Миллиард рублей на заплатки для дорог Кировской области

ЭКОНОМИКА

21 августа 2017 628 0
На печать

 

Фраза из песни бременских музыкантов: «Нам любые дОроги дорОги» - в наше время звучит как аксиома. Если капитальный ремонт одного километра проезжей части улиц в Кирове стоит от 14 до 21 миллиона рублей, нетрудно представить, какие деньги тратит ежегодно вся область.

Притом, по словам главы Дирекции дорожного хозяйства Андрея Менькина, на содержание автотранспортных магистралей в городах и весях Вятского края в летний и зимний периоды в бюджете выделяют всего 10 процентов от требуемых расходов. Такую цифру он назвал в Общественной палате области на последнем заседании региональной группы общественного контроля за ремонтом, содержанием дорожного покрытия и организацией дорожного движения, что очень впечатлило её членов.

 

- Денег нет и не будет! - продиктовал секретарю её руководитель Константин Ситчихин запись в протоколе совещания. - Ну а как это иначе понять?

 

К сожалению, самые интересные для редакции вопросы на заседании группы не рассмотрели - о принципах распределения денежных средств на ремонт дорожного покрытия между районами области, а также о создании при ВятГУ независимой лаборатории, которая помогала бы отслеживать его качество. Докладчик по последнему вопросу вдруг отказался прийти, а первый вопрос, запланированный почему-то на рассмотрение последним, обсуждать оказалось практически не с кем: большинство участников заседания разошлись восвояси. Ситчихин перенес оба вопроса на сентябрь, но не факт, что история не повторится.

 

Зато выступил глава администрации города Кирово-Чепецка Михаил Шинкарев и сообщил, что муниципальный проект содержания дорожной сети представлен в агентство по развитию моногородов. Если всё получится, на ремонты и содержание проезжей части Москва выделит 800 миллионов рублей. Область в этом году выделила только 26,7 млн. рублей, и то в рамках широко разрекламированного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

 

- Я считаю, этот опыт надо распространить на другие моногорода области - Омутнинск, Кирс, Белую Холуницу, - говорит Константин Ситчихин. - Понятно, что денег, выделенных на все 45 муниципальных районов и городских округов (1 млрд. 167 млн. рублей), очень мало, каждому в отдельности достаются крохи.

 

Не только в асфальт

Действительно, как писал ранее «Вятский край», километр асфальтированной автомобильной дороги стоит в Кирове от 14 до 21 млн. рублей. Судя по представленной областным министерством транспорта таблице распределения субсидий местным бюджетам из областного, разброс сумм для каждого района и города - от двух до 46 млн. рублей. Больше всего денег досталось близкому к Кирову Оричевскому району - 71,6 млн.

 

- Мне тоже интересно, каким образом распределяют субсидии на содержание дорог между районами, - признался Ситчихин. - Надеюсь, на следующем заседании, в сентябре, мы услышим сотрудника министерства транспорта. Судя по представленному им документу, транспортного налога и сборов от акцизов явно не хватает, идет дофинансирование муниципальных образований из Кирова. Например, недавно были в Верхнекамском районе, там собираемость - 7 млн. рублей, а им выделили 34. Рядом Афанасьевский район меньшей площадью, а ему дали почти 36 млн. рублей. Но много ли там асфальтированных дорог? Федеральную трассу не берем в расчет - на нее идут деньги из Москвы.

 

Как сообщили редакции в администрации Афанасьевского района, 36 млн. рублей выделены на содержание всей дорожной сети, включая грейдирование, расчистку от снега, ямочные ремонты и всё остальное. Из 451 км общей протяженности автомобильных дорог в районе заасфальтировано только 30,6 км от райцентра до с. Бисерово.

 

В свою очередь, начальник отдела дорожного хозяйства областного минтранса Юрий Шевелев пояснил, что субсидии распределяются между районами, исходя из их потребности и протяженности дорожной сети.

 

- Расчет субсидирования ведется по методике, утвержденной в государственной программе развития транспортной системы, - рассказал он. - Норматив умножается на количество километров и прибавляется поправочный коэффициент по категориям дорог.

 

Виновата перегрузка

Таким образом, становится немного понятнее, почему, например, так повезло Оричевскому району, чьи асфальтированные дороги находятся почти в черте города Кирова, обеспечивая так называемый западный обход. По оценкам специалистов минтранса, 332 километра дорог Кировской области работают в режиме перегрузки и нуждаются в реконструкции. Требуется разгрузка областного центра от транзитного транспорта и соединение северных районов с Архангельской областью. О необходимости разгрузить одни дороги за счет других говорит и член Общественной палаты Константин Ситчихин:

 

- Естественно, каждый водитель старается выбрать для движения дорогу получше, поэтому хорошие дороги быстрее изнашиваются. Ремонт одних дорог помогает разгрузить другие, чтобы все больше времени находились в надлежащем состоянии. Вот отремонтировали нынче улицу Горбунова в Кирове, но я не думаю, что там большой транспортный поток. Может, следовало бы эти деньги направить на ремонт тех улиц, которые помогли бы разгрузить перегруженные транспортом? И не только в областном центре, но и в райцентрах.

 

Именно проблема транспортной перегруженности мешает реализовать поочередный капитальный ремонт улиц, считает Константин Сергеевич. Пока латаешь дыру в одном месте, порвется в другом. Всё же изнашивается. На заседании палаты прозвучала информация от ГИБДД о том, что большинство ДТП связаны с состоянием дорог, знаков и разметки.

 

- Конечно, было бы замечательно: подошел гарантийный срок по асфальту - срезали старый, положили новый, - говорит общественник. - Но законодательство связано с безопасностью движения, и ГИБДД регламентирует и контролирует на дорогах даже число, ширину и глубину ям. В областном центре не приведены в нормативное состояние 80 процентов дорог, что уж говорить про районы области! Если снизить этот процент хотя бы в два раза, можно было бы комплексно решать эту проблему. А сейчас мы фактически занимаемся латанием дыр, насколько хватает времени и денег. Вся дорожная инфраструктура Кирова и области - сплошные заплатки. То же относится и к ливневке, и к тепловым сетям, и к канализации…

 

Контроль во все глаза

Особое беспокойство у общественников вызывает не финансирование, а качество содержания дорожной сети. В основном контроль ведет рабочая группа областной Общественной палаты, но есть и волонтеры вроде группы «Делай дороги» Виталия Брамма. Содействие оказывает и программа Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог»: каждый житель области может сфотографировать участок дороги и отправить снимок с описанием в ОНФ, а дальше специалисты проверяют информацию и посылают ее в администрацию или прокуратуру. После этого ведется работа с исполнителями, пояснил Константин Ситчихин:

 

- Контролируют качество работ после торгов специалисты в районах, представители заказчика. Они нанимают лаборатории со стороны дорожного комитета, «Вятавтодора» или еще каких-то дочерних организаций. Но в основном у нас по специфике идет ямочный ремонт и его контроль. Капитального очень мало, бюджет на ремонт должен быть в 3 - 4 раза больше, чтобы ситуация начала заметно меняться.

 

Беспокоит общественников и выполнение гарантий дорожно-строительными организациями. Глава администрации г. Кирово-Чепецка Михаил Шинкарев сообщил, что нового хозяина проданной бывшей подрядной организации ДСК «Вятка» просто не могут найти с претензией: он прописан в Москве.

 

- Раньше эта фирма называлась «21 век», - рассказывает Константин Сергеевич. - Она ремонтировала дороги на субподряде у «Вят­автодора» в Кирово-Чепецке. В Киров не заходила, потому что не работала с ГДМС. В этом году лотов стало больше, изменилась ситуация, они зашли как предприятия «Капитал-Дор» и «АБЗ-Оричи» - за их бизнесом стоят те же самые собственники и учредители. Но проблема не в ремонтах, которые они выполняют, а в том, что принцип работы учредителей организации, который мы видим на примере Кирово-Чепецка, - банкротство предприятия и не­оказание своих гарантийных обязательств, создание другого ООО для выполнения работ... Техника просто перемещается из одной организации в другую. Но это прослеживается. Тем самым они себя от гарантийных обязательств освобождают. Прежняя организация ликвидируется, как только запахнет жареным. Либо самый простой способ: продажа непонятно какому лицу, которого потом не найдешь, организация меняет юридический адрес - и больше с ней ничего не сделаешь. Хорошо, если в Кирове будет другая ситуация, но опасения есть.

 

Опасения общественников вполне понятны. Судя по суммам субсидий районам области на содержание дорожной сети, «латание дыр» может продолжаться бесконечно.

Н. ТАНИН.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий