Не только жилье нужно сиротам на первых шагах к самостоятельности

ОБЩЕСТВО

17 сентября 2018 464 0
На печать

 

Сегодня забота о детях-сиротах, или, как любят затейливо выражаться чиновники, «детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», - одно из приоритетных направлений работы социальных органов и разного рода фондов.

 

Какие только структуры этим не занимаются - и уполномоченный по защите прав ребенка, и государственная служба опеки и попечительства, и администрации специализированных дет­ских учреждений, и Детский фонд, и различные некоммерческие организации. Плотность такой «заботы» просто зашкаливает. Сироты, попавшие в интернаты или детские дома, обеспечены за государственный счет всем необходимым. И даже сверх того - пенсией по потере кормильца, а после 18 лет - и жильем. Порой у ребенка из обычной семьи стартовые возможности хуже.

 

Но у такой заботы есть и оборотная сторона. Часто у этих детей к совершеннолетию отсутствуют навыки, необходимые для жизни в жестких условиях современного российского общества, умение преодолевать возникающие трудности, способность решать проблемы. Короче говоря, нет готовности к самостоятельной жизни.

 

До последнего времени этот фактор не учитывался при выделении сиротам жилья. Более того, в Кирове было построено несколько домов, которые были заселены исключительно сиротами. Как показала практика, ничего хорошего из этого не вышло. Молодые люди (хотя и далеко не все) оказались неспособными содержать жилье должным образом, вести нормальную жизнь. Хорошо еще, что после изменений, внесенных в законодательство в 2013 году, квартиры были переданы им не в собственность, а на условиях социального найма. А то бы ушли они за бесценок алчным риелторам и остались сироты без крыши над головой.

 

И вот в июле этого года законодатели на федеральном уровне нашли способ решить эту проблему. С 1 января 2019 года только 25 процентов квартир в многоэтажках могут приобретаться под жилье для сирот. Таким образом, поставлен крест на возведении так называемых сирот­ских домов.

 

Такое решение, как оказалось, поддерживает большинство взрослых, занимающихся устройством судьбы детей, потерявших так или иначе своих родителей. Однако далеко не все подростки согласны с тем, что диктуют им взрослые дяди и тети.

 

Важно для социализации

 

Первым местом, куда я обратился с вопросом: «Поддерживаете ли вы нововведение в законодательство о предоставлении жилья детям-сиротам?», было Кировское региональное отделение Всероссий­ского детского фонда.

 

Его бессменный руководитель Валентина Иванова помнит 1990-е годы, когда в области насчитывалось 46 учреждений интернатного типа, в которых находилось более 3 тысяч сирот. В то время им приходилось самостоятельно решать жилищную проблему. Зачастую в помещениях Детского фонда на диванах и раскладушках ютились те, кто, приехав в областной центр, не могли найти себе жильё.

 

Сейчас, говорит Валентина Павловна, ситуация изменилась в лучшую сторону. И на региональном, и на федеральном уровне приняты необходимые нормативные документы и выделяются деньги на приобретение или строительство жилья для сирот. А вот проблема с их социализацией остается.

 

- Я всегда была противником того, что сирот заселяют в один дом, - говорит Валентина Иванова. - Вот сейчас в Озерках построили этот дом, заселили туда всех бывших воспитанников интернатов. Не надо было этого делать. Дети, которые росли в детских домах и школах-интернатах, привыкли все делать по команде воспитателя или учителя. Их за ручку ведут по жизни. И вот они оказались один на один в отдельной хорошей квартире. А рядом нет той тети Маши или дяди Пети, живущих на этой же лестничной площадке, которые могут подсказать, как правильно вести хозяйство. Поэтому они начинают кучковаться в одной из квартир, запуская собственную.

 

Нужно заметить, что такой опыт компактного проживания детей-сирот уже привел к негативным последствиям. Как отметила на «круглом столе», состоявшимся в мае 2018 года, начальник управления опеки и попечительства Кировской горадминистрации Любовь Лобастова, только по домам в Нововятском районе долг за коммунальные услуги на тот период составлял около 4 млн. рублей.

 

С мнением Валентины Ивановой согласен и уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин. Но он особо подчеркнул, что помимо знания правил общежития - поддержания чистоты в подъезде, содержания общего имущества и так далее, которые могут дать взрослые соседи, выпускникам школ-интернатов необходимы и иные знания, которые нужно давать перед их вступлением во взрослую жизнь.

 

Не важно, где они живут - в многоквартирном или индивидуальном доме, им все равно нужно объяснять вопросы финансовой грамотности и культуры платежей, считает дет­ский омбудсмен. В этом плане им могла бы помочь программа наставничества, постинтернатного сопровождения. И, как оказалось, она уже есть и успешно работает в Нововятской школе-интернате № 1.

 

Постинтернат необходим

 

В школу-интернат я пришел узнать мнение самих детей о том, с какими соседями они хотели бы жить в будущем. Не что там за них придумали взрослые дяди и тети, а их собственное видение самостоятельной жизни.

 

Договорившись с директором учреждения о дне и времени встречи, я приехал в Нововятск. Солнечный день только подчеркивал добротность зданий и ухоженность территории школы. Внутри общежития за дет­ской оживленностью просматривались дисциплина и уважение к существующим правилам поведения. В кабинете руководителя, Юлии Валерьевны Ожеговой, - обсуждение текущих вопросов с педагогами и воспитателями.

 

- Наша школа работает с 1960 года. С 1985 года она является коррекционной, - для справки сообщает директор. - Сегодня у нас 70 детей. В основном из семей, где родители лишены родительских прав или ограничены в них. Поскольку мы образовательное учреждение, то дети к нам поступают в возрасте от 6 лет и старше. В последнее время идет много подростков, начиная с 6-го по 9-й класс.

 

По мнению Юлии Валерьевны, приток старшеклассников обусловлен тем, что более младших детей охотно берут в приемные семьи, а вот ребёнка старшего возраста труднее пристроить. К тому же и сами подростки чаще всего не хотят идти в приемную семью, поскольку у них все же есть своя - они ее помнят, поддерживают отношения с родителями.

 

- С 2016 года у нас официально работает служба постинтернатного сопровождения, - говорит руководитель. - Ее сотрудники работают со всеми нашими выпускниками. В школе послед­ние 25 лет ведется их мониторинг. И могу с гордостью отметить, что у нас 90 процентов тех, кто покинул стены учреждения, нашли себя в жизни.

 

Большой вклад в успешную социализацию выпускников Нововятской школы-интерната, по мнению директора, вносит принятый два года назад закон о предо­ставлении сиротам жилья по местонахождению опекуна. Применительно к детям из данной школы это квартиры в Кирове.

 

- Это хорошее, очень благоустроенное жилье. Наша служба постинтернатного сопровождения помогает его обставить, приобрести мебель. Да и сами ребята, кто скопил деньги из пенсий по потере кормильца, пускают их на свое первичное обустройство в квартире. Можно сказать, что у наших детей проблем с получением жилья в городе Кирове нет.

 

Как нет среди выпускников этого интерната, по словам директора, и тех, кто, получив причитающуюся им квартиру, не может и не умеет ее содержать. И в этом большая заслуга воспитателей постинтерната, помогающих сиротам после выпуска из школы. Поэтому такого рода службы, убеждена Юлия Ожегова, нужны во всех подобных учреждениях - школах-интернатах и дет­ских домах.

 

Звонить, чтоб на урок не опоздали

 

В помещении Центра постинтернатного сопровождения выпускников встречаюсь с девятиклассниками.

 

Евгения в школе с 12 лет. Папа и мама лишены родитель­ских прав, но связь с ними она поддерживает. Говорит, что переписываются в социальной сети «ВКонтакте», иногда созваниваются. Учеба в школе-интернате идет «нормально»: тройки-четверки. После окончания девяти классов собирается поступать в педагогический колледж. После 18 лет рассчитывает получить жилье в Кирове. Заявление уже написала.

 

- Вы, надеюсь, знаете, что за жилье придется платить? А за что и сколько - имеете представление? - спрашиваю я ее.

 

- Ну, за свет, за воду,- отвечает.

 

- А сколько примерно?

 

- Не знаю.

 

- За однокомнатную квартиру в среднем в Кирове платят три-четыре тысячи. Вы имеете представление, где возьмете такую сумму, если у вас стипендия в колледже будет порядка 600 рублей?

 

- Родители помогут.

 

Понимаю, что пока девочка еще не задумывалась серьезно о самостоятельной жизни. Поэтому интересуюсь: а кого бы она хотела видеть своими соседями - незнакомых людей или все же таких же сирот?

 

- Ну, не знаю.

 

- И так, и этак можно, - подсказывает сидящий рядом Илья. Он тоже учится в девятом классе и так же, как Женя, попал сюда в возрасте 12 лет. Во многом его история - калька с истории соседки за столом. После окончания школы хотел бы поступить в железнодорожный колледж.

 

- Здесь у вас жесткий режим. Окончите школу, будете жить самостоятельно - не захочется вставать, когда хочешь, ложиться поздно, гулять, где пожелаешь? - интересуюсь у него.

 

Илья не сразу находит, что ответить.

 

- Такое случается с выпускниками, особенно в первый год после выпуска. Для этого и работает наша постинтернатная служба, - помогает ему руководитель этого патронажного подразделения Наталья Пантелеева. - Иногда приходится звонить молодежи, будить их на занятия. Но ко второму курсу большинство исправляется, набив себе шишек.

 

- И все же как лучше - жить по соседству со своими или с чужими людьми? - спрашиваю у третьего девятиклассника, которого зовут Вадим.

 

Он собирается поступать в Вятский автомобильно-промышленный колледж и ездить на учебу из Кирова в Кирово-Чепецк.

 

- Лучше, наверное, со своими, - отвечает.

 

- Со своими, - приходит к выводу, собравшись с мыслями, и Евгения.

 

И здесь, как мне кажется, ребята в чем-то правы. И правы они прежде всего в том, что там, где они не остаются один на один со взрослой жизнью, где у них есть уверенность в поддержке со стороны работников службы постинтернатного сопровождения, вопрос о соседях имеет второстепенное значение. Ведь не случайно директор школы-интерната Юлия Ожегова заметила: среди выпускников нововятской школы, живущих в проблемных кировских сиротских домах, плохого отношения к жилью не отмечалось.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий