Маникюр при гангрене. С чем придется столкнуться новому худруку Кировского драматического театра

КУЛЬТУРА

05 марта 2018 187 0
На печать

 

С ноября по февраль драмтеатр в очередной раз пребывал без худрука. Прежний, 37-летний Константин Солдатов, поставил последнюю премьеру под интригующим названием «Киров. Лес» (по мотивам пьесы А. Островского, а не решений Ленинского райсуда г. Кирова), тихо уволился и вернулся в родную Калугу. Своё решение объяснил журналистам невозможностью выполнять задачи в условиях нарастающего безденежья и грядущей оптимизации. В областном министерстве культуры «понимание проблем есть» (по словам Солдатова), но материальной поддержки нет.

 

Те же самые проблемы называл его предшественник Юрий Ардашев, приглашенный из московского Театра на Таганке, который вернулся восвояси в 2015 году. В интервью журналистам он признался: «Слава богу, что отработал всего год. От работы осталось ощущение, которое Михаил Булгаков сравнивал с маникюром при гангрене».

 

По словам Юрия Алексеевича, учредитель (областное правительство) заинтересован не в развитии культуры, а в минимизации расходов на ее финансирование: «Для них что театр, что магазин, продающий колбасу, не представляют большой разницы». Например, в департаменте культуры ему настоятельно рекомендовали зарабатывать проведением свадеб в драмтеатре.

 

- Я не против. Но в театре такая ситуация: заработанные деньги не пойдут на развитие театра и на новые спектакли. Они исчезнут непонятно куда, а репетиционное время сократится, - утверждал Ардашев.

 

Интересно, что именно его назначение весь коллектив театра воспринял в штыки, потребовав от власти замены. С тревогой ожидали от него неуёмного столичного авангардизма в постановках, однако по сравнению с Солдатовым он куда больше придерживался традиции консервативной режиссуры, заложенной в драмтеатре с 1974 года его предшественником Евгением Степанцевым.

 

Справедливости ради надо сказать, что степанцевские постановки в последние годы тоже вызывали недовольство как у публики, так и у коллектива. Одни и те же костюмы и декорации кочевали из спектакля в спектакль (хотя какое-то финансирование постановок тогда осуществлялось), а сам худрук засыпал на репетициях. Из-за творческих разногласий с ним покинул театр директор Владимир Соболев, до которого пришлось уволиться предприимчивому Павлу Исайкину, в чьи времена шутили: «При буфете работает театр».

 

Увольнял тогда департамент культуры и Степанцева. Полтора года, пока он не восстановился в должности через Верховный суд, до конца 2009 года, актёрский коллектив возглавлял Игорь Жетинев. Вынудили уйти.

 

Итого за последние десять лет в драмтеатре сменились по четыре худрука (главных режиссёра) и директора. Может, проблема не только в них лично?

 

Нельзя отпугивать зрителя

Пятого, весьма опытного 59-летнего режиссёра Евгения Ланцова пригласили на должность худрука Кировского драмтеатра из г. Абакана (Республика Хакасия). В середине февраля его представила журналистам министр культуры области Татьяна Мазур, занявшая свою должность только 24 января.

 

Трудности театра она объ­яснила журналистам не недостатком (мягко выражаясь) бюджетного финансирования, а работой экс-худрука Константина Солдатова, назначенного в её бытность заместителем министра культуры. Мол, традиционная аудитория драмтеатра не поняла новаторских изысков. А меньше зрителей - меньше проданных билетов.

 

- Мы видим, что упал интерес, что если премьерные спектакли собирали публику, то во время проката зал был печально пустой. Все прекрасно знают, что традиции были заложены в театре, у него есть свой преданный зритель. Не надо его отпугивать какими-то вещами, которые отвращают, - заявила Татьяна Мазур.

 

Действительно, тот же «Киров. Лес» со своей межвременной эклектикой XIX - XXI веков был принят публикой неоднозначно. Однако были постановки, получившие только положительные отзывы («Старший сын»). Поэтому, что на самом деле повлияло на заполняемость за­ла, вопрос дискуссионный.

 

Однако минкульт, похоже, сам проявил в вопросе финансирования современный подход: продаёшь невостребованное - не получишь денег. Не отношение ли это к театру как к колбасному магазину (по сравнению Ардашева), а не как к очагу разумного, доброго и вечного?

 

Со своей стороны, Евгений Ланцов заверил журналистов, что нашел с министерст­вом взаимопонимание. Говорит, поставленные задачи «невероятно сложны», но это лишь вдохновляет.

 

- Для меня концепция развития театра ясна и понятна, - сказал он. - Мы работаем в русском психологическом репертуарном драматическом театре. Конечно, он должен быть современным, дышать вместе с городом. Главное - смысл, идея, мысль. А в какой костюм все это рядится, не так важно. Я говорю об опоре на традиции и о движении вперед. Никто не отрицает современную пьесу, но ее наличие зависит от запроса публики.

 

Судя по этим словам, любители консервативной режиссуры и актёры должны быть рады. Первый спектакль Ланцов намерен поставить уже в апреле, причём как раз по пьесе современного драматурга Я. Пулинович «Земля Эльзы», отрывок из которой он представлял в Кирове в 2015 году на режиссёрской лаборатории.

 

Но на какие средства? Ведь буквально за несколько дней до представления Ланцова Татьяна Мазур рассказала журналистам, что если Театру на Спасской и Театру кукол в текущем году выделят порядка четырёх миллионов рублей на новые постановки, то драматическому - ничего.

 

Правда, Театр на Спасской (он же театр юного зрителя) тут же откликнулся в СМИ пояснением, что даже эти четыре миллиона они получат не из областного бюджета, а из федерального, как участники грантовой программы «Театры - детям».

 

Татьяна Сергеевна заверила журналистов, что деньги на постановки Ланцова найдутся - поэтапно, в течение года. И пожелала новому худруку тоже включаться в федеральные программы, чего не удалось его предшественнику.

 

Денег нет… для некоторых

Выходит, деньги театрам всё-таки можно было найти, пусть и поэтапно? Вопрос только в приоритетах финансирования? Кстати, бывший худрук Театра на Спасской Борис Павлович ещё в 2013 году писал в своём открытом письме о причинах ухода с должности:

 

- Я не понимаю, зачем в течение нескольких лет область тратила деньги, в том числе мои деньги налогоплательщика, на культурный центр «Аполло». Я не понимаю, что будет делать этот реорганизованный центр в Доме Витберга. Я не понимаю, почему вкладывать деньги в Рябово важнее, чем в уникальных специалистов Театра на Спасской, которые ежедневно выдают реальный продукт для сотен кировчан. Я не понимаю критериев оценки эффективности моей работы. В каком бы объеме я ни писал заявки на гранты, положения о фестивалях, сценарии юбилеев, пресс-релизы, инсценировки, сколько бы ни тратил время на поиск актеров и режиссеров, это укладывается в понятия «художественное руководство» и «ненормированный рабочий день». Но если я выезжаю из города на несколько дней, я каждый раз должен брать отпуск за свой счет. И без того символическая зарплата превращается просто в насмешку.

 

По словам Павловича, оклад артиста (а ведь работает немало молодых!) тогда составлял 8000 рублей. Кого пригласишь работать за такие деньги? Причём программы поддержки приезжих специалистов нет, и сам он все семь лет работы в Кирове снимал квартиру на свои деньги.

 

- Я не могу продолжать работу в Кировской области, потому что сегодня делать это невозможно. Практически всё, что мы делаем, мы делаем вопреки, а не благодаря, - почти дословно повторил Борис Павлович высказывания своих коллег-ушельцев из драмтеатра.

 

Причем если для последнего с грехом пополам находят худруков, то с Театром на Спасской ситуация хуже: после ухода Павловича место было два года вакантно, затем год его занимала иногородняя Юлия Батурина. И с тех пор, с 2015 года, труппа опять без «головы», хоть и с директором Владимиром Грибановым. Зато деньги на постановки есть!

 

Интересно, сколько и с каким результатом поработает в «драме» Евгений Ланцов в таких условиях, получит ли лучшие? Впрочем, ему-то до пенсии осталось чуть-чуть...

 

Ждут и надеются

Понятно, что культура всегда финансировалась по остаточному принципу, однако периодически терпение у людей кончается. С кем останется кировский зритель? Как писал тот же Павлович, «во всей Кировской области меньше ста профессиональных артистов. Я не верю, что в областном бюджете нет средств на то, чтобы обеспечить их человеческое содержание».

 

Как следует из опубликованных в региональных СМИ сведений министерства финансов области, в 2016 году (за прошлый год цифры не подсчитаны) драматический театр заработал около 22 миллионов рублей, а Театр на Спасской - примерно 16. При этом потратили они на зарплату сотрудникам соответственно 30 и 26 миллионов.

 

Для сравнения: у областных художественного и краеведческого музеев доходы были в несколько раз меньше, чем у театров, а общая сумма затрат на зарплаты - 18 млн. рублей. И это понятно: в таких учреждениях чем выше цена билета, тем меньше посетителей. Остается надежда только на коллективные выезды школьников, которые опять же зависят от бюджета.

 

Похожая ситуация и в библиотеках, вынужденных зарабатывать себе на обновление фондов. В феврале общественный резонанс вызвала новость о том, что на текущий и ещё на ближайшие два года в бюджете не запланировано денег на покупку новых книг и периодических изданий для областной библиотеки имени Герцена. Министерство культуры успокоило кировчан пресс-сообщением: деньги найдутся, но опять же поэтапно, в течение года, а подписка на газеты и журналы уже оплачена на 700 тысяч рублей. Правда, по словам сотрудников Герценки, в урезанном виде. «Главное, есть понимание, что без новых научных и художественных книг (а спрос на них - до 80 процентов от общего) мы лишимся читателей. Ждём и надеемся на финансирование», -  говорят они.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

По информации федеральных СМИ, в 2017 году государство потратило на культуру 93 млрд. рублей, это 0,5% расходов федерального бюджета. К 2019 году расходы на культуру урежут до 80 млрд. руб.

 

Финансирование российских театров за последние восемь лет уменьшилось в 1,5 раза.

 

В РФ 40 тысяч библиотек, в среднем в год на каждую из бюджета выделяют 12 тыс. 500 рублей.

 

На 2500 музеев, включая филиалы, выделяют порядка 14 млрд. руб. в год.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Готовы ли вы отправить сына после вуза служить в научной роте Вооруженных сил РФ?