Минфин РФ реструктурирует, но не спишет госдолг Кировской области

ЭКОНОМИКА

ПОЛИТИКА

30 октября 2017 750 0
На печать

 

К концу года задолженность Кировской области перед федеральным бюджетом по кредитам составит 16,5 млрд. рублей. 15,6 млрд. рублей регион получил из федерального бюджета за последние три года и должен их вернуть в 2018 - 2022 годах. Именно эта сумма подпадает под программу реструктуризации госдолга региона, о которой заявил Президент РФ Владимир Путин в ходе заседания Госсовета в Ульяновске 22 сентября.

 

Тогда от имени всех коллег к президенту обратился воронежский губернатор Алексей Гордеев: «Просьба всех губернаторов: сделать таким образом, чтобы реструктурировать наши бюджетные долги. Сейчас 31 процент так называемых собственных доходов регионов идет на погашение кредитов».

 

«Нам нужно расчистить региональные финансы, с тем чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам, - заявил Путин. - В 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы».

 

«Последние три года мы активно занимались замещением дорогих кредитов из коммерческих банков бюджетными кредитами. Сегодня на их долю приходится почти половина госдолга субъектов - свыше триллиона рублей, - продолжил глава государства и объявил: - С 1 января 2018 года мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную, как минимум, на семь лет. В первые два года нужно будет выплачивать всего по пять процентов долга ежегодно. Это позволит регионам высвободить в общей сложности 428 миллиардов рублей».

 

При этом президент предостерег от необдуманного и расточительного использования федеральных денег: «Нельзя, как некоторые говорят, как сеятели эти деньги налево и направо разбрасывать, а потом через пару лет опять прийти в банк либо в федеральный бюджет с протянутой ру­кой». По пред­ло­же­нию Путина, для регионов, которые обеспечат за два года рост налоговой базы темпами не ниже инфляции, программа может быть растянута на 12 лет, и они и в 2020 году должны будут погасить лишь пять процентов долга.

 

Президент поручил правительству до конца октября детально разработать все аспекты реструктуризации и провести работу с каждым регионом.

 

«Хочу подчеркнуть: участие регионов в программе реструктуризации будет носить сугубо добровольный характер. Я думаю, что на самом деле все захотят принять участие в такой программе, но тем не менее никто этого навязывать не будет», - сказал глава государства.

 

Особый подход президент пообещал тем, у кого есть долги перед коммерческими банками. «Можно всегда ссылаться на то, что денег не хватает, Минфин не дает, мы вынуждены идти в коммерческие банки. Так ли это, всегда ли это обоснованно? - отметил Владимир Путин. - С руководством Сбербанка говорили, они приняли решение снизить ставку по коммерческим кредитам с 14, скажем, до 8,5 процента, не все обращаются за этим снижением. А почему? Может быть, выгодно кому-то из руководства регионов платить высокую ставку? Я внимательно посмотрю на эти примеры».

 

После заседания Госсовета в Ульяновске правительственная комиссия по региональному развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Козака приступила к выполнению поручения президента.

 

Мнением о программе ре­структуризации с сайтом «Давыдов.Индекс» поделился Владимир Норин, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС:

 

«Я, как экономист, считаю программу реструктуризации долгов отчасти популистской мерой. Центр переложил все бремя социальных расходов на плечи регионов, при этом дав им кредиты, которые нужно возвращать с процентами. В результате субъекты РФ оказались в долгах как в шелках. Кредиты брали регионы под социальные задачи, под выполнение «майских указов» президента. Сейчас мы переходим на новую систему по налогам на имущество, которые сегодня растут. Их увеличивают субъекты Федерации. В результате чего нагрузка на население увеличивается примерно в десять-двенадцать раз. За счет этих налогов регионы пытаются выйти из сложного положения. Региональные экономики не вышли еще на стабильный этап развития, и бизнес не получает еще таких доходов, налоги с которых позволили бы субъектам РФ гасить свою задолженность перед центром. Программа реструктуризации - это своего рода палка о двух концах. Если бы правительство приняло решение списать депрессивным субъектам РФ долги и дало шанс вновь избранным губернаторам начать работу с чистого листа, было бы гораздо лучше».

 

Что взять с Вятки?

Кировская область также примет участие в программе реструктуризации долга. Об этом по итогам парламентских слушаний, прошедших 2 октября в Совете Федерации, рассказал председатель бюджетного комитета ОЗС Владимир Бакин. Он отметил, что при отсутствии программы реструктуризации Кировская область была бы обязана вернуть значительную часть бюджетных кредитов уже в 2019 году.

 

«Необходимые документы с Минфином РФ по реструктуризации будут подписаны до конца года. Предполагается, что первые два года регион будет возвращать по 5 процентов от общей суммы бюджетных кредитов, то есть примерно по 800 миллионов рублей. Поэтому при формировании областного бюджета на 2018 год необходимо предусмотреть средства на обслуживание коммерческих кредитов и средства на возврат бюджетных кредитов».

 

В областном правительстве говорят, что в соответствии с условиями действующих договоров большая часть задолженности перед федеральным бюджетом (14,1 млрд. рублей) должна быть погашена в 2018 и 2019 годах за счёт собственных средств областного бюджета. Выполнение этого условия не позволило бы в 2018 - 2019 годах профинансировать значительную часть первоочередных расходов областного бюджета.

 

О перспективах погашения долга региона «ВК» спросил у заслуженного экономиста РФ Алексея Помаскина.

 

«Хорошо, по поручению президента федеральные министерства должны разработать условия ре-структуризации госдолга субъектов Федерации. Уверен, Минфин предложит такие условия, что вся радость регионов сойдет на нет. Сейчас кировские депутаты воодушевились распоряжением президента: мол, на следующий год надо отдавать в казну условно не 10 - 15 миллиардов, а только 5 процентов от суммы! И так ближайшие два года! Мне понятна их радость: через два года будет работать новый состав Заксобрания - и именно ему придется разбираться с долгами области. Кредиты всё равно придется выплачивать.

 

Однозначно, условия Минфин поставит предельно жесткие: оптимизация расходов регионального бюджета, дополнительные доходы в бюджет, да еще и не снижающие рост. А областной бюджет на следующий год закладывается с незначительным ростом доходов по сравнению с действующим. И это четкое доказательство того, что региональная экономика не растет. И особых перспектив роста тоже не видно.

 

Меня больше задевает другое: куда смотрел федеральный Минфин, когда начиная с 2010 года область бесконечно брала кредиты? В Кирове вроде бы метро строить не планировалось? А брали кредиты на текущие расходы. Области не хватало своих денег, не хватает и не будет хватать.

 

Может быть, дали банкам «подкормиться» с кредитов под 12 - 14 процентов годовых. Тем более что субъект Федерации - надежный клиент для банка: куда он денется? Стопроцентная гарантия, что рассчитается по кредиту.

 

И еще один факт, который уменьшит эйфорию от предложения президента: по заявлению замминистра финансов РФ Леонида Горнина, предоставление бюджетных кредитов в 2018 году не планируется. Иезуитская логика Минфина очевидна: «Мы же оставили вашему бюджету такие деньги - десятки миллиардов рублей, которые не надо платить по долгу в этом году! Зачем вам новые кредиты? Платите проценты и живите как знаете». А денег этих в облбюджете уже нет, они истрачены.

 

Получается, области опять придется идти в коммерческие банки и брать кредиты даже не на развитие, а на текущие расходы. Доказательства? В действующем бюджете заложен на выплату банковских процентов миллиард рублей, но и на следующий год закладывается та же сумма. То есть в 2018 году планируется взять столько же коммерческих кредитов, сколько и в 2017-м. А если действительно не будет бюджетного кредита, то ситуация осложнится до крайности. Ведь банки тоже мгновенно сориентируются: нет бюджетного кредитования - можно поднимать процентные ставки.

 

Вывод: реструктуризация не избавит регион от долгов. А предложение президента - это политический шаг, который не решает принципиально и системно проблемы регионов. За этим «бухгалтерским» решением не видно реальной помощи человеку, нет конкретного улучшения жизни людей».

 

Артур Бродин.

 

Долги соседей

 

Со ссылкой на Минфин РФ РИА «Рейтинг» сообщило, что суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ на 1 января 2017 года составлял 2,353 триллиона рублей (+1,5% к уровню 1 января 2016 года). В ведомстве отмечают, что это самый маленький прирост госдолга за последние несколько лет, - в 2015 году данный показатель вырос на 11%.

 

По отношению госдолга к доходам бюджета к 1 января 2017 года Кировская область находилась на 74-м месте из 85 с показателем 94,7%. У наших соседей долговая нагрузка сложилась по-разному.

 

15. Пермский край - 23,5%

 

30. Республика Татарстан - 48,7%

 

49. Нижегородская область - 69,1%

 

57. Республика Коми - 78,4%

 

74. Кировская область - 94,7%

 

76. Удмуртская Республика - 95,6%

 

79. Республика Марий Эл — 100,9%

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий