Лес - дело воровское – 11. Окончено судебное следствие по делу экс-вице-губернатора Плитко

ОБЩЕСТВО

14 июня 2022 320 0
На печать

 

В Ленинском районном суде города Кирова продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении бывших вице-губернатора Кировской области Андрея Плитко, директора КОГСАУ «Кировгослесхоз» Андрея Туева и директора ООО «Кокшайский лес» Алексея Ушнурцева. Они обвиняются в 18 эпизодах получения взяток в крупном и особо крупном размерах.

 

Бывшего вице-губернатора задержали поздно вечером 3 апреля 2020 года в загородной резиденции областного правительства «Чёрное озеро» при получении части взятки в размере 3,4 млн. рублей. Деньги ему передал бывший «лесной» министр Шургин.

 

Как считает следствие, в 2018 году Плитко, используя служебное положение, создал организованную преступную группу, в которую привлек доверенных ему лиц, способствуя их назначению на различные долж­ности в подведомственные министерства и учреждения. В последующем участники преступной группы получали взятки в виде денежных средств от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Кировской области за заключение с КОГСАУ «Кировгослесхоз» договоров купли-продажи древесины.

 

Туев и Ушнурцев полно­стью признали свою вину в инкриминируемых им преступлениях, а Плитко виновным себя не признал.

 

Уголовное дело в отношении экс-министра лесного хозяйства Кировской об­ласти Алексея Шургина слушалось отдельно от дела Плитко - Туева - Ушнурцева.  18 января 2022 года Шургину вынесли приговор - четыре года и шесть месяцев лишения свободы. Он был признан виновным в совершении 18 эпизодов получения взяток в крупном и особо крупном размерах в составе организованной группы. 

 

Сегодня мы знакомим читателей «ВК» с ходом судебных заседаний по делу Плитко, состоявшихся в апреле-мае 2022 года.

 

Отвечать отказались

 

Допрошенные в конце апреля Андрей Туев и Алексей Ушнурцев вновь подтвердили, что свою вину признают полностью.

 

Ранее, отвечая на вопросы суда, Ушнурцев сообщил, что целью организованной группы являлось получение взяток. Организатором был бывший вице-губернатор Андрей Плитко, который доводил до всех участников группы указания и распоряжения.

 

- Плитко единолично принимал все решения. Он всё передавал нам через Шургина. Это мне известно со слов самого Шургина. Он даже говорил такую фразу: «Пусть ребята работают спокойно: они под защитой», - заявил Ушнурцев.

 

- Деньги я себе никакие не присваивал. Все деньги сразу передавал Шургину.  Плитко разрешал оставлять деньги на хранение Шургину, - пояснил Туев.

 

И Туев, и Ушнурцев отвечать на вопросы Плитко и его адвокатов, а их (вопросов) было подготовлено более пятидесяти каждому, отказались, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ. Напомним, эта статья разрешает подсудимому не свидетельствовать против себя.

 

Готов сесть на детектор

 

В ходе одного из судебных заседаний 23 мая защита Плитко выступила с ходатайством об использовании полиграфа - «детектора лжи». По мнению адвокатов, экспертиза должна разрешить значительные противоречия в показаниях бывших вице-губернатора и министра лесного хозяйства.

 

Адвокат Плитко отметил, что во время предварительного следствия Туеву, Ушнурцеву и лицам с досудебными соглашениями - Шургину и Даньшину - предлагалось проведение такой психофизиологической экспертизы. Однако она не проводилась. Сторона защиты Андрея Плитко, по словам его адвоката, само­стоятельно ходатайствовала о проведении экспертизы и получила отказ.

 

Всего планировалось задать семь вопросов. Среди них: осуществлял ли Андрей Плитко руководство преступной группой, в состав которой входили Туев, Ушнурцев, Шургин, Даньшин; участвовал ли Плитко в деятельности группы; разрабатывал ли он схему деятельности и план по получению взяток; распределял ли роли между участниками; передавал ли Шургину взятки и деньги на хранение.

 

- Психофизиологическая экспертиза не может рассматриваться в качестве весомого доказательства, - принял решение судья, таким образом отказав стороне защиты Плитко в удовлетворении их ходатайства.

 

Версия Андрея Плитко

 

24 мая состоялся повторный допрос бывшего вице-губернатора. На этом настояли его адвокаты. Вот что сообщил Андрей Плитко суду.

 

Про статус организатора группы:

 

- Хочу сказать, что Шургин однозначно меня оговаривает. И я могу говорить об определённом мотиве Шургина.

 

Что касается Туева, Ушнурцева, то они указывают на меня, как на руководителя организованной группы, исключительно со слов Шургина. Оговор в мой адрес - это основная часть досудебного соглашения Алексея Шургина. Его показания часто менялись, противоречат друг другу. Но заключение, что я участ­ник и организатор преступной группы, - это основа в деле Шургина. И главная цель оговора - на доследственном этапе избежать заключения под стражу и максимально избежать ответственности по итогам суда. 

 

По сути, Шургин своими показаниями сфабриковал в отношении меня дело, приписав мне участие с Туевым, Ушнурцевым и Даньшиным в преступной деятельности, - заявил Андрей Плитко. 

 

Про согласование предпринимателей-взяткодателей:

 

- Мною не согласовывались никакие предприниматели в качестве взяткодателей. То, что Шургин утверждает, что я единолично определял сумму взяток, является оговором с его стороны.

 

Ни Шургин, ни Туев, ни Ушнурцев не смогли пояснить механизм определения взяток, которые доводились до предпринимателей. Я также нахожусь в неведении, каков мог быть механизм, - отметил Плитко.

 

О знакомстве с Шургиным:

 

- Познакомился с Алексеем Шургиным, согласно моему рабочему графику, 24 и 25 июня. С ним я встречался как с одним из тайных кандидатов на должность министра в рамках формирования кадрового запаса. В тот период у народа сложилось недовольство руководством определённых министерств.

 

В его кандидатуре меня заинтересовал не только практический, но и теоретический опыт. Кроме того, Шургин работал в лесной сфере и хорошо знал проблемы, - пояснил Плитко.

 

Предложения Шургина Плитко назвал достаточно разумными. Например, уход от «серых» схем при реализации древесины, ликвидация незаконной рубки, необходимость работать с крупными лесопользователями. 

 

Про покровительство Шургину:

 

- Я мог бы оказать покровительство Шургину, только зная о его деяниях и закрывая на них глаза. За время со­­-в­местной работы с Шургиным я не знал о каких-то его «косяках» по работе. Соответственно, попустительства я ему не оказывал, - заявил бывший вице-губернатор.

 

Про переживания по поводу задержания Туева и Ушнурцева:

 

- Лично я ни Туева, ни Ушнурцева не знал, но переживал по поводу задержания в том ключе, что это был колоссальный репутационный ущерб в адрес руководства лесной сферы.

 

В СМИ муссировалась тема: нашли жуликов. Туев - это креатура Шургина. Скоро и до Шургина доберутся. Работать в каком-то нормальном ключе было сложно. Меня это крайне раздражало. Просто бесило. С одной стороны, я верю Шургину, который говорил мне, что это правоохранительный беспредел. Но я видел и то, что происходило в прессе, - подметил Плитко.

 

При этом бывший вице-губернатор рассказал, что догадывался о нечестных махинациях осуждённого экс-министра лесного хозяйства региона, но не хотел подставлять, так как знал о его личных проблемах.

 

Позднее Алексей Шургин, по словам Андрея Плитко, рассказал последнему о своих неправомерных действиях при проведении конкурса, в котором право на заключение контракта получил предприниматель Братчиков.

 

- В марте 2020 года Шургин мне сказал, что хочет признаться, что чувствует себя виноватым. Он мне сказал, что у него были договорённости с Братчиковым ещё в 2019 году, что он обещал ему вознаграждение за консультацию в случае победы. Братчиков должен Шургину 4,4 миллиона рублей. Дальше у меня стояло два вопроса: как относиться к информации, полученной от Шургина, и как мне поступить, - рассказал свою версию бывший вице-губернатор.

 

О взятке в 3,4 млн. рублей:

 

- Шургин, в принципе, знал, что в начале 2020 года у меня была сложная материальная ситуация, связанная с лечением одного из членов семьи. Я об этих проблемах рассказывал между рабочими делами. В начале года у меня сложилось устойчивое решение: я собирался уходить с должности вице-губернатора. После новогодних праздников понимал, что мне надо уходить или брать отпуск и уезжать. Но там было объявлено голосование по поправкам в Конституцию, мне дали полномочия курировать этот процесс. Я решил свой уход на тот момент неуместным, - пояснил бывший чиновник.

 

При этом он знал о факте махинации Шургина с Братчиковым, но не стал никому сообщать. По словам экс-вице-губернатора, Алексей Шургин, в свою очередь, предложил ему взять деньги для решения материальных проблем. Андрей Плитко обещал вернуть деньги, как только разберется с трудностями.

 

- Я взял деньги на определённый срок, мне был известен источник этих денег, - сказал подсудимый. 

 

Вернуть полученную от Шургина сумму Андрей Плитко уже не успел, так как его поймали с поличным.

 

- Для меня история с деньгами была нетипичная, я боялся, что она может быть скомпрометирована как момент для претензий и разбирательств. Это была осторожность от неправомерных действий правоохранительных органов, которые пытались скомпрометировать Шургина, - говорил Андрей Плитко.

 

Скомпрометировать осуждённого экс-министра лесного хозяйства могли по наводке влиятельных предпринимателей из районов, продолжил Плитко.

 

- Ряд крупных лесопользователей, которым мы с Шургиным мешали жить, - влиятельные люди. Шургин говорил, что они могут подключить свои связи, чтобы с ним расправиться, - вспоминает события подсудимый.

 

Андрей Плитко подтвердил, что указал Шургину на холодильник, куда нужно положить деньги.

 

- У меня изначально не было мысли обезопасить передачу денег. Он сказал, что привёз деньги, но решил их с собой не приносить из-за осторожности. Мы договорились передать деньги на комплексе, я ему указал место на кухне, где он мог их оставить. Помещение находилось между крылом, где жил Шургин и где жил я. Эта кухня не работала. В шкаф кто-то мог залезть за посудой, а в ларь (морозильник) - нет, - пояснил Андрей Плитко.

 

До встречи в июле!

 

31 мая в суде стороны по «лесному» делу представляли дополнительные доказательства.

 

Так, прокуроры вызвали на уточняющие (устраняющие противоречия) допросы двух предпринимателей-взяткодателей. Также были оглашены ряд документов, касающихся аудиозаписей переговоров фигурантов дела, и деловые переписки Плитко.

 

В суде допросили и супругу Андрея Плитко. Она должна была дать характеристику подсудимому, а также рассказать о некоторых фактах состояния его здоровья. Так как это относится к тайне частной жизни, адвокаты Плитко ходатайствовали о допросе супруги подзащитного в закрытом заседании. Суд ходатайство удовлетворил.

 

После ни у одной из сторон не возникло иных заявлений, и судья окончил судебное следствие, объявив о начале прений.

 

Председательствующий разъяснил о грядущем этапе рассмотрения дела и спросил у сторон, сколько времени им необходимо на подготовку.

 

Так как уголовное дело весьма объемное, в суде было заявлено и рассмотрено большое количество доказательств, а сам процесс (вместе с досудебным расследованием) длится более двух лет, адвокаты и прокуроры попросили на подготовку не менее месяца.

 

- Я бы попросил пять недель, - выступил Плитко.

 

С учетом мнений сторон судья объявил перерыв - до 11 июля 2022 года.

 

Роман ПЕРМИНОВ.

(Использована информация сетевого издания bnkirov.ru.)

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также