Министерству образования Кировской области не удаётся решить проблему нехватки учителей

ОБЩЕСТВО

07 октября 2019 759 0
На печать

 

Средний возраст учителей в Кировской области продолжает расти, несмотря на все меры, которые принимает областная власть. Как сказала региональный министр образования Ольга Рысева, 30 процентов всего педагогического состава областных школ - пенсионеры.

 

Тема подготовки молодых кадров для среднего образования региона обсуждалась на прошлой неделе сразу на трех площадках - в профильном комитете об­ластного Законодательного собрания, на пленарном заседании последнего и в Общественной палате Кировской области (ОПКО).

 

Где же выход из сложившейся ситуации?

 

Картина маслом: «Приплыли»

 

Нельзя сказать, что доклад, который Ольга Рысева представляла и в Законодательном собрании, и в ОПКО, порадовал депутатов и общественников. Но, как заметили в Общественной палате, и до катастрофы еще далеко. Хотя в целом ситуацию нельзя назвать удовлетворительной.

 

Судите сами: дефицит учителей, по словам министра образования, уже не первый год находится в пределах 400 - 500 человек. На сегодняшний день он составляет 419 ставок. Более всего нужны предметники по физике, математике, химии, биологии и технологии.

 

Возрастной состав также оставляет желать лучшего. Доля учителей старше 55 лет - 27 процентов, тогда как до 35 лет - всего 18 процентов. При этом средний возраст - 46 лет.

 

Больше всего пенсионеров трудится учителями физики, математики, химии, биологии, русского языка и литературы.

 

Максимум молодых кадров (в возрасте до 35 лет) наблюдается по предметам информатика и информационно-коммуникационные технологии, иностранные языки и физическая культура.

 

Конечно, радует, что молодежь все же идет в школы. Так, по данным минобра, в 2019 году в школы области пришло 300 молодых специалистов. На подходе еще 250 молодых людей, которые учатся в ВятГУ по целевым договорам. Но даже если сравнить эти цифры с имеющимся дефицитом, становится понятно, что они его не перекроют. К тому же вновь пришедшие кадры далеко не всегда задерживаются на своих рабочих местах больше года. И отток бывает весьма существенным.

 

Наличие значительного дефицита учителей наблюдается на фоне того, что в ВятГУ на педагогические специальности поступает много народа. В этом году конкурс составил 6 человек на место. До 275 выросло и количество бюджетных мест. Самыми востребованными специальностями стали учитель иностранного языка - конкурс 10 человек на место, а также учитель истории, обществознания - 9 человек на место.

 

«Плюшки» для молодых

 

Нехватка учителей заставляет шевелиться областных чиновников. Они вынуждены искать пути решения проблемы. Так, в частности, в августе прошлого года был пересмотрен базовый оклад. Он составил 11 тысяч 163 рубля. А в общей структуре зарплаты гарантированные выплаты достигли планки в 70 процентов.

 

Согласно отчетам минобра, выполнены и «майские указы» Президента РФ в части оплаты труда педагогов. По итогам восьми месяцев 2019 года средняя зар­плата в школах составляет 26 тысяч 298 рублей. При этом, правда, никто не говорит о том, что для получения достойного вознаграждения учителям приходится работать не на одну ставку.

 

Осуществляет правительство области и материальную поддержку молодых учителей. Так, тем, кто едет работать в сельскую местность, выплачивается единовременное пособие в размере 50 тыс. рублей. Кроме того, первые два года работы молодым специалистам выплачивают 100 тыс. рублей в муниципальных районах, 50 тысяч - в городских округах. К мерам материальной поддержки можно отнести и компенсацию в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения.

 

В числе «новшеств», которые используются для привлечения молодых кадров в школы, - создание в средних общеобразовательных учреждениях «педагогических классов». Это совместная инициатива регионального министерства образования и ВятГУ. Проект получил название «Учитель - профессия будущего». В новом учебном году создано 14 таких классов.

 

А с 2020 года планируется запустить на федеральном уровне программу «Земский учитель» (по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор»). Единовременная выплата тем, кто согласится ехать на работу в сельские школы, составит 1 млн. рублей, но при условии, что работать там придется 5 лет. На участие в программе до 2022 года уже заявлено 317 вакансий.

 

Вот только ждать запуска программы «Земский учитель» - еще год, да и не ясно, какие параметры в нее будут заложены. А за это время областное образование будет и дальше терять кадры. И к тому же кто даст гарантии, что эта программа станет панацеей от кадрового голода? Ведь «Земский доктор» не спас вятскую медицину от повального бегства врачей из районных больниц.

 

И все же чиновники от образования уверены, что сделано все возможное, чтобы привлечь в отрасль молодежь. Но если так, то, казалось бы, в школах не должно быть свободных ставок. Но они есть, и их количество не сокращается. Может, чиновники упускают из виду нечто главное?

 

Молодёжи нужно платить больше и чаще

 

Доклад министра образования Ольги Рысевой вызвал много вопросов у профессионального сообщества. Их задавали и на профильном комитете Законодательного собрания, и в Общественной палате. Были внесены предложения в постановление пленарного заседания Заксобрания, которые нашли отражение в его окончательном тексте. И главное, что там записано не «принять к сведению», а «обратить внимание правительства на растущий дефицит учительских кадров».

 

В Законодательном собрании основным оппонентом Ольги Рысевой стал региональный депутат и советник губернатора области Анатолий Чурин. По его словам, еще до проведения заседания профильного комитета им были подготовлены и направлены предложения, которые вошли в итоговый документ.

 

Многое из того, что предложил Анатолий Михайлович, вытекает из его многолетнего опыта руководства областным образованием.

 

- Еще будучи главой областного департамента образования, я начал изучать зарубежный опыт формирования учительского корпуса, - сказал он. - Многое из того, что там делается, можно успешно применить и у нас. Так, например, в Финляндии далеко не каждый выпускник школы может попасть в педагогический вуз. Туда отбирают только самых-самых, из первой десятки. И государство регулирует этот процесс. Первые три года после обучения за ним внимательно наблюдают, и в случае если директор школы считает подготовку педагога недостаточной, он имеет право уволить его. Посмотрите, какая высокая планка задается. Вот и нам пора задуматься о формировании у нас целенаправленного механизма привлечения в учительскую профессию молодежи и закрепления ее в образовательных организациях.

 

Надо работать с успешными школьниками, а не с любым учеником, изъявившим желание идти в учителя, считает Анатолий Чурин. И здесь было бы неплохим подспорьем возобновление выплаты «губернаторской стипендии», которая была прекращена с 2016 года.

 

Не менее важным шагом в закреплении учительских кадров на местах является забота об их бытовой обустроенности. Сейчас молодые учителя не имеют возможности купить себе квартиру, отдохнуть на курорте, получить качественное санаторно-курортное лечение.

 

В части жилья решение в нашей области уже существовало. Работала программа «Служебное жилье».

 

- Даже при дефицитном бюджете мы находили на это деньги, - подчеркнул Анатолий Михайлович. - И программу можно снова возродить. Я бы даже сказал, что нужно это сделать.

 

По версии депутата, важно совершенствовать оплату труда молодых педагогов, да и учителей в целом. За равную норму часов нужно платить одинаково. Это же должно касаться и компенсационных выплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование учебными кабинетами, оплаты за стаж, за уровень квалификации и т. д. Тогда система будет понятной и прозрачной.

 

А для молодежи нужны дополнительные стимулы. Дабы удержать ее в школе, необходимо, чтобы молодой учитель знал, как, например, в ближайшие три - пять лет будет расти его зарплата, какие бонусы он сможет получить при достижении определенных результатов.

 

- Молодежи надо платить даже несколько больше, чем учителям со стажем, и рост зарплаты тоже должен происходить быстрее, - сказал Анатолий Чурин. - Если у человека зарплата в течение десяти лет не будет меняться, то зачем он будет там работать?

 

Ну и, наконец, необходимо отказаться от конкуренции школ.

 

- Школа - не коммерческая организация, и нельзя строить благополучие одной за счет другой, - заметил депутат.

 

Новое - это хорошо забытое старое

 

У Анатолия Чурина есть целая программа, как вывести областное образование из кризиса. Одним из ее пунктов выступает пересмотр системы подготовки педагогических кадров.

 

- Жизнь подводит нас к тому, что хотим мы того или нет, но нужно возрождать в регионах педагогические институты, - отметил Анатолий Михайлович. - Поэтому, и это вошло в постановление Заксобрания, мы предлагаем руководству ВятГУ совместно с федеральным Министерством просвещения создать в качестве структурного подразделения нашего опорного вуза педагогический институт с возможностью подготовки педагогических кадров по всем специальностям, необходимым как общеобразовательным, так и средним профессиональным организациям.

 

Депутат сетует: реорганизация системы высшего образования привела к тому, что пединституты были ликвидированы почти по всей стране, а из-за этого стала хромать подготовка учителей. Математику, например, который собирается преподавать в школе, недостаточно только специальных знаний по своему предмету. Для этого нужно освоить также детскую психологию и физио­логию, методику преподавания и другие сугубо педагогические дисциплины.

 

Еще одним шагом к преодолению кадрового кризиса в образовании может стать формирование областного заказа на подготовку педагогов в ВятГУ.

 

- Федерация сегодня выделяет вузу порядка 200 бюджетных мест. Этого крайне мало, - заметил Анатолий Чурин. - Надо предусмотреть возможность подготовки недостающих педагогических кадров на основе областного заказа с финансированием из регионального бюджета.

 

Ну и, наконец, нужно ликвидировать муниципальные школы как класс, считает советник губернатора. Необходимо, чтобы все они стали государственными. А под это пересмотреть и структуру управления образованием региона, вернув работоспособную систему образовательных округов.

 

Кто-то скажет, что не все сформулированные Анатолием Чуриным предложения бесспорны. Может быть, и так. Но у человека есть своя программа, есть понимание системного характера преодоления проблем. А вот в докладе регионального министра образования Ольги Рысевой этого не просматривается. Создается впечатление, что лечить болезнь чиновники собираются разовыми припарками и точечно, не меняя в принципе своих подходов.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также