На примере Кировской области Счётная палата РФ заявила о провале программы поддержки моногородов

ЭКОНОМИКА

РАЙОНЫ

01 октября 2018 731 0
На печать

Проблемы моногородов возникли не сегодня. Многие помнят, как рабочие вятскополянского завода «Молот» в 2009 году выходили на митинги протеста. И таких «молотов» по России оказалось много.

 

С тех пор Правительство РФ постоянно придумывало способы, как решить проблему. Одним из последних шагов стало принятие в 2016 году Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» с 2016 по 2025 год. 24 сентября в комиссии по вопросам экономики Общественной палаты Кировской области (ОПКО) была заслушана информация по реализации этой программы в Кировской области. В ее основу легли результаты проверки, которую летом этого года совместно провели Счетная палата РФ (СП) и Контрольно-счетная палата Кировской области (КСП).

 

Площадка ОПКО была выбрана неслучайно - на ней удалось свести вместе аудиторов Контрольно-счетной палаты, представителей регионального правительства и общественных организаций. В ходе обсуждения были озвучены печальные выводы, к которым пришли аудиторы контрольных ведомств. Фактически было сказано, что программа поддержки моногородов не работает, а миллионы бюджетных средств тратятся впустую. Более того, моногорода из проблемных «монопрофильных населенных пунктов» превращаются в территории бедствия.

 

Кризис вскрыл проблему

Кризис 2008 года прошелся по территории России как ураган, сметая на своем пути зарплаты и вклады населения, убивая целые заводы. Наиболее сильно он ударил по городам с единственным градообразующим предприятием.

 

Кировская область не осталась в стороне от этого финансового катаклизма. Первыми под удар попали предприятия с низкой финансовой устойчивостью. Можно много рассуждать, по каким причинам возникла такая «низкая финансовая устойчивость, но в данном случае важен сам факт.

 

«Молот», «Силикат», «Эликон» - в то время эти названия не сходили со страниц областной прессы, не исчезали из новостных лент не только региональных, но и федеральных интернет-СМИ. Массовые забастовки, пикетирования, митинги и акции протеста волной прокатились по Вятским Полянам, Мурыгино и Стрижам. Людям было не на что жить из-за невыплаты зарплат. В домах стали отключать тепло.

 

Положение было настолько сложным, что к утихомириванию разбушевавшегося населения подключился тогда вновь назначенный губернатором области Никита Белых. Он несколько раз посещал митинги. На них он доказывал, что правительство делает всё возможное, чтобы найти для хиреющих заводов новых инвесторов.

 

Именно с его легкой руки, дабы помочь, как тогда заявлялось, оставшимся без работы жителям Вятских Полян было принято решение о строительстве там промышленного парка. Эпопея с его созданием заслуживает отдельного описания, но важно отметить, что эта стройка затянулась надолго и на существенное изменение ситуации в городе не повлияла. Но это стало очевидным значительно позднее.

 

Никите Белых простительны его заблуждения о путях преодоления кризиса на отдельно взятых территориях. Ведь он был и остается либералом до мозга костей. Но, как оказалось, в рамках либерально-экономической парадигмы работало и российское правительство. Свидетельством тому стало принятие Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». В ней ни слова нет об оздоровлении градообразующих предприятий, зато много говорится о создании инвестиционных площадок для бизнеса, о диверсификации экономики моногородов.

 

Моногородов стало меньше

Моногородов в России немало. Действующий сейчас перечень, составленный в 2014 году, включает 319 таких населенных пунктов. Из них 99 характеризуются как «города с наиболее сложным социально-экономическим положением».

 

В Кировской области насчитывается 11 монопрофильных муниципальных образований, которые включены в этот список: города Вятские Поляны, Белая Холуница, Луза, Кирс, Уржум, Омутнинск и Кирово-Чепецк, поселки Мурыгино, Демьяново, Красная Поляна и Стрижи.

 

Впрочем, по мнению аудиторов Счетной палаты РФ, данный перечень уже утратил свою актуальность.

 

- По оценке Минэкономразвития, из него уже можно исключить 107 городов, утративших признаки монопрофильности в связи с уменьшением числа работающих на градообразующих предприятиях и оттоком населения, - говорится в заключении Счетной палаты.

 

Так и напрашивается шутка, что главная цель федеральной программы, то есть уменьшение количества моногородов, уже достигнута. Нет градообразующего предприятия - нет моногорода. Для этого даже деньги не нужно было тратить. Но они таки были потрачены, и немалые.

 

Так, в рамках трехлетнего бюджета 2017 - 2020 годов некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (далее - Фонд), которая выступает главным оператором федеральной программы, было выделено 25,3 млрд. рублей. На что же пошли такие немалые средства?

 

А направлялись они на диверсификацию экономики моногородов, создание альтернативных рабочих мест, строительство инженерной и дорожной инфраструктуры для промышленных площадок, создаваемых под будущих инвесторов. Немалые деньги были перечислены и Московской школе управления «Сколково», которая обучала проектные команды для работы в моногородах.

 

Как можно увидеть из этого перечня расходов, деньги тратились на что угодно, только не на поддержку градообразующих предприятий. Может быть, потому немалая их часть так и осталась невостребованной. Как отмечается в отчете Счетной палаты, в 2017 г. было израсходовано только 4,4 млрд. рублей, то есть всего 39,1% от запланированных сумм. Но даже то, что было потрачено, к улучшению жизни населения моногородов не привело.

 

Не стали исключением из правила

Счетная палата РФ неслучайно взяла Кировскую область в качестве одной из площадок для оценки эффективности трат на программу «Комплексное развитие моногородов». Здесь наиболее ярко проявились все огрехи тех, кто составлял программу.

 

Из всех одиннадцати киров­ских моногородов Фонд развития вкладывал средства только в два из них - в Лузу и Белую Холуницу. В первом на площадях исчезнувшего ЛПК была создана промплощадка, для которой из средств Фонда были построены канализационно-очистные сооружения и дорога. Во втором деньги были вложены в реконструкцию автодороги, строительство железобетонного моста через реку, реконструкцию канализационно-насосной станции, насосной станции с резервуаром питьевой воды и канализационного напорного коллектора.

 

Только на реконструкцию очистных сооружений в Лузе было потрачено более 115 млн. рублей, из них почти 108 млн. - средства Фонда. Более полутора лет назад объект был принят и дано разрешение на его эксплуатацию. Однако до сих пор он так и не работает. Причиной этого стало завышение на стадии подготовки заявки на получение средств Фонда потребностей инвесторов. Единственный крупный резидент этой промплощадки - предприятие «Хольц-Хаус» загрузить их работой в полном объеме не может. Требуется подсоединить к ним другие предприятия, а их нет (даже в перспективе). Только в мае этого года Фонд пошел навстречу муниципалитету и согласился на подключение к сооружениям жилого сектора. Но такое изменение условий привело к тому, что областной бюджет обязан вернуть Фонду 88,5 млн. рублей за три года, десять из которых в августе этого года уже перечислены. И что самое интересное - к ответственности за весь этот, мягко выражаясь, беспорядок, никто не привлечен.

 

Впрочем, за построенную автомобильную дорогу лузские автовладельцы все же благодарны программе развития моногородов.

 

На реконструкцию пяти объектов инфраструктуры в Белой Холунице было потрачено почти 278 млн. рублей, из которых 242 млн. - средства Фонда. Все они введены в эксплуатацию. Однако загрузка ряда реконструированных объектов обеспечена, по данным областной КСП, менее чем на 2%.

 

Не всё в порядке и с обучением кировских специалистов в «Сколково». Нужно сказать, что оно было недешевым - на одного человека более 900 тыс. рублей. Всего там прошло обучение 58 кировчан. Из них одиннадцать после обучения практически не занимались проблемами своих моногородов.

 

Но самое печальное в том, что все эти мероприятия никоим образом не сделали жизнь людей в этих городах лучше. Как отметили аудиторы областной КСП, миграционный отток из этих городов очень высок. За три года численность трудоспособного населения в Лузе сократилась на 20,2%, а в Белой Холунице - на 8,2%. Народ бежит. При этом сокращается и количество работающих - на 17,3% и 19% соответственно. Остается высоким и уровень безработицы. Он превышает среднероссийский показатель в два раза.

 

Вишенкой на торте во всем этом безобразии является то, что такая картина характерна не только для Белой Холуницы и Лузы. И даже не только для других моногородов Кировской области. Как отмечает Счетная палата РФ, такая же ситуация и в других российских моногородах и весях.

 

Даже такой принципиальный либерал, как Алексей Кудрин, который сейчас возглавляет Счетную палату РФ, заговорил о неприемлемости либеральных подходов к делу спасения моногородов.

 

- У меня нет ощущения эффективности этой программы, - сказал он на коллегии СП. - То, что я вижу, - это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий