Лестница Журавлёва: Как мальчик из глубинки стал хирургом мирового уровня

ОБЩЕСТВО

29 мая 2017 1407 0
На печать

Валентин Журавлев - основатель и почетный ректор Кировского государственного медицинского университета, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач России, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, почетный гражданин города Кирова и Кировской области.

Учитывая его заслуги в развитии медицинской науки, образования и практического здравоохранения, инициативная группа предлагает присвоить Кировскому государственному медицинскому университету имя профессора В.А. Журавлева.

 

Вместе с Валентиной Васильевной мы стоим у дома, где счастливо жили они с Валентином Андреевичем более 20 лет. А сейчас он смотрит на нас с мемориальной доски. Все та же львиная шевелюра, суровое выражение лица, а у глаз - солнечные лучики...

- Он очень добрый был, - вспоминает она, - хотя бы раз голос повысил! И не только в семейной жизни. У него санитарочкой работала фронтовичка - он иначе как голубушкой ее не называл.

 

Об этом выдающемся человеке, докторе Журавлеве, о его научных достижениях, уникальных операциях, о его детище - Кировском медицинском университете - можно рассказывать бесконечно. И всегда окажется, что самого-то главного о нем еще не сказали. Настолько велик его вклад в медицинскую науку, так много на его счету спасенных жизней. Вот и на днях по случаю открытия мемориальной доски коллеги и ученики, друзья и близкие собрались в КГМУ, и вновь зашел разговор об этом удивительном человеке и о его роли в создании университета.

 

Из деревни Журавли

На вопрос, откуда его родословные корни, Валентин Андреевич всегда отвечал, что родина его родителей - деревня Журавли Пижанского района, расположенная в очень живописном месте, на берегу реки Пижмы. А сам он родился в Черной Холунице, а учился в Слободском. И когда заканчивал школу, учительница поинтересовалась, куда он собирается поступать. Узнав, что в Горьковский мединститут, усмехнулась: в аттестате-то одни тройки... В послевоенное время многодетной семье из д. Шестаково жилось тяжело, и Валентину было не до учебы: приходилось подрабатывать. Но от мечты - стать врачом - он не отказался. И когда сдал четыре вступительных экзамена на пятерки и один на «хорошо», очень удивился, а потом понял, что ректор дал команду принимать мальчиков...

 

- И то, что он стал доктором, неслучайно, - заметила Валентина Васильевна. - Он был инвалидом с детства, из-за ошибки врачей у него расплавилась головка шейки бедра, он хромал. Подолгу лежал в больницах... За учебу взялся рьяно. Уже на 3-м курсе профессор Пиковский ввел способного студента в операционную, а к окончанию вуза он уже сделал более 300 операций аппендэктомии, материалы к кандидатской были почти готовы. Его могли бы оставить в университете, но направили полковым врачом в город Ангарск Иркутской области. Во время отпуска, вернувшись в Киров, он выдержал конкурс в аспирантуру при НИИ переливания крови и начал заниматься своей любимой научной темой - опухолями печени, делая сложнейшие операции продолжительностью до 15 часов, вытаскивая пациентов с того света. При хирургической клинике им был создан зональный центр хирургии печени, в котором проходили обследование и лечение больные со всей России, признанные «неоперабельными». Кроме того, Валентином Андреевичем была создана школа хирургов-гепатологов. Под его руководством подготовлено 7 докторов и 38 кандидатов медицинских наук. Результаты его научных исследований обобщены в 17 монографиях и в многочисленных публикациях, в соавторстве с коллегами написаны 5 учебников по хирургии, им получено 10 патентов на изобретения.

 

- Одной неизлечимой больной, которую все звали «царевной Несмеяной», он продлил жизнь на 10 лет, - продолжает Валентина Васильевна. - Перед замужеством она пригласила его на свадьбу... О результатах своих исследований профессор Журавлев делал сообщения на всероссийских съездах и международных конгрессах. В Японии его приветствовали стоя, когда он показал фото Гали в свадебном платье. Знали, в каких условиях работали в то время наши хирурги: не было лазерных скальпелей, препаратов, останавливающих кровотечение, и во время операций больных погружали в ванну со льдом... Друзья Валентина Андреевича - профессор Вишневский, академик Федоров - приглашали его в Москву, в кремлевскую больницу, но он Киров не предал...

 

В.А. Журавлев был уже руководителем НИИ гематологии и переливания крови, когда ему предложили взяться за новое дело - открытие в Кирове филиала Пермского мединститута. Разговоры о создании медицинского вуза муссировались около 50 лет, но тут в область приехал решительный Вадим Бакатин, у которого были друзья в Москве, и всё завертелось.

 

Филиал был создан за 3 месяца. Два года профессор Журавлёв «сидел на двух стульях», будучи директором НИИ гематологии, и руководил филиалом на общественных началах.

 

«Он был солнцем нашего филиала»

- Авторитет Валентина Андреевича в Кирове был очень высокий, - вспоминает Олег Викторович Резцов, заведующий кафедрой нормальной анатомии университета, к.м.н. - До сих пор не понимаю, как он разглядел во мне преподавателя, пригласив в филиал мединститута. Считаю, что он был выдающимся руководителем в медицине. Никогда не видел его равнодушным, он был очень внимателен ко всем сотрудникам и не только давал жилье молодым специалистам, но и помогал в научной деятельности. Наш филиал стартовал с защиты диссертаций! Доверие, мне кажется, самое главное его качество как руководителя. А еще - интуиция и прозорливость в подборе кадров. Он был солнцем нашего филиала, руководителем с большой буквы. Когда из Ганноверской высшей медицинской школы (Германия) к нам на кафедру приехали гости, они были очень удивлены тем, что наши студенты обучаются на натуральных препаратах. Восхитились: «Ваш ректор - очень богатый человек...» В те годы, что он был у руля Кировского мединститута, вуз очень быстро развивался. А главное, реализовывалась мечта Валентина Андреевича о связи образования и практического здравоохранения.

 

Уже и «дети» преподают

- Благодаря Валентину Андреевичу, его научному имени и был открыт мед­институт в Кирове, - считает Елена Владимировна Коледаева, заведующая кафедрой биологии, кандидат медицинских наук. - Если бы не он, этого вуза не было бы никогда. Я была в числе 15 человек, которых Журавлев собрал в своем кабинете и представил как будущих преподавателей. Мне было тогда 20 лет. Моим учителем стал замечательный декан Александр Владимирович Молодюк. Он и предложил ректору послать меня в аспирантуру в Москву. Я стала первой аспиранткой, а потом и другие там учились и защищались. А когда я заболела, Валентин Андреевич продлил мне сроки аспирантуры еще на два года. Очень человечный человек. Кстати, даже по сравнению с Москвой наши студенты учатся в великолепных условиях: замечательные аудитории, современное оборудование, высокий уровень подготовки. Даже наши троечники там порой отличниками становились.

 

Командный дух

- У нас типография зарождалась на кафедре физики, - рассказывает Г.В. Мамаева, заведующая типографией университета. - Именно при Валентине Андреевиче приобреталось все оборудование. После рабочего дня он приезжал к нам... И всегда это было по-деловому, всегда между нами был диалог. Приятно было сознавать, что ты в команде, во всем чувствовался этот командный дух. Наш ректор был украшением любой компании: и анекдот расскажет, и песню споет, и на гармошке сыграет. Как говорят, талантливый человек талантлив во всем.

 

Письмо Ельцину

В.А. Журавлев оставил после себя в НИИ гематологии шикарный клинико-лабораторный 7-этажный корпус. А когда стали возводить 3-й корпус Кировского медицинского института, строительство застопорилось, и Валентин Андреевич очень переживал. И тут как раз его вызывают в Москву на торжественное вручение награды в связи с присвоением ему звания лауреата Госпремии. Еще раз такой шанс вряд ли представится. И, получив награду из рук Ельцина, он передал ему письмо с просьбой выделить деньги на завершение строительства учебного корпуса. И средства были выделены! Правда, на оздоровительный корпус для студентов с бассейном, сауной и на библиотеку их уже не хватило. Они так и остались мечтой.

 

И вагоны разгружал

Татьяна Владимировна Симкина была секретарем ученого совета в НИИ переливания крови. Вместе с мужем они окончили тот же вуз, что и В.А. Журавлёв, и проработали с ним более 40 лет. Татьяна Владимировна была верной помощницей Валентина Андреевича в научно-организационной работе.

 

- Самые главные его качества - это упорство и целеустремленность, - считает она. - Он никогда не опускал руки, несмотря ни на что, шел к своей мечте. И если надо, разгружал вагоны в студенческие годы, дежурил в больнице, на «Скорой помощи». Даже в Ангарске из воинской части ездил в местную больницу, оперировал тяжелобольных. Совершенно бескорыстно.

 

Кстати, когда он создал центр хирургии в Кирове, наступили времена платной медицины - за операции можно было брать деньги. На что Журавлев сказал, по словам Валентины Васильевны, что, если предприятие, где работал инвалид, оплатит лечение - пожалуйста, а если денег нет - будем оперировать бесплатно. Отвечая на телефонные звонки, он никогда не называл свои высокие регалии, а просто говорил: «Доктор Журавлев слушает...»

 

Профессор Н.А. Никитин, доктор медицинских наук, ученик Журавлева, окончивший Горьковский мединститут, рассказывал, что про Валентина Андреевича там легенды ходят. Молодой студент так увлекался наукой, экспериментами, что терял счет времени, а когда спохватывался, было поздно: транспорт уже не ходил, денег на такси не было, и он оставался на ночь в больнице № 5, спал под лестницей, за что ее и прозвали «лестницей Журавлева».

 

Вера Ануфриева.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий