Новые школьные стандарты

ОБЩЕСТВО

13 мая 2019 190 0
На печать

Новые школьные стандарты

 

     Образовательные стандарты решено изменить. Сейчас предложения федерального министерства про­свещения проходят обсу­-
ждение в профессиональной  среде. Окончательный вариант стандартов планируют утвердить уже в 2019 году.

 

     Различать полномочия Госдумы и Правительства РФ? Написать заметку и оформить расписку? Решить математическую задачу на поиск вероятностей? Знать устройство артезианских скважин и «золотое правило механики»? Все это и не только должны будут уметь школьники. Что конкретно и в каком классе они будут из­учать, зафиксирует новый проект школьных стандартов.

 

    Зачем нужен новый стандарт? Во-первых, каждый учитель теперь будет точно знать, что он обязательно должен дать ребенку. Во-вторых, это значительно упростит подготовку к ЕГЭ и ОГЭ - именно под новый стандарт будут «заточены» все экзаменационные задания. А еще - образовательные программы, все учебники и даже примерные планы уроков.

 

   - Каждый год в августе мы фиксируем более восьми миллионов просмотров демонстрационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ. Появились Всероссий­ские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, итоговое сочинение и собеседование. И по сложившийся традиции вся страна начинает к ним готовиться. В итоге складывается ситуация, когда именно оценочная процедура задает понимание того, чему учить. Это становится очень серьезным риском для развития всей си­стемы образования, - сказала директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова в интервью «Российской газете».

 

     По ее словам, творчество учителя вовсе не в том, чтобы решать: «Я сейчас буду давать механику или оптику, Толстого или Пелевина». Это все будет прописано в новых стандартах. Возможности педагога - в выборе формы подачи материала и ярких методов, таких, чтобы заинтересовать ученика и найти к нему индивидуальный подход.

 

   Итак, чему конкретно научит школа? Возьмем самые популярные предметы, которые сдают выпускники.

 

Русский язык

 

   В программе не только правописание, но и практические задачи. Так, на уроках русского языка научат правильно упо­треблять в речи однокоренные слова типа «висящий - висячий». Понимать смысл прочитанного текста, выделять его главную мысль. Писать сочинения-ми­ниатюры. Плюс интервью, репортаж, заметку, рецензию, реферат, деловые бумаги. Среди последних, что особенно любопытно: заявление, ин­струкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика. И всем этим выпускник уже девятого класса должен уверенно владеть.

 

   Устная речь тоже попала в фокус. К примеру, любой школьник должен будет уметь вести диалог, выстраивать беседу и рассказ по широкому кругу тем.

 

Математика

 

   Дроби, проценты, квадратный корень, многочлен. График функции, прогрессии и случайные величины. Плюс  векторы, абсцисса, ордината... Все это (и не только) есть в программе, и все знать обязательно. Зачем? Конечно, чтобы применять на практике. К примеру, ребенок должен уметь «решать простейшие задачи на поиск вероятностей, оценивать вероятности реальных событий, применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, вычислять расстояния на местности, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни».

 

Обществознание

 

   Обществознание из года в год держит первое место в топе предметов по выбору как на ЕГЭ, так и на ОГЭ. Но процент двоечников здесь тоже один из самых высоких. Почему? Ребята толком не готовятся, считают предмет легким. А это далеко не так. Вот что требуют новые стандарты: ребенок должен знать, чем индивид отличается от личности, суметь описать типичные социальные роли подростка, типы семей, ресурсы и возможности экономики России, ее государственные символы. Плюс конституционные права и нормы морали. И даже называть особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, виды правонарушений...  А еще - различать полномочия президента, Госдумы и правительства, сравнивать политические партии. Кроме того, на уроках обществознания ребенка научат самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов: заявления, доверенности.

 

Физика

 

   Здесь тоже уклон в практику. Так, школьники должны использовать знания о физических явлениях «для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами», «характеризовать физические процессы, используя закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, «золотое правило механики». Плюс распознавать изученные физические явления в окружающем мире: действие силы трения в природе и технике, влияние атмо­сферного давления на живой организм, устройство артезианских скважин, рычаги в теле человека. Ну и, конечно, школьнику нужно уметь проводить физические опыты.

 

   А для всего этого придется выучить и физические величины (масса, объем, плотность вещества, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, сила трения, давление столба жидкости, момент силы, КПД, кинетическая и потенциальная энергия...) и формулы.

 

   Ну и «на закуску» - приводить примеры вклада россий­ских (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, И.В. Курчатов) и зарубежных (И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки.

 

Биология

 

   На уроках биологии школьников научат сравнивать живое и неживое, описывать организм растения, животного по заданному плану, работать с микроскопом. И даже - внимание - владеть приемами оказания первой помощи, навыками рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными.

 

   Кроме того, по итогам курса школьники будут иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение. Ребята освоят основы экологической грамотно­сти.

 

   Пестики и тычинки тоже никуда не денутся: в программе - водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые. А еще - ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие...

 

История

 

   Определять длительность исторических процессов, по­следовательность явлений, синхронизировать события истории разных стран и народов, указать современников - все это и многое другое должен уметь школьник.

 

   В фокусе - важнейшие даты мировой истории, важнейшие государства и имена: Древняя Греция, Рим, Средневековье, религиозные войны в Европе, война за независимость британских колоний, Великая французская революция и многое другое. Ну и, конечно, особое внимание - программе отечественной истории.

   Итогом курса также должно стать владение ребенком «прие­мами взаимодействия с людьми другой культуры на основе ценностей современного российского общества».

 

Литература

 

   Несмотря на то что ЕГЭ и ОГЭ по литературе традиционно сдают немного выпускников, стандарты именно по этому предмету вызывают больше всего споров. Как рассказала «Российской газете» первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки, председатель совета Ассоциации учителей русского языка и литературы Людмила Дудова, плюс нового проекта стандартов в том, что и родители, и дети будут знать, какие тексты нужно точно прочесть к итоговой аттестации по литературе в 11-м классе.

 

   В обязательном списке: «Слово о полку Игореве», «Гамлет», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Собачье сердце» и другие. При этом нужно знать не только произведения, но и важнейшие факты биографии писателей. Плюс уметь «вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии на литературные темы, уметь за словом видеть позицию», писать сочинение-рассуждение (не менее 250 слов).

 

Кстати

Впервые в стандарте появились конкретные требования не только к предметным результатам, но и к материально-техническому оснащению классов, библиотек. К примеру, «физический» класс должен быть оборудован не только мебелью, но и си­стемой хранения учебных пособий, таблиц и плакатов, техническими и электронными средствами, лабораторным оборудованием, демонстрационными приборами.

Анастасия Четвергова.

Подготовлено

по материалам СМИ.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Почему закрыли уголовное дело депутата Дубравина, бросившего муляж гранаты под ноги полицейскому?