Научиться управлять черепашкой можно на станции юных техников города Кирова

ОБЩЕСТВО

15 января 2018 684 0
На печать

При слове «изобретатель» сразу представляешь серьезного ученого в очках. А между тем многие полезные изобретения сделаны детьми и подростками. Надо лишь создать условия для этого, заинтересовать. Этим и занимаются в кружках и объединениях станции.

 

- Это «мозг» робота, - положил передо мной на стол невзрачную штуковину директор СЮТ Алексей Щеклеин. - К этому контроллеру можно подключить все, что угодно. Двигатель, колесо - и он будет ездить по определенной программе, которую ему зададут. Микрофон - начнет записывать. Пропеллер - полетит… Робототехника - это сложно, это непаханое поле.

 

- Для изобретений…

 

- У нас она как бы на трех китах: радиоэлектроника, собственно робототехника и так называемые логомиры. Если самые маленькие кружковцы собирают роботов из наборов, ребята постарше надевают на контроллеры разные механизмы и пишут программы, то в логомирах изучают программное обеспечение, учатся «управлять черепашкой». Если ребенок с начальной школы столкнулся с миром роботов, ему программирование в старших классах гораздо легче дается. Представьте, в радиоэлектронике всё с нуля, с датчиков. Ребята спаяют схемы - и получится робот.

 

- Настоящие вундеркинды…

 

- Хорошо бы, чтобы таких ребят побольше было: сейчас не хватает инженеров на заводах.

 

- А к вам как ребята приходят?

 

- Ножками… Если интересно, идут! Система дополнительного образования уникальна тем, что ребенок может выбрать желаемое направление, а потом перейти в другой кружок, если не понравится.

 

- Алексей Александрович, на ваш взгляд, что мешает развитию технического творчества ребят?

 

- Недостаточное финансирование и устаревшее оборудование. Как заинтересовать ребят работой на станках 80-х годов, когда они видели 3D-принтеры?

 

Наследники Кулибина

 

Коллектив станции юных техников стал организатором городского конкурса по робототехнике. В этом году он будет проводиться в шестой раз. Тема творческих проектов - освоение космоса.

 

Татьяна Дмитриевна Стародумова, завотделом станции, вспоминает, что как-то представители машзавода 1 Мая поинтересовались у конкурсантов, а могут ли они кран будущего изобрести? И когда один первокурсник разработал ноу-xay, предложили ему даже практику на предприятии проходить. С гордостью рассказывает она и о том, как их воспитанник Дима Корчёмкин, победитель всероссийской олимпиады, два года подряд получал президентский грант, а сейчас учится в МГУ на информатике. Неслучайно именно станция юных техников впервые в том году вышла с инициативой проведения в Кирове открытого конкурса творческих работ, идей и проектов «Я - изобретатель», посвященного Дню детских изобретений. 

 

- Удивительная атмосфера царила на этом празднике творчества, - рассказывает Елена Коноплёва, молодой педагог. - Ребята увлеченно представляли свои проекты, внимательно изучали работы соперников. Приятно было смотреть на эту будущую научную элиту…

 

- Надеялись своего Кулибина воспитать?

 

- Наша цель была не только привить интерес к техническому творчеству, но и научить ребят защищать свои проекты. И наши кружковцы еще не раз успешно участвовали потом и в других конкурсах.

 

Китайский дракон

В номинации «Технические объекты» победителем стал пятиклассник Степан Сорокин с радиоуправляемой судомоделью свободной конструкции «Китайский дракон». Вот он, красавец, в руках его создателя.

 

- Степан ко мне со 2-го класса ходит, - рассказывает руководитель кружка «Юные корабелы» Алексей Ветлужских. - Сейчас уже в 6-м учится. Еще одного дракона-лодку делает, только меньшего размера.

 

Сегодня из корабелов на занятии самые юные и активные: Тимофей и Матвей. Один трудится над корпусом канонерской лодки, другой собирается речной трамвайчик сделать. Спрашиваю: почему выбрали судомодельный?

 

- Нравится строить разные корабли, участвовать           в соревнованиях. Всё это плавает...

 

- Только летом, наверное?

 

- В специальном судомодельном бассейне - в любое время года, - уточняет Алексей Иванович. - Можно и в ванной небольшие модели запускать. Ребята уносят их домой.

 

А главное, здесь мальчишки не просто кораблики делают, а учатся паять, строгать, выпиливать - элементарным мужским навыкам. Вначале же, когда приходят, не умеют порой даже ножницы в руках держать. Простого катамарана, по словам Ветлужских, сложить не могут. Вот так от бумажных лодочек до радиоуправляемых моделей дорастают. 

 

В соседнем кабинете - автомобильная трасса в миниатюре…

 

- Один раз в месяц катаемся, - говорит руководитель ав­тотрассового объединения Сергей Солодилов. - В феврале у нас традиционные «заезды». Сами ездим на соревнования, завоевываем призовые места. В Сыктывкаре недавно второе место заняли. (На столе - кубки российских чемпионатов.)

 

Ребята всё своими руками делают. Идею где-то подсмотрят, а как ее воплотить в модели - это уже сами конструируют, изобретают.

 

После праздников пришли в кружок Никита Вахрин и Дмитрий Макаров. Готовят свои машинки к соревнованиям, разбирают мотор, чтобы почистить, проверяют пульт. Главное - скорость. Чья модель за одно и то же время больше кругов на трассе «намотает», тот и победит. У юных конструкторов и изобретателей ещё много побед впереди.

 

Вера Ануфриева.

Фото автора.

                               

Звезды из «Робилинта»

 

Центр робототехники при лицее информационных технологий № 28 объединил юных гениев.

 

Так, двое кировских десятиклассников Максим Курейкин и Вячеслав Романов стали победителями Всероссийской инженерной олимпиады в Сочи. Они начали готовиться к олимпиаде за полгода под руководством своего преподавателя.

 

- Первые два этапа были дистанционные. Если бы я им давал готовые ответы, то в финале они бы просто ничего не сделали, - рассказал Алексей Миклин, педагог центра «Робилинт». -Финальная задача называлась «Логический терминал». Необходимо было создать и запрограммировать робота. Нашим ребятам удалось обойти соперников со всей России и занять почетное первое место в общекомандном зачете, второе и третье - в индивидуальном.

 

Андрей Мочалов и Руслан Себельдин вошли в десятку лучших на Всероссийской робототехнической олимпиаде. Юные изобретатели представили проект автоматической технологии высадки деревьев. 

 

Сначала школьники изучили тему в теории, после чего пришло понимание того, как должны выглядеть роботы. Задача первого - тренировать дерево с раннего возраста, чтобы оно могло адаптироваться к новой почве. Второй агрегат - робот-озеленитель - поливает и высаживает деревья в жилых комплексах.  

 

Олимпиада в Казани началась для ребят с квалификационного тура. В тот день им пришлось 11 раз проводить презентацию проекта. Их слушали судьи и зрители, попутно задавая каверзные вопросы. Роботов детально изучало компетентное жюри, и его вердикт был следующим: кировский робототехнический комплекс достоин серебряной медали.

 

В Международном детском центре «Артек» состоялся Пятый Всероссийский фестиваль «Ро­боSkарt», в рамках которого проводилась Всероссийская научно-практическая конференция «РоботоБУМ» - соревнования по программированию, конструированию, сборке «Умного дома».

 

Первое место на ней занял Лев Бабинцев, также учащийся лицея информационных технологий г. Кирова.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также