Миллиард рублей на заплатки для дорог Кировской области
ЭКОНОМИКА
Фраза из песни бременских музыкантов: «Нам любые дОроги дорОги» - в наше время звучит как аксиома. Если капитальный ремонт одного километра проезжей части улиц в Кирове стоит от 14 до 21 миллиона рублей, нетрудно представить, какие деньги тратит ежегодно вся область.
Притом, по словам главы Дирекции дорожного хозяйства Андрея Менькина, на содержание автотранспортных магистралей в городах и весях Вятского края в летний и зимний периоды в бюджете выделяют всего 10 процентов от требуемых расходов. Такую цифру он назвал в Общественной палате области на последнем заседании региональной группы общественного контроля за ремонтом, содержанием дорожного покрытия и организацией дорожного движения, что очень впечатлило её членов.
- Денег нет и не будет! - продиктовал секретарю её руководитель Константин Ситчихин запись в протоколе совещания. - Ну а как это иначе понять?
К сожалению, самые интересные для редакции вопросы на заседании группы не рассмотрели - о принципах распределения денежных средств на ремонт дорожного покрытия между районами области, а также о создании при ВятГУ независимой лаборатории, которая помогала бы отслеживать его качество. Докладчик по последнему вопросу вдруг отказался прийти, а первый вопрос, запланированный почему-то на рассмотрение последним, обсуждать оказалось практически не с кем: большинство участников заседания разошлись восвояси. Ситчихин перенес оба вопроса на сентябрь, но не факт, что история не повторится.
Зато выступил глава администрации города Кирово-Чепецка Михаил Шинкарев и сообщил, что муниципальный проект содержания дорожной сети представлен в агентство по развитию моногородов. Если всё получится, на ремонты и содержание проезжей части Москва выделит 800 миллионов рублей. Область в этом году выделила только 26,7 млн. рублей, и то в рамках широко разрекламированного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД).
- Я считаю, этот опыт надо распространить на другие моногорода области - Омутнинск, Кирс, Белую Холуницу, - говорит Константин Ситчихин. - Понятно, что денег, выделенных на все 45 муниципальных районов и городских округов (1 млрд. 167 млн. рублей), очень мало, каждому в отдельности достаются крохи.
Не только в асфальт
Действительно, как писал ранее «Вятский край», километр асфальтированной автомобильной дороги стоит в Кирове от 14 до 21 млн. рублей. Судя по представленной областным министерством транспорта таблице распределения субсидий местным бюджетам из областного, разброс сумм для каждого района и города - от двух до 46 млн. рублей. Больше всего денег досталось близкому к Кирову Оричевскому району - 71,6 млн.
- Мне тоже интересно, каким образом распределяют субсидии на содержание дорог между районами, - признался Ситчихин. - Надеюсь, на следующем заседании, в сентябре, мы услышим сотрудника министерства транспорта. Судя по представленному им документу, транспортного налога и сборов от акцизов явно не хватает, идет дофинансирование муниципальных образований из Кирова. Например, недавно были в Верхнекамском районе, там собираемость - 7 млн. рублей, а им выделили 34. Рядом Афанасьевский район меньшей площадью, а ему дали почти 36 млн. рублей. Но много ли там асфальтированных дорог? Федеральную трассу не берем в расчет - на нее идут деньги из Москвы.
Как сообщили редакции в администрации Афанасьевского района, 36 млн. рублей выделены на содержание всей дорожной сети, включая грейдирование, расчистку от снега, ямочные ремонты и всё остальное. Из 451 км общей протяженности автомобильных дорог в районе заасфальтировано только 30,6 км от райцентра до с. Бисерово.
В свою очередь, начальник отдела дорожного хозяйства областного минтранса Юрий Шевелев пояснил, что субсидии распределяются между районами, исходя из их потребности и протяженности дорожной сети.
- Расчет субсидирования ведется по методике, утвержденной в государственной программе развития транспортной системы, - рассказал он. - Норматив умножается на количество километров и прибавляется поправочный коэффициент по категориям дорог.
Виновата перегрузка
Таким образом, становится немного понятнее, почему, например, так повезло Оричевскому району, чьи асфальтированные дороги находятся почти в черте города Кирова, обеспечивая так называемый западный обход. По оценкам специалистов минтранса, 332 километра дорог Кировской области работают в режиме перегрузки и нуждаются в реконструкции. Требуется разгрузка областного центра от транзитного транспорта и соединение северных районов с Архангельской областью. О необходимости разгрузить одни дороги за счет других говорит и член Общественной палаты Константин Ситчихин:
- Естественно, каждый водитель старается выбрать для движения дорогу получше, поэтому хорошие дороги быстрее изнашиваются. Ремонт одних дорог помогает разгрузить другие, чтобы все больше времени находились в надлежащем состоянии. Вот отремонтировали нынче улицу Горбунова в Кирове, но я не думаю, что там большой транспортный поток. Может, следовало бы эти деньги направить на ремонт тех улиц, которые помогли бы разгрузить перегруженные транспортом? И не только в областном центре, но и в райцентрах.
Именно проблема транспортной перегруженности мешает реализовать поочередный капитальный ремонт улиц, считает Константин Сергеевич. Пока латаешь дыру в одном месте, порвется в другом. Всё же изнашивается. На заседании палаты прозвучала информация от ГИБДД о том, что большинство ДТП связаны с состоянием дорог, знаков и разметки.
- Конечно, было бы замечательно: подошел гарантийный срок по асфальту - срезали старый, положили новый, - говорит общественник. - Но законодательство связано с безопасностью движения, и ГИБДД регламентирует и контролирует на дорогах даже число, ширину и глубину ям. В областном центре не приведены в нормативное состояние 80 процентов дорог, что уж говорить про районы области! Если снизить этот процент хотя бы в два раза, можно было бы комплексно решать эту проблему. А сейчас мы фактически занимаемся латанием дыр, насколько хватает времени и денег. Вся дорожная инфраструктура Кирова и области - сплошные заплатки. То же относится и к ливневке, и к тепловым сетям, и к канализации…
Контроль во все глаза
Особое беспокойство у общественников вызывает не финансирование, а качество содержания дорожной сети. В основном контроль ведет рабочая группа областной Общественной палаты, но есть и волонтеры вроде группы «Делай дороги» Виталия Брамма. Содействие оказывает и программа Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог»: каждый житель области может сфотографировать участок дороги и отправить снимок с описанием в ОНФ, а дальше специалисты проверяют информацию и посылают ее в администрацию или прокуратуру. После этого ведется работа с исполнителями, пояснил Константин Ситчихин:
- Контролируют качество работ после торгов специалисты в районах, представители заказчика. Они нанимают лаборатории со стороны дорожного комитета, «Вятавтодора» или еще каких-то дочерних организаций. Но в основном у нас по специфике идет ямочный ремонт и его контроль. Капитального очень мало, бюджет на ремонт должен быть в 3 - 4 раза больше, чтобы ситуация начала заметно меняться.
Беспокоит общественников и выполнение гарантий дорожно-строительными организациями. Глава администрации г. Кирово-Чепецка Михаил Шинкарев сообщил, что нового хозяина проданной бывшей подрядной организации ДСК «Вятка» просто не могут найти с претензией: он прописан в Москве.
- Раньше эта фирма называлась «21 век», - рассказывает Константин Сергеевич. - Она ремонтировала дороги на субподряде у «Вятавтодора» в Кирово-Чепецке. В Киров не заходила, потому что не работала с ГДМС. В этом году лотов стало больше, изменилась ситуация, они зашли как предприятия «Капитал-Дор» и «АБЗ-Оричи» - за их бизнесом стоят те же самые собственники и учредители. Но проблема не в ремонтах, которые они выполняют, а в том, что принцип работы учредителей организации, который мы видим на примере Кирово-Чепецка, - банкротство предприятия и неоказание своих гарантийных обязательств, создание другого ООО для выполнения работ... Техника просто перемещается из одной организации в другую. Но это прослеживается. Тем самым они себя от гарантийных обязательств освобождают. Прежняя организация ликвидируется, как только запахнет жареным. Либо самый простой способ: продажа непонятно какому лицу, которого потом не найдешь, организация меняет юридический адрес - и больше с ней ничего не сделаешь. Хорошо, если в Кирове будет другая ситуация, но опасения есть.
Опасения общественников вполне понятны. Судя по суммам субсидий районам области на содержание дорожной сети, «латание дыр» может продолжаться бесконечно.
Н. ТАНИН.
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.