набрала свою первую группу. Семь танцевальных пар тренировались в «Союзе», с ними Таня отзанималась год - она была жёстким тренером, но держалась наравне со своими маленькими спортсменами, играла с ними и дурачилась. Ей было 18 лет. Она могла прошибить все стены. Потом случился в Таниной жизни цирк на льду - там она отработала полтора года со своим мужем и его другом, и было американское Дисней-шоу на льду, с которым они объездили за шесть лет весь мир.

 

А потом родился Кузя, и пришлось вернуться в Киров, но уроки от жизни Таня усвоила крепко: что ни делается, всё к лучшему. Она так детям своим и говорит: даже если сейчас вы плачете, слушайте судьбу. Она всегда выведет куда надо, если не будете сопротивляться.

 

Ледниковый период

Я открою вам маленький профессиональный секрет: фигуристы обычно попадают в танцы из одиночного катания. Танцуют те, которые хорошо катаются, но плохо прыгают - нет толчка. Уля Кузнецова как раз из таких. Девочка ладненькая, хрупкая, шустрая, но не прыгает, и тренеры её Татьяне с удовольствием отдали «на танцы». Маленького фигуриста Илюшу Антышева Татьяна пригласила на тренировки из платной группы, куда он ходил для здоровья. Тамара Ивановна Шабалина, тренер из платных групп, однажды сказала: «Тань, у меня есть мальчик - ху-у-удеенький, но краси-и-и венький, статный, высоконький. Посмотри-ка». Илюше было семь лет, катался он не то чтобы очень, но родители согласились возить его на тренировки каждый день - и зал, и лёд, и ещё оставаться дополнительно.

 

Татьяна Борисовна поставила Улю и Илью в пару - в 2014 году, когда открылся спорткомплекс «Дымка». С той поры они катаются вместе, очень успешно, смотрятся потрясающе и выполнили второй разряд.

 

«Вторая пара, Аня Русских и Егор Киселев, досталась мне от другого тренера, - вспоминает Татьяна Кротова, - они тоже катаются вместе с 2014 года и тоже очень перспективные. А про «Ледниковый период» я узнала так. В феврале в Москве обычно проходят открытые соревнования на льду «Мемориал Т. Кузьминой», там собирают танцевальные дуэты, как правило, только столичные. С периферии приезжают мало. Но мы приехали, и Катя Рублёва (вот он, очередной счастливый случай!) мне говорит: «Илюша Авербух решил сделать проект и ищет интересные пары, попробуйтесь». И мы попробовались. Всей командой. У нас в спорте тренеру нельзя одному. Я работаю с детьми только на льду. У меня есть помощник мастер спорта Никита Шубаяблонский, с нами работает отличная акробатка Ирина Мясникова, классический хореограф Александра Казакова, танцор - «бальник» Влад Гнусов, педагог по хип-хопу Павел Самойлов. Каждый даёт свою частичку, заряжает, дарит эмоции, и получаются наши дети, которым восхищаются на Первом канале.

 

Я позвонила хореографу Ильи Авербуха, она сказала: «Все свои восемь пар не везите, но отправьте те, которые умеют делать поддержки и вообще интересные». Это было в конце февраля. Я отправила видео со старшими парами: из четырёх взяли всех, я выслала музыку и снимки детей, но потом одну пару на Первом канале решили отсеять, потому что приехало много других спортсменов из разных городов. Словом, уехала я с тремя парами. Детей я настраивала: судьям и телевидению не нужны ваши твиззлы, ваши крюки-выкрюки, им нужна эмоциональность. И дети со своей задачей справились. На кастинге было 17 пар и 20 одиночников, должно было остаться 12 танцоров и 12 одиночников.

 

После проката Улю с Ильёй взяли сразу, Аня с Егором технически всех устроили, но в конце их танца - довоенном танго «Рио-Рита» - выстрел якобы уносит жизнь мальчика. Дети, конечно, не должны погибать, даже понарошку. И члены жюри это отметили. Но у нас такая ледовая история, как её с ходу изменишь? Словом, эту пару сначала отсеяли, хотя Татьяна Тарасова очень лестно отозвалась о них, сказала, что ребята технически хорошо подготовлены, и если бы она была наставником, то взяла бы их. И так получилось, что в конце кастинга Егора и Аню взял Роман Костомаров, так мы оказались на проекте.

 

«Ледниковый период» всех моих ребят закалил, их узнали миллионы, полагаю, что звоночек у каждого в голове зазвенел - надо работать. К сожалению, в отличие от Москвы, у нас в городе на льду нет конкуренции. В Москве полторы тысячи катков, тренеры могут себе позволить выбирать лучших из самых лучших. Мы же работаем с теми, кто пришёл, преодолевая порой и детскую лень, и «не хочу», и «не могу». Я думаю, сейчас в глазах наших детей появился энтузиазм.

 

Две недели мы жили в Москве. Со всеми ребятами, которые сейчас на проекте, мои пары когда-то посоревновались и видятся не первый раз. Все они профессионально тренируются. Первый канал снял для нас мини-гостиницу, детям оплачивают проезд. Ежедневно с каждым одиночником и парой работают наставники, там, на очень маленьком льду, мы постоянно тренировались - с утра до вечера. Было интересно. Наставники сами ставят танец, но когда дети не понимают, «подключаемся» мы. Мы же свои. Родные. Поэтому настраиваем. Объясняем. Помогаем. Репетируем даже в гостинице. Отрабатываем задумки наставников. Получается всё «с колёс».

 

«Как считаете - выиграете?» - спрашиваю. «Нет, - честно улыбается Дюймовочка. - Москва сильнее. Потому что мы катаемся 45 минут в день, а они шесть часов. Мы, конечно, будем зацепляться за всё, что можем, будем зубами грызть - это мы обещаем, станем пытаться сделать для победы всё, но со столицами тягаться тяжело. Хотя кировская школа фигурного катания действительно хороша, и из неё вышло много отличных спортсменов-сборников. А подыгрывать нам на Первом канале никто не будет, и это правильно, это спорт, там всё по реалии, всё по-честному. Всё жёстко. Дети знают, куда они пришли. Я им всегда говорю: золотая медаль добывается через слёзы и пот. По-другому не бывает. Если не согласен, на лёд соваться не надо. Но мы же сунулись». Кстати, сына своего Татьяна Кротова тоже отдала в фигурное катание. Зачем? Таня говорит, что на льду вырастают отличные люди. Настоящие мужики.

Ирина КУШОВА.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий