О дорожных трагедиях без эмоций. Интервью со следователем отдела по раскрытию ДТП

ПРОИСШЕСТВИЯ

08 апреля 2019 277 0
На печать

 

…Вот одно из особенно резонансных дорожно-транспортных происшествий, которое случилось 27 ноября прошлого года. Тогда в 17 часов 45 минут возле дома по улице Московской, 101, девочка с бабушкой переходили дорогу, а нетрезвый водитель решил проехать на запрещающий сигнал светофора. Ребенок погиб, женщина получила тяжелые травмы. После смертельного ДТП 28-летний гонщик столкнулся еще с одной машиной, стоявшей на «аварийке». Позже в нее въехали две другие… Мужчину на легковушке задержали на перекрестке улиц Московской и Производственной.

 

Глава администрации г. Кирова Илья Шульгин в областных средствах массовой информации после той трагедии пообещал: водителей ждут тотальные проверки. Сотрудники ГИБДД будут отслеживать не только тех, кто находится за рулем в нетрезвом состоянии, но и других - с присущей им агрессивной манерой вождения.

 

Как бы ни хотелось накануне профессионального праздника - Дня работников следственных органов МВД России - не говорить о грустном, а пришлось. Такова специфика службы у моего собеседника, начальника отдела по раскрытию дорожно-транспортных происшествий Следственного управления УМВД России по Кировской области подполковника юстиции Сергея Владимировича КАЗАКОВА. С ним и беседуем.

 

- Сергей Владимирович, прошло почти полгода, а люди до сих пор вспоминают о той трагедии. Наверно, быстрее забывают об убийствах, иных тяжких преступлениях?

 

- Увы, такова специфика дорожно-транспортных происшествий: оцениваются прежде всего их последствия. А они, как правило, затрагивают всех участников дорожного движения, в моральном отношении, когда погибают близкие, родные люди - особенно. Эта история произошла по вине нетрезвого водителя. Он сразу же был задержан, заключен под стражу. В феврале дело передали для рассмотрения в Октябрьский районный суд.

 

- Он хотя бы раскаялся?

 

- Этот человек характеризуется отрицательно: уже был ранее судим, преступление совершил не первый раз. Его позиция следователю стала ясна с первого допроса: виновник трагедии не признает законов, безразлично относится к содеянному. И, разумеется, он не раскаялся. К тому же четко осознавал, что понесет наказание, и, нашего сотрудника удивляло, не боялся его.

 

- Но есть и виновные на дорогах с другой позицией. Например, вспомним еще одно нашумевшее ДТП - в Арбажском районе.

 

- Да, эта история тоже стала широко обсуждаемой. В августе прошлого года около трех часов ночи в Арбажском районе 42-летний водитель автомобиля «Лада-Ларгус» сбил дикого кабана, который внезапно выбежал на дорогу, после чего выехал за пределы проезжей части. Автомобиль съехал в кювет и, ударившись о бетонное ограждение (водопропускную трубу), опрокинулся. В результате аварии погиб восьмилетний ребёнок-пассажир. Другие находившиеся в салоне получили травмы. Всех пострадавших госпитализировали.

 

Здесь ситуация, если судить по первому случаю, прямо противоположная и, казалось бы, определенная. Это ведь прежде всего психологическая травма для водителя: погиб его ребенок. Вероятно, мысленно человек прокрутил уже не раз: как такое могло произойти? Все ли сделал правильно и можно ли было избежать трагедии? В ходе доследственной проверки проведены автотехническая и судебно-медицинские экспертизы. По их результатам установили: у человека, сидевшего за рулем, не имелось возможности избежать наезда на дикое животное. В возбуждении уголовного дела отказали.

 

- Вы пришли в следствие непосредственно по расследованию ДТП почти 10 лет назад. Помните ли свое первое дело?

 

- А как же. Мне передали его из Котельничского района. В 2005 году там столкнулись два автомобиля. В ДТП погибли три человека, один получил тяжелые травмы. Водитель изначально выдвинул версию: мол, в управление транспортным средством вмешался погибший пассажир - неожиданно схватился за руль. Дело расследовали… пять лет! То прекращали - в связи с невозможностью доказать вину водителя, то снова возбуждали производство.

 

 

Что интересно, следователи изначально зафиксировали все улики, которые непосредственно указывали на вину основного подозреваемого. Мы провели ряд экспертиз - и все же доказали! Обвиняемому, а на суде - уже подсудимому, назначили наказание. Справедливость, как говорится, восторжествовала.

 

- А чем он аргументировал свою ложную версию?

 

- Наверно, просто хотел избежать ответственности, испугался морального осуждения родственников погибшего, ведь тот был его другом. Вот и использовал все способы, несмотря на моральные и нравственные принципы.

 

- Вот как раз о принципах. Изменилась ли психология участников дорожного движения за последние годы?

 

- У тех, с кем приходится сталкиваться нам, к сожалению, нет. У таких остаются те же качества - безалаберность и безответственность на дороге. В большинстве своем такие люди только во время следствия постепенно начинают осознавать: почему, к примеру, поехали на красный, неужели какая-то секунда могла изменить ситуацию?

 

- В связи с этим снова вспоминаются трагедии на дороге, произошедшие несколько лет назад. Одна из них - на улице Воровского…

 

- Это у «Глобуса», там, где был нерегулируемый пешеходный переход? Помню. Водитель совершил наезд на подростка. Отец в состоянии аффекта ударил водителя ножом, последний получил проникающее ножевое ранение, был госпитализирован. Это происшествие тоже получило большой общественный резонанс. Горожане приходили к больнице, требовали наказать виновного. Пришлось даже усилить его меры безопасности. Наказание должно быть по закону, самосуд не допустили.

 

Такая же ситуация - с массовым осуждением водителя и требованием кировчан его наказать - сложилась в 2016 году. На Октябрьском проспекте водитель «Порша» сбил студента медицинской академии - он погиб. Автомобиль мощный. Владелец превысил скорость, не успел остановиться. Виновного привлекли к уголовной ответственности.

 

- Да, учитывая нынешние технологии - Интернет, видеосъемки и так далее, «картинка» становится общедоступной, и люди реагируют мгновенно.

 

- Но, смею заметить, общество реагирует зачастую руководствуясь только эмоциями. Людей понять можно: трагедия унесла совсем юные жизни. Но следователю идти на поводу у эмоций никак нельзя! Надо собрать объективные доказательства, при этом учесть все действия двух сторон - водителя и пешехода. Иногда после установления всех обстоятельств происшествия принимаются решения об отказе в возбуждении уголовных дел - такое тоже случается.

 

- И все-таки, исходя из вашего опыта, кто чаще становится виновником ДТП?

 

- Не поверите: в автошколах из всех кандидатов, обучающихся на право вождения, практически 90 процентов девушек. Но это не значит, что они - самые злостные нарушители правил дорожного движения. В некоторых случаях девушки (женщины) водят даже лучше мужчин.

 

- По различным телевизионным сюжетам в новостях знают о Маре Багдасарян, дочери бизнесмена, которой никакие законы не писаны. У нас такие «мажоры» есть?

 

- Нет, к счастью, не встречал.

 

- Адекватно ли ведут себя, например, владельцы дорогих автомобилей? Как говорят, «крутые»?

 

- Социальный статус тут ни при чем. На мой взгляд, воспитание и моральные качества - вот чем отличаются люди. Любой человек, оказавшись в ситуации, когда он стал виновником чьей-то трагедии, забывает о статусе, социальной принадлежности, о дорогом автомобиле. Он либо осознает содеянное и раскаивается, либо нет. Помню ДТП, совершенное в Котельниче. Водитель на «Ленд-Крузере» выехал на полосу встречного движения, совершил столкновение - погибли люди. Он привлечен к уголовной ответственности. Закон один для всех. Руководствовались доказательствами, добытыми при расследовании, и, бесспорно, законом.

 

Или наоборот. Был другой водитель, который так раскаивался в ДТП, совершенном по неосторожности, что даже мы в некотором роде посочувствовали. Видно, что человек был искренен, переживал и не «играл» (и такое наблюдаем).

 

- Теперь поговорим о вечных понятиях - воспитании и культуре. Насколько они реформировались со временем? Не утратили ли свою суть?

 

- Если говорить о них в целом, то у участников дорожного движения, как мне кажется, уровень воспитания вырос. Правда, надо учесть и другие моменты - стрессовые ситуации, с какими ежедневно приходится сталкиваться водителю.

 

 Он же, утром садясь за руль, не хочет никого сбить, тяжело ранить. Как потом объясняют: не хотел, но случилось несчастье. Так складываются обстоятельства: нервозность на дороге, пробки, в которых приходится стоять часами (особенно в мегаполисах), большой поток транспорта, владельцы которого все, как правило, спешат куда-то, норовят объехать, беспрестанно сигналят. Вот иные и отступают от правил дорожного движения, а там - трагедия.

 

- Люди стали юридически более грамотны, знают свои права, а вот об обязанностях зачастую забывают…

 

- Права, действительно, знают, но не все помнят о том, что можно и что нельзя... К кому-то обращается инспектор ГИБДД, а у водителей сразу претензии: «По какому праву остановили? Что я нарушил?!» Или начинается выяснение отношений: я - прав, ты - нет! Мы все каждый день становимся участниками дорожного движения. Надо просто уважать и понимать друг друга, тем более, если ты - за рулем. Ответственность становится двойной-тройной… А при взаимном уважении и соблюдая правила, глядишь, и не попадете в ситуацию, о которой потом будете сожалеть.

 

- Есть ли в вашей практике дела, которые, как говорится, спустя время не дают душе покоя?

 

- Конечно, это дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают дети. Мы все - родители, и больше всего переживаем за ребенка…

 

- Ваш совет участникам дорожного движения?

 

- Будьте взаимно вежливы и соблюдайте закон! Всё зависит только от нас самих.

 

Беседу вёл Александр ШИРОКОВ.

Фото пресс-службы УГИБДД.

 

Справка «ВК»

 

День работников следственных органов МВД России отмечается ежегодно 6 апреля.

 

В этот день в 1963 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ, согласно которому право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка Советского Союза (переименованного позже в МВД). Нормативный правовой акт стал началом деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Его кадры формировались на основе структур дознания и прокуратуры. После распада СССР и возникновения Российской Федерации праздник продолжили отмечать.

 

Сотрудники осуществляют деятельность по раскрытию преступлений. Проводят досудебное следствие, собирают материалы для государственного обвинения, вынесения приговора подозреваемым, выясняют обстоятельства, мотивы, последствия правонарушений.

 

Следственный департамент, созданный в структуре МВД России, возглавляет органы предварительного следствия и выполняет функции головного подразделения по организации расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

В какие часы должно действовать «время тишины»?