Интервью с инспектором труда Федерации профорганизаций Кировской области Николаем Тимшиным

ЭКОНОМИКА

06 мая 2019 627 0
На печать

 

Увы, менталитет русского человека неизменен: сделать побыстрее да попроще. Как говорится, на «авось», на «так сойдет» или «как-нибудь». И не важно, станет ли от безалаберной работы кому-то веселее жить либо наспех сооруженный объект принесет горе, когда в одночасье рухнет… Вот некоторые примеры.

 

В Кирове на ул. Профсоюзной, на перекрёстке с ул. Володарского, на месте демонтажа строений бывшего корпуса завода «Красный инструментальщик», образовалась пробка: груда кирпичей от упавшей стены перегородила проезжую часть. Как выяснилось, там работы выполнял по договору субподрядчик. Всю ответственность за охрану труда, объекта, пожарную безопасность нес также он. Экскаватор, ему же принадлежавший, опрокинулся во время демонтажа и разрушил часть стены. Повреждён забор. Пострадавших среди посторонних лиц и работников предприятия, к счастью, не оказалось.

 

На ул. Воровского областного центра у строящегося спорткомплекса рухнули две стены. Свидетели отмечали: ЧП могло произойти из-за порывистого ветра. На место выезжала оперативная группа регионального МЧС. При обрушении завалило несколько машин, пострадавших нет.

 

К сожалению, сообщения о таких происшествиях на улицах Кирова - на строительных объектах, при ремонте и сносе зданий - стали появляться с завидной регулярностью. Хорошо, когда в них никто не получил травмы.

 

Почему понятие «охрана труда» у руководителей, да и у самих рабочих порой остается забытым? Об этом накануне Всемирного дня охраны труда мы беседовали с главным техническим инспектором труда Федерации профсоюзных организаций Кировской области (ФПОКО) Николаем Тимшиным.

 

- Николай Павлович, если судить по статистике, наша область в организации охраны труда не самая худшая?

 

- За последние годы в этом направлении картина относительно благоприятная, в целом по стране и в нашем регионе отмечается тенденция к снижению травматизма по всем показателям. Судите сами: в Российской Федерации в 2018 году произошло 25 тысяч 400 несчастных случаев на производстве, в том числе 1140 - со смертельным исходом. В Кировской области, по данным Фонда социального страхования, в прошлом году было зарегистрировано 445 несчастных случаев на производстве (со смертельным исходом - 11, с тяжелыми травмами - 41). Много это или мало?

 

Эти цифры на различных выступлениях, если можно так сказать, стараюсь «усилить». Говорю слушателям - специалистам по охране труда, мастерам, руководителям, рабочим: «Разделите их на 365 дней в году. Итог: каждые 3 - 4 дня кто-то получает увечье, раз в месяц - не возвращается домой». Тогда все заинтересованно слушают: понимают, проблема - не только в цифрах.

 

- Как тут не вспомнить советские времена: приступаешь к работе - проходишь инструктаж по технике безопасности, расписываешься. А без этого к рабочему месту просто не допустят.

 

- Когда случается какое-то ЧП, создается комиссия по расследованию, куда вхожу и я. Смотрим все документы: подписи тоже имеются - и инструктаж пострадавший работник прошел, и с правилами ТБ по охране труда ознакомился… Но, знаете, от всего формальностью попахивает. Расписался - и тут же нарушил! Значит, инструктаж был некачественный, и кроме того, никто не кон­тролировал действия работника при выполнении трудовых операций. А уличить в равнодушном подходе мастера, руководителя сложно: все бумаги вроде на месте.

 

Конечно, обязанность по обеспечению безопасности труда лежит прежде всего на руководителях. Можно отметить серьезное отношение к организации труда на крупных предприятиях. Так на заводах сложилось за многие годы: человеку труда профкомы, все ответственные лица - снизу доверху - уделяли особое внимание. И, конечно же, охране труда на производстве. У них и теперь профсоюзные комитеты работают в тесном контакте с руководителями. Там статистика по охране труда не прыгает - остается стабильной.

 

- А какие сферы, отрасли, направления беспокоят больше всего?

 

- Прежде всего - лесная отрасль (особенно переработка древесины), далее - сельское хозяйство, жилищно-коммунальная сфера, строительство и, как ни странно, здравоохранение.

 

- Да-да, жилищно-коммунальный сектор. Особенно когда работники начинают убирать с крыш зданий снег. Смотришь на их безалаберность - и страшно становится.

 

- Организация работы на высоте - это очень серьезная проблема. Требования по охране труда в этом вопросе, как правило, не соблюдаются. Перед началом уборки снега всегда проходят совещания: говорят, пугают, настраивают… А зимой идешь по городу, поднимешь голову - и сердце кровью обливается: парни без страховки, на краю обледенелой крыши… Жуть! А если еще внизу мастера с равнодушием смотрят на рабочих - непонятно, кто будет виноват в случае ЧП (они происходят тоже нередко!): начальник или сам рабочий, который совсем не думает о собственной безопасности?

 

- Это, что называется, нарушения на виду. Но на производстве-то - тоже беспечность и безалаберность.

 

- Приведу один из свежих примеров. На одном из предприятий необходимо было провести ремонт тормозной системы автомобиля. Эту работу поручили электрику и сварщику. Об инструктаже, технологической карте, контроле за ходом выполнения работ никто из руководителей не подумал. Один домкратом поднял машину (он находился вверху), другой рабочий, внизу, не увидел этого. При опускании домкрата автомобиль перекосило, второго рабочего придавило.

 

Еще пример. В инструкции по охране труда слесаря записано: «При работе с гаечным ключом нельзя использовать трубу как удлинитель». Нет, надо же гайки закручивать надежно! Результат - травма! Тоже пренебрег правилами безопасности.

 

- Снова беспечность! Вроде и не руководитель виноват, а отвечать-то ему придется.

 

- По моему глубокому убе­ждению, в этом случае, как и в большинстве других подобных происшествий, виноват руководитель. Кто должен обучить работника навыкам безопасного производства работ? Кто должен организовать безопасные условия труда на рабочем месте и проконтролировать, как работник соблюдает требования безопасности? И нести ответственность?

 

Вот совсем недавний случай. На одном крупном предприятии в цехе рабочие подрядного предприятия выполняли работы по демонтажу оборудования. Разобрали потолочное перекрытие. В нем, разумеется, образовался проем. А далее - как в грустном кино. На втором этаже того же цеха рабочие организации-заказчика, получив задание, прокладывали электрокабель. Один из них решил посмотреть, куда он тянется, как действовать дальше? И, оказавшись у злополучного отверстия, упал вниз. Стали разбираться. Каждый стоял на своем: нам, мол, дали одно задание, другим - тоже поставили задачу, но не предупредили. Вот так.

 

- Правда, как в кино…

 

- Но подобные эпизоды повторяются и повторяются. Еще пример: автокрановщик на одной из баз, чтобы подняться в кабину, залез на платформу крана. Далее, как предписывает инструкция, ему бы надо было воспользоваться специальной лесенкой, прикрепленной к крану с торца. А он что сделал? Воспользовался самодельной приставной лестницей. Дело было зимой, лестница на обледенелой поверхности потеряла устойчивость. Результат - падение и множественные повреждения грудной клетки. И это при том, что в трех шагах на кране есть специальная лестница, предусмотренная заводом-изготовителем.

 

- В статистических данных есть показатель профзаболеваний - 17. Получается, их немного?

 

- Но они тем не менее есть! Надо учитывать, что многие рабочие места официально не считаются опасными, но они именно опасны. Плюс неформальная занятость: никто не знает, какие там условия труда. А сейчас в данной сфере трудится немало кировчан.

 

- С ними, допустим, все ясно: влияние факторов работы на здоровье изучено, через сколько лет могут возникнуть те или иные заболевания - тоже. А как быть с офисными работниками?

 

- Согласен. Их условия труда официально признаются безопасными. А на самом деле для сотрудников часто закупают дешевую некачественную мебель, не поддерживающую спину, усиливающую нагрузку на позвоночник. К тому же - высокая психоэмоциональная нагрузка, мерцающие экраны компьютеров. И, как следствие, масса сопутствующих болезней - ухудшение зрения, давление, инфаркты и т.д. К сожалению, такой статистики у нас нет.

 

- Есть еще водители, таксисты…

 

- Они-то работают не по 8 часов в день, а по 12 - 15. Ни­кто не следит за их графиком труда, отдыха. Как мне кажется, надо менять законодательство: пересмотреть список профзаболеваний, найти новые формы оценки вредности, контроля за соблюдением требований охраны труда.

 

- Давайте о страшном больше не будем… Вы же активно проводите профилактическую работу. И она, судя по статистике, все-таки приносит положительные результаты?

 

- Как известно, постановлением совета Федерации про­фсоюзных организаций Кировской области 2018-й был объявлен Годом охраны труда. Среди полезных новшеств в работе назову организацию клуба специалистов по охране труда (кстати, идея его создания принадлежит председателю ФПОКО Роману Александровичу Бересневу). Мы решили создать площадку для неформального общения всех, кто профессионально занимается в вышеупомянутой сфере деятельности, дабы сообща решать проблемные вопросы и, самое главное, распространить лучший опыт.

 

- Знаю, что некоторые нынешние работодатели к вопросам охраны труда относятся, мягко говоря, с прохладцей: поставили задачу, а там хоть трава не расти! Либо вообще игнорируют требования охраны труда.

 

- Вот и приходится профсоюзным организациям вступать с ними в диалог, чтобы защитить права работников. Здесь необходимо построить вертикальную систему взаимодействия социальных партнеров. Понять «правила игры» в сфере охраны труда на уровне работодатель - работник, работодатель - профсоюзная организация. Проблема заключается в том, что в муниципальных образованиях, в отраслевых органах государственного управления нет должностных лиц, структур, с кем бы мы могли результативно взаимодействовать по решению задач охраны труда.

 

И еще. У нас есть намерение - как новое направление - организовать группу внештатных технических инспекторов труда Федерации профсоюзных организаций Кировской обла­сти из представителей территориальных организаций профсоюзов.

 

Беседу вёл Александр ШИРОКОВ.

Фото пресс-службы ФПОКО.

 

Справка «ВК»

Всемирный день охраны труда - относительно молодой празд­ник, появившийся в календаре международных памятных дат в 1996 году. Правда, еще в 1989 году крупные профсоюзные организации Канады и США выступили с инициативой провести День памяти погибших работников.

 

В 1996 году Международная организация труда внесла официальное предложение - учредить Всемирный день охраны труда. Для проведения праздника выбрали дату 28 апреля.

 

У нас этот праздник отмечают недавно, но история россий­ской охраны труда уходит в далекое прошлое. Еще в конце XIX века учредили госинспекцию, осуществлявшую надзор за условиями труда рабочих фабрик и заводов, и комиссию, рассматривавшую нарушения прав работников и назначавшую компенсацию за любой ущерб, нанесенный их здоровью на рабочем месте. Большое внимание уделялось охране труда и в СССР.

 

 

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий