Научиться управлять черепашкой можно на станции юных техников города Кирова
ОБЩЕСТВО
При слове «изобретатель» сразу представляешь серьезного ученого в очках. А между тем многие полезные изобретения сделаны детьми и подростками. Надо лишь создать условия для этого, заинтересовать. Этим и занимаются в кружках и объединениях станции.
- Это «мозг» робота, - положил передо мной на стол невзрачную штуковину директор СЮТ Алексей Щеклеин. - К этому контроллеру можно подключить все, что угодно. Двигатель, колесо - и он будет ездить по определенной программе, которую ему зададут. Микрофон - начнет записывать. Пропеллер - полетит… Робототехника - это сложно, это непаханое поле.
- Для изобретений…
- У нас она как бы на трех китах: радиоэлектроника, собственно робототехника и так называемые логомиры. Если самые маленькие кружковцы собирают роботов из наборов, ребята постарше надевают на контроллеры разные механизмы и пишут программы, то в логомирах изучают программное обеспечение, учатся «управлять черепашкой». Если ребенок с начальной школы столкнулся с миром роботов, ему программирование в старших классах гораздо легче дается. Представьте, в радиоэлектронике всё с нуля, с датчиков. Ребята спаяют схемы - и получится робот.
- Настоящие вундеркинды…
- Хорошо бы, чтобы таких ребят побольше было: сейчас не хватает инженеров на заводах.
- А к вам как ребята приходят?
- Ножками… Если интересно, идут! Система дополнительного образования уникальна тем, что ребенок может выбрать желаемое направление, а потом перейти в другой кружок, если не понравится.
- Алексей Александрович, на ваш взгляд, что мешает развитию технического творчества ребят?
- Недостаточное финансирование и устаревшее оборудование. Как заинтересовать ребят работой на станках 80-х годов, когда они видели 3D-принтеры?
Наследники Кулибина
Коллектив станции юных техников стал организатором городского конкурса по робототехнике. В этом году он будет проводиться в шестой раз. Тема творческих проектов - освоение космоса.
Татьяна Дмитриевна Стародумова, завотделом станции, вспоминает, что как-то представители машзавода 1 Мая поинтересовались у конкурсантов, а могут ли они кран будущего изобрести? И когда один первокурсник разработал ноу-xay, предложили ему даже практику на предприятии проходить. С гордостью рассказывает она и о том, как их воспитанник Дима Корчёмкин, победитель всероссийской олимпиады, два года подряд получал президентский грант, а сейчас учится в МГУ на информатике. Неслучайно именно станция юных техников впервые в том году вышла с инициативой проведения в Кирове открытого конкурса творческих работ, идей и проектов «Я - изобретатель», посвященного Дню детских изобретений.
- Удивительная атмосфера царила на этом празднике творчества, - рассказывает Елена Коноплёва, молодой педагог. - Ребята увлеченно представляли свои проекты, внимательно изучали работы соперников. Приятно было смотреть на эту будущую научную элиту…
- Надеялись своего Кулибина воспитать?
- Наша цель была не только привить интерес к техническому творчеству, но и научить ребят защищать свои проекты. И наши кружковцы еще не раз успешно участвовали потом и в других конкурсах.
Китайский дракон
В номинации «Технические объекты» победителем стал пятиклассник Степан Сорокин с радиоуправляемой судомоделью свободной конструкции «Китайский дракон». Вот он, красавец, в руках его создателя.
- Степан ко мне со 2-го класса ходит, - рассказывает руководитель кружка «Юные корабелы» Алексей Ветлужских. - Сейчас уже в 6-м учится. Еще одного дракона-лодку делает, только меньшего размера.
Сегодня из корабелов на занятии самые юные и активные: Тимофей и Матвей. Один трудится над корпусом канонерской лодки, другой собирается речной трамвайчик сделать. Спрашиваю: почему выбрали судомодельный?
- Нравится строить разные корабли, участвовать в соревнованиях. Всё это плавает...
- Только летом, наверное?
- В специальном судомодельном бассейне - в любое время года, - уточняет Алексей Иванович. - Можно и в ванной небольшие модели запускать. Ребята уносят их домой.
А главное, здесь мальчишки не просто кораблики делают, а учатся паять, строгать, выпиливать - элементарным мужским навыкам. Вначале же, когда приходят, не умеют порой даже ножницы в руках держать. Простого катамарана, по словам Ветлужских, сложить не могут. Вот так от бумажных лодочек до радиоуправляемых моделей дорастают.
В соседнем кабинете - автомобильная трасса в миниатюре…
- Один раз в месяц катаемся, - говорит руководитель автотрассового объединения Сергей Солодилов. - В феврале у нас традиционные «заезды». Сами ездим на соревнования, завоевываем призовые места. В Сыктывкаре недавно второе место заняли. (На столе - кубки российских чемпионатов.)
Ребята всё своими руками делают. Идею где-то подсмотрят, а как ее воплотить в модели - это уже сами конструируют, изобретают.
После праздников пришли в кружок Никита Вахрин и Дмитрий Макаров. Готовят свои машинки к соревнованиям, разбирают мотор, чтобы почистить, проверяют пульт. Главное - скорость. Чья модель за одно и то же время больше кругов на трассе «намотает», тот и победит. У юных конструкторов и изобретателей ещё много побед впереди.
Вера Ануфриева.
Фото автора.
Звезды из «Робилинта»
Центр робототехники при лицее информационных технологий № 28 объединил юных гениев.
Так, двое кировских десятиклассников Максим Курейкин и Вячеслав Романов стали победителями Всероссийской инженерной олимпиады в Сочи. Они начали готовиться к олимпиаде за полгода под руководством своего преподавателя.
- Первые два этапа были дистанционные. Если бы я им давал готовые ответы, то в финале они бы просто ничего не сделали, - рассказал Алексей Миклин, педагог центра «Робилинт». -Финальная задача называлась «Логический терминал». Необходимо было создать и запрограммировать робота. Нашим ребятам удалось обойти соперников со всей России и занять почетное первое место в общекомандном зачете, второе и третье - в индивидуальном.
Андрей Мочалов и Руслан Себельдин вошли в десятку лучших на Всероссийской робототехнической олимпиаде. Юные изобретатели представили проект автоматической технологии высадки деревьев.
Сначала школьники изучили тему в теории, после чего пришло понимание того, как должны выглядеть роботы. Задача первого - тренировать дерево с раннего возраста, чтобы оно могло адаптироваться к новой почве. Второй агрегат - робот-озеленитель - поливает и высаживает деревья в жилых комплексах.
Олимпиада в Казани началась для ребят с квалификационного тура. В тот день им пришлось 11 раз проводить презентацию проекта. Их слушали судьи и зрители, попутно задавая каверзные вопросы. Роботов детально изучало компетентное жюри, и его вердикт был следующим: кировский робототехнический комплекс достоин серебряной медали.
В Международном детском центре «Артек» состоялся Пятый Всероссийский фестиваль «РобоSkарt», в рамках которого проводилась Всероссийская научно-практическая конференция «РоботоБУМ» - соревнования по программированию, конструированию, сборке «Умного дома».
Первое место на ней занял Лев Бабинцев, также учащийся лицея информационных технологий г. Кирова.
Оставить свой комментарий
Читайте также
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.