Международный день без Интернета: жизнь вне рамок Сети

ОБЩЕСТВО

28 января 2019 184 0
На печать

 

В череде праздничных дат есть День Интернета - он отмечается 4 апреля, в день смерти святого Исидора Севильского, покровителя учащихся и студентов, который создал первую в истории энциклопедию Etymologiae в 20 томах. А в каждое последнее воскресенье января активисты отмечают Международный день без Интернета (International Internet-Free Day).

 

Главная цель этого праздника - полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной Сети хотя бы на один день, чтобы прожить его исключительно в «реальном» мире, общаться с людьми не иначе как «вживую». Организаторы подчеркивают, что они не ведут борьбу со Всемирной сетью и не считают Интернет чем-то плохим. Они просто хотят вновь обратить внимание людей, и в первую очередь молодежи, что и в реальном мире много всего интересного и увлекательного.

 

День без Интернета начали отмечать в первые годы XXI века. Инициатором проведения дня вне Сети, по одним данным, был Британский институт социальных изобретений, а по другим - британский же некоммерческий онлайн-проект DoBe. org. Единственное, что известно точно: организаторами праздника стали активные и продвинутые интернет-пользователи.

 

Ежедневно миллионы людей начинают свое утро с просмотра новостей или почты в Интернете, а некоторые находятся там практически круглые сутки, поскольку именно с Интернетом связана их работа. Кто-то часами сидит в чатах, форумах или социальных сетях, кто-то смотрит в Сети кино или передачи. Интернет-торговля составляет серьезную конкуренцию обычным магазинам - купить товары онлайн, не выходя из дома, можно быстро, просто, да еще и гораздо дешевле.

 

Сегодня это еще и средство массовой информации, которое постепенно вытесняет телевидение. С помощью Интернета за считаные минуты можно получить любую информацию, а также обучиться любому ремеслу и повысить квалификацию. Сеть помогает людям избавиться от одиночества - многие пользователи имеют множество виртуальных друзей.

 

Одним словом, в Интернете есть всё: работа, обучение, отдых, бизнес. В Интернет перебрались магазины, кинотеатры, библиотеки, музыкальные студии и так далее. Большинство людей, которые круглосуточно практически не отрываются от компьютера или телефона, даже представить не могут свое существование без него.

 

Однако вещи, которые делают нашу жизнь удобнее и интересней, заставляют быть зависимыми от себя. Таким «капканом» стал и Интернет. Многие предпочитают уткнуться в смартфон и общаться по Сети с людьми, которых, возможно, никогда вживую и не встречали. К сожалению, виртуальная среда оказалась для многих гораздо комфортнее, нежели реальный мир. А зависимость молодежи от социальных сетей у многих специалистов и родителей вызывает серьезные опасения.

 

Так способен ли современный человек, столь сильно увязший во Всемирной паутине, хотя бы на один день полностью отказаться от этого великого блага цивилизации и провести его с любимыми и близкими людьми, посвятить его своему хобби, сходить в музей, или на выставку, или даже просто погулять в лесу? Ведь вокруг столько всего непознанного, несделанного и забытого, приятного и любимого.

 

Кристина Замостьянова: личный опыт «воздержания» от интернета

«С завтрашнего дня я не пользуюсь Интернетом», - сказала себе я в последний день перед отпуском. Такое безапелляционное заявление не было сделано спонтанно. Организм уже не намекал, а открыто требовал отдыха. Возможности уехать к морю или спрятаться от цифровой действительности в домике в горах у меня не было. И я пошла другим путём, решив не убегать от гаджетов, а просто-напросто игнорировать их присутствие - и жить так, как я жила в начале «нулевых». Без Интернета.

 

Неудобства, с которыми пришлось столкнуться:

 

• не посмотришь и не проверишь нужный рецепт/адрес/название/расписание общественного транспорта/наличие какого-либо продукта, лекарственного препарата или услуги в магазине, аптеке или сервисе;

 

• не купишь билеты (как в театр, кино, на концерт, так и на самолёт, поезд или автобус); не купишь еду, одежду или косметику и гаджеты в интернет-магазине;

 

• не посмотришь прогноз погоды на неделю;

 

• не получится срочно переслать файл или отправить сообщение в мессенджере;

 

• не выйдет быстро и дёшево общаться с друзьями и родственниками из других стран (пожалуй, самое неприятное из ограничений);

 

• нельзя следить за всеми культурными и общественными событиями и мероприятиями в стране или в своём городе;

 

• нельзя перевести текст онлайн или в мобильном телефоне (порой это очень неудобно);

 

• приходится отказаться от пользования любыми привычными приложениями и программами;

 

• не послушаешь музыку, не посмотришь фильм, клип или сериал (да, без этого всё же сложно).

 

Преимущества интернет-«воздержания»:

• переборола чувство неловкости и начала звонить людям по телефону;

 

• прочла всё, что планировала;

 

• нашла время для тех хобби, которые годами оставались без внимания;

 

• проводила на свежем воздухе намного больше времени (даже несмотря на плохую погоду);

 

• отучилась от привычки проверять все уведомления на смартфоне сразу же после пробуждения;

 

• обнаружила, что иногда очень полезно прийти в театр за 15 минут до начала спектакля, не надеясь попасть, - и купить билет в партер по скидке;

 

• стала больше прислушиваться к «гласу народа» в тех случаях, когда нужны отзывы об определённых сферах, продуктах или услугах (это относится и к различным мероприятиям);

 

• научилась ставить все дела «на паузу», спокойно размышлять, отдыхать и расслабляться в те часы, когда выдался незапланированный перерыв в делах и планах.

 

«ВК» провел блицопрос четырёх давних друзей нашей газеты.

 

Мы задали им четыре вопроса:

 

1. Вы помните, как впервые вошли в сеть Интернет?

 

2. Как долго вы можете обходиться без Интернета?

 

3. Если разделить ваше время в сети на «работу» и «отдых», которая часть будет больше?

 

4. Нужно ли ограничивать доступ детей к Интернету?

 

Александр Галицких, председатель Общественной палаты Кировской области.

1. Это было очень давно, в 1990-е годы. В Вятской гуманитарной гимназии в одной из первых из образовательных учреждений области появились компьютеры. Тогда я и вошел в Интернет.

 

2. Я думаю, что у меня нет особой зависимости от Интернета. В принципе сколько надо, столько и буду без него обходиться.

 

3. Конечно, больше времени приходится на работу: я просматриваю в основном новостные и аналитические ресурсы. Кроме того, Интернет хорош как источник справочных материалов.

 

4. Конечно, нужно. Слишком много ресурсов пагубно влияют на психическое здоровье детей.

 

Николай Пихтин, общественник.

1. Как впервые вошёл в Интернет, помню. Но вот год не вспомнить - где-то начало 90-х.

 

2. Современному человеку без Интернета сложно обойтись. Я не пробовал полностью отключаться, но думаю, что несколько дней смогу прожить без Сети.

 

3. 80% - работа, 20% - отдых. Причем «работа» - это именно рабочие моменты: переписка с деловыми партнерами и прочее. Чтение новостей и аналитических статей тоже отношу к работе.

 

4. Ограничивать доступ детей должны сами родители, если они это сочтут нужным, а не государство.

 

Игорь Олин, директор Вахрушевской средней школы.

1. В начале 2000-х годов у нас в сельской школе поставили один компьютер, а несколько позднее его подключили к сети Интернет в рамках какой-то нацпрограммы в сфере образования. Скорость соединения была очень низкой. Однако мне сразу понравилось пользоваться поисковой системой, было удивительно приятно находить энциклопедическую информацию быстро и легко. Можно сказать, что Интернет я полюбил с первого взгляда.

 

2. Не считаю себя зависимым от Интернета и, вероятно, могу провести вне его сколько угодно времени, если таковы будут обстоятельства. Но как современный человек рад пользоваться возможностями Сети для более качественного исполнения трудовых функций, получения интересующих меня знаний, общения и развлечения.

 

3. Иногда мне трудно отделить работу от хобби, они часто пересекаются. К примеру, я люблю смотреть документальные исторические фильмы и потом использую их фрагменты на занятиях или показываю в вечернем киноклубе. В социальных сетях, с одной стороны, общаюсь с друзьями, с другой - в моей «френдленте» сотни учеников и коллег, и получаемая от них информация становится частью работы. С большим удовольствием веду раздел новостей на школьном сайте в любое время - это отдых для меня.

 

4. Определённо нужно, потому что в Интернете очень легко попасть на самые неблаговидные и даже преступные ресурсы (мошенничество, человеконенавистничество и т.п.), на взрослый контент, который для детской психики окажется и вреден, и опасен. Однако не следует увлекаться запретами. Контролировать поведение детей в Сети, в первую очередь, должны родители, предупреждая игроманию, бессмысленную потерю времени и т.п.

 

Татьяна С., пенсионерка.

1. В конце 1990-х годов. Я тогда работала секретарем в одном учреждении. Нам поставили компьютеры, подключили Интернет и электронную почту. Так что с Интернетом я познакомилась по долгу службы.

 

2. Месяц могу спокойно не входить в Сеть. Например, если уезжаю куда-нибудь, им вообще не пользуюсь.

 

3. В Интернете я в основном общаюсь с людьми в социальных сетях. Иногда, например, сидя в очереди в поликлинику, могу со смартфона просмотреть новости.

 

4. Конечно, нужно ограничивать. Все эти игры, прочие ненужные вещи. Вы посмотрите вокруг: и взрослые, и молодежь - все постоянно сидят, уткнувшись в телефоны. Ничего вокруг не видят и не слышат. А окликнешь кого-нибудь - он оторвется от своего телефона и смотрит на тебя так, как будто с другой планеты свалился. И дети туда же - все сидят с телефонами.

 

Подготовила Анастасия ЧЕТВЕРГОВА.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

В какие часы должно действовать «время тишины»?