«Ночной патруль» и полиция: отношения укрепляются

ОБЩЕСТВО

28 декабря 2015 1372 4
На печать

Похоже, отношения между общественниками, решившими помогать в борьбе с пьянством за рулём, и сотрудниками полиции будут укрепляться.

 

Как сказал на недавней встрече с активистами этого движения начальник областного УМВД К.Н. Селянин, все инициативы «Ночного патруля» поддержаны, предложена новая программа сотрудничества. Так что говорить теперь о «косых взглядах» некоторых госавтоинспекторов в сторону «Патруля» не приходится, равно как и искать причину этого - дело прошлое. Как и три года назад, его активисты выходят на дежурство в ночном Кирове.

 

Люди «без фамилий»

 

«Ночной патруль» был создан в городе после трагического ДТП у кинотеатра «Октябрь» с участием Э. Игнатяна. Как поясняют активисты данного движения Вячеслав и Александр: «Это была наша реакция на его поведение, когда он писал: гонял и дальше буду гонять. Решили собраться и не дать гонять ему и таким же, как он». Именно тогда кировчанин Сергей Косолапов кинул клич в Интернете. Первый раз пришли четверо, в том числе Вячеслав и Александр (они называют только свои имена - «мы нигде не публикуем наши фамилии»). Встретились на улице, обменялись телефонами, потому как до этого друг друга не знали, и уже вскоре начали «патрулировать» ночной город.

 

Постепенно появилось взаимодействие с сотрудниками ГАИ. Среди тех, кто очень помог в этом, - тогдашний командир полка ДПС Дмитрий Сергеевич Алексеев и руководитель местной полицейской ассоциации Николай Витальевич Кощеев. Поначалу не всегда было понимание между общественниками и людьми в погонах. Возникшие проблемы, вопросы обсуждались. Так пришли потом к нормальной совместной работе.

 

Кто в суперэкипаже

 

Перед дежурством у «Ночного патруля» инструктаж в УГИБДД.  Расписываются в журнале за технику безопасности: «Это мы каждый раз проговариваем - не нарушать правила дорожного движения». Есть и другие правила, составленные вместе с руководством управления ГИБДД, - за них тоже расписываются. Получают порядковые номера, пароли от рации. Эта интернет-рация для того, чтобы между собой общались, а один человек из «Патруля» вместе с ответственным сотрудником ГИБДД ездит - это суперэкипаж. Сюда поступают ориентировки от нарядов ДПС, информация - от участников «Ночного патруля».

 

«Мы замечаем либо пьяного, либо неадекватного водителя у какого-нибудь увеселительного заведения, иногда у магазинов, иногда просто во дворах, у гаражей, - рассказывает Александр. - Обнаружив машинку, проверяем её, то есть стараемся убедиться, что человек находится в состоянии опьянения. Об этом говорят запах или его поведение. А иногда и проверять не нужно - человек сам кричит об этом или с бутылкой за рулём едет - и такие случаи бывали.

 

Затем передаём сообщение в суперэкипаж. И он уже по всем патрульным эту информацию распределяет. От него идут сообщения и к нам. Например, охранник какого-то учреждения заметил пьяного водителя, позвонил в дежурную часть, та передаёт ориентировку своим, поступает она и в суперэкипаж. Тот знакомит с нею нас. Мы тоже отправляемся искать эту машину. Ведь профессионалы не всегда свободны, не всегда в этом районе, а мы везде».

 

В «Ночном патруле» порядка 100 человек, постоянно ездят около 20 экипажей (в каждом водитель и штурман). Выезжают в 22-00, а уж потом кто-то до 24-00 на маршруте, кто-то до 5-00 - никого не заставляют. Бывает, и до 7-00 ездят. Кого на сколько хватит.

 

Может оказаться ночь «пустой»? У сотрудников ГИБДД - нет, у «Ночного патруля» - бывает: не обнаружили ни одного пьяного человека за рулём, или не было ориентировок, или по каким-то причинам не успели среагировать. Случается, что упускают провинившегося водителя - тот проскакивает на «красный», а «Ночной патруль» тормозит. Иногда у нарушителя просто хороший автомобиль  - оторвался от «погони», выскочил из машины, и бегом. «Бывали случаи, когда мы доставали таких беглецов и из-под машин, и из кустов».

 

Это не функция, это позиция

 

На вопрос, их ли это функция, отвечают: это гражданская позиция. «А функций у нас никаких нет. Это гражданское задержание, которое мы осуществляем, оказывая содействие правоохранительным органам. Мы считаем, что это правильно».

 

При участии «Ночного патруля» за три года задержано 739 водителей. Общественники считают эту цифру очень серьёзной. Тем более что «патрулировать» ночной город получается чаще по пятницам и субботам. В середине недели активисты из «Ночного патруля» по возможности реагируют на звонки на их «горячую линию» - 455-002, куда обращаются граждане. Почему не в полицию? Может, чего-то опасаются.

 

Люди в «Ночном патруле» самые разные, абсолютно из разных районов, с абсолютно разными профессиями. Есть врачи, есть сотрудники госорганов, предприниматели, учителя, студенты. Иногда в «Патруле» дежурят действующие сотрудники полиции, депутаты. Понятно, что кто-то редко выезжает, кто-то - постоянно. Дежурят даже девушки, ездят семейные пары, братья, брат с сестрой. Вот недавно здесь была первая свадьба - а познакомились молодые в «Патруле».

 

Прежде пытались предупредить пьяного водителя, чтоб он не садился за руль, прямым текстом говорили: «Мы за тобой смотрим, поедешь - сотрудники ГИБДД на следующем перекрёстке». Тот или посылал подальше, или говорил: «Да-да, никуда не поеду». Через 5 минут заводил машину и уезжал. И эту практику в «Ночном патруле» прекратили - перестали уговаривать таких людей. Видят, что водитель пьян, - передают на него ориентировку. Собственно, по мнению моих собеседников, видя подобную картину, поступать так должен любой гражданин. Если экипаж ГИБДД не успевает пресечь движение «пьяной» машины, «Ночной патруль» следует за ней, передаёт информацию о том, где та находится.

 

С «Патрулём» не «договориться»

 

Да, можно услышать в адрес «Ночного патруля» и претензии, признают его активисты. Первая - какое, дескать, право они имеют останавливать? «Поэтому мы стараемся не контактировать с нарушителями, - говорят Вячеслав и Александр. - Бывает, принимаем участие в спорных моментах, когда кто-то из пьяных водителей пытается решить вопрос «на месте». Случается, человек за рулём мчится и не подчиняется требованиям экипажа ДПС, мы подключаемся к погоне, стягиваемся в этот район. Когда всё же останавливается, бросает машину и пытается убежать - ловим». Право на это, считают общественники, у них есть: большинство ребят дружинники.

 

Вторая претензия - по поводу видеосъемки. Часто с экипажами «Патруля» ездит человек с камерой, но он, дают пояснение активисты, журналист и имеет право это делать. Полученные кадры - очень хорошая доказательная база в некоторых случаях. Ведь многие попавшиеся водители потом уверяют: за рулём машины его не было, или другой вариант: он выпил спиртного, когда якобы остановился. Изворотливость таких горе-водителей растёт, но и сотрудники ГАИ с их добровольными помощниками не теряют бдительности. Тем не менее случается, что проштрафившиеся уходят от ответственности, - увы, не идеальны наши законы.

 

И всё же общественники из «Ночного патруля» свою позицию не меняют - с ними нельзя «договориться» адвокатам. Ведь раньше иные защитники могли сделать так, чтобы  «пьяное» дело развалилось и человека водительских прав не лишали. Для таких адвокатов активисты из «Патруля» неудобны - потому что стоят на своём до конца, с ними не «договориться». Хотя пытаются это сделать и адвокаты, и сами водители, задержанные за езду в нетрезвом состоянии. У «Ночного патруля» консолидированное мнение: пьяный человек за рулём - это всё-таки преступник, пускай даже в жизни он, может быть, и хороший человек.

 

Иной раз после наказания только вернут водительские права человеку, а он тут же снова попадется. Недавно один кировчанин за три дня три раза попался за езду в нетрезвом виде. В общей сложности штраф в 100 тысяч рублей  заработал.

 

А как-то активисты из «Ночного патруля» принимали участие в задержании оказавшегося за рулём подвыпившего бойца спецподразделения. Пока того везли на пост ГАИ, его товарищ оказался в туалете этого поста. Пытались произвести подмену, чтобы сказать: другой человек был за рулём. В конечном итоге провинившийся сотрудник силового ведомства был уволен со службы.

 

Самые-самые места, рядом с которыми в Кирове ночью можно встретить пьяного водителя? Ночные клубы, точки по незаконной продаже в это время алкоголя.  И их в городе немало. «Все о них знают, - говорят в «Ночном патруле». - При нашем участии несколько таких точек удалось закрыть, но тут же открылись новые. Война с ветряными мельницами...»

 

Блата в ГАИ нет

 

Любые подозрения в поблажке к себе со стороны ГАИ по правилам дорожного движения в «Ночном патруле» сразу отметают. Все новые водители, которые появляются в «Патруле», сразу проверяются: есть ли нарушения на дорогах?  Нарушения грубые - с ними в «Ночной патруль» не берут. «Все мы тоже проверены, - рассказывает Вячеслав. - Просто у нас такие правила, чтобы не давать повод для пересудов «злым языкам». Блата в ГАИ у нас нет. Штрафы приходят - незначительные нарушения ПДД всё-таки могут быть - исправно уплачиваем. Госавтоинспекторы нас так же останавливают и проверяют вечером. Ничего экстраординарного в этом не видим. Ведь вся процедура - отдать документы - занимает 30 секунд. И совсем несложно при необходимости выйти из машины и сделать выдох».

 

Более того, недавно сами обратились к сотрудникам ДПС с просьбой: если они останавливают человека и тот представляется активистом «Ночного патруля»,  «гонять» его по полной - проверить огнетушители, аптечку, брызговики, всё-всё... Потому что Вячеслав, Александр и их товарищи никогда не представляются сотрудникам полиции в качестве тех, кто имеет отношение к «Патрулю».

 

Нет у них каких-то опознавательных знаков, своих удостоверений, своего офиса. «Если бы нам нужно было, мы бы давно всем этим обзавелись». О себе говорят так: «Это уже наш образ жизни стал. Мы все подружились, так живём. Встречаемся вместе, сидим пьём чай, играем в пейнтбол».

 

За Кировом - Самара...

 

«Зона ответственности» общественников - Киров и пригороды. Иногда выделяют несколько экипажей «Ночного патруля» в Кирово-Чепецк, Слободской. Как-то до Юрьи доезжали. Бензин, понятно, на свои деньги. «Сами знаем, на что шли, - говорят в «Патруле». - Мы и не просим ни у кого ничего - так сразу решили. Ни к каким организациям, особенно к политическим, за помощью не обращаемся. Понимаем, что, если начнутся какие-то сборы денег, какие-то «кошельки», доверие граждан сразу же  потеряем».

 

Их «Ночной патруль», считают кировчане, был первым в стране. Потом почин поддержала Самара, куда с Вятки отправился служить полицейский генерал Солодовников. И наши общественники ездили туда - помогали организовывать, показывали. Хорошо показали, коль после Самары почин зашагал и по другим городам области - Тольятти, Сызрань... По некоторым данным, «Ночной патруль», аналогичный кировскому, действует уже почти в десятке регионов России. А если представить, что когда-то он заступит на дежурство по всей стране? Надо полагать, для её граждан это стало бы хорошей новостью.

 

Артур МАСАЛЬЦЕВ

ТЕГИ

Комментарии

4 комментария
  • Пасьянс

    29 декабря 2015 10:32

    Совсем гаи видимо себя дискредитировало, никакого от них толку нет
    Ответить
  • Читатель

    29 декабря 2015 10:50

    ну почему же? во все времена были народные дружины, днд и пр., которые помогали милиции
    Ответить
  • Горожанин

    29 декабря 2015 10:46

    Ребятам из НП - удачи!
    Ответить
  • Гость

    30 декабря 2015 15:59

    АвтоМайдан
    Ответить

Оставить свой комментарий

Читайте также