Леонид Сандалов: «Главное – команда!». К 80-летию ГАИ-ГИБДД

ОБЩЕСТВО

04 июля 2016 1267 0
На печать

Л.В. Сандалов на соревнованиях в Австрии

 

3 июля исполнилось 80 лет службе ГАИ-ГИБДД. В гостях у «Вятского Края» Леонид Сандалов, 12 лет возглавлявший областную Госавтоинспекцию.

 

- Леонид Витальевич, прежде всего разрешите вас поздравить с юбилеем службы! Расскажите, как вы, простой нововятский парень, у которого в роду никогда гаишников не было, попали на службу в милицию.

 

- Это действительно получилось случайно. Просто в советские годы было заведено такое правило: после службы в армии, прежде чем получить паспорт в райотделе, все проходили через собеседование у замполита. Меня тоже пригласили на такую беседу. Замполитом в Нововятске тогда работал Иван Алексеевич Казаков, который, так сложилась судьба, впоследствии тоже был начальником областной ГАИ. Итогом встречи с ним стало то, что уже через месяц после демобилизации я снова надел погоны - милицейские. А так как еще до службы в армии я окончил автошколу ДОСААФ и имел водительские права на легковые и грузовые машины, то хотелось, чтобы моя службы была связана с транспортом. Так я попал в ГАИ. Затем была учеба в Орловской школе милиции, которая готовила для Госавтоинспекции специалистов с юридическим образованием.  Дальше с отличием окончил Киевскую высшую школу милиции, и по ее окончании мне предложили поехать в Котельнич. Там я отработал 5 лет - сначала начальником МРЭО, а затем начальником районной ГАИ. Закончил службу в Котельниче в должности заместителя начальника РОВД по профилактике.

 

Я никогда не жалел, что пришлось 5 лет проработать в Котельниче, хотя первое время жил в общежитии, потом в коммуналке и только в последний год получил отдельную квартиру. Но это был такой период молодости, романтики какой-то. Я был старшим лейтенантом и, по сути, только познавал реальную милицейскую жизнь, но трудности не пугали. Я считаю, что именно в Котельниче я состоялся как руководитель. Большое спасибо за это всем моим коллегам по службе. В те годы я познакомился с замечательными людьми, многие из которых по-прежнему живут и трудятся на котельничской земле. До сих пор сохранил с ними добрые отношения, и всегда бывает очень приятно с ними встречаться, вспоминать молодость.

 

В 1990 году я вернулся в родной Нововятск, а в 1996 году, уже будучи начальником Нововятского РОВД, совершенно неожиданно для себя получил предложение возглавить областную Госавтоинспекцию.

 

- То есть до этого мыслей вернуться на службу в ГАИ не было?

 

- Знаете, бывают такие совпадения: буквально за год до моего назначения начальником ГАИ я проводил отпуск в загородном центре медотдела УВД в Нижнеивкино - и в одно время со мной там отдыхал Леонид Алексеевич Сучков, который тогда возглавлял Госавтоинспекцию. У нас состоялся с ним разговор. Леонид Алексеевич сказал, что давно следит за моей работой в милиции, и спросил, пойду ли я к нему заместителем. Я ответил, что начинал службу в ГАИ и душа лежала к этой работе, поэтому был бы не против поработать. Но так случилось, что вернулся в Госавтоинспекцию я уже не замом, а начальником. Однако согласился я на это только после еще одного разговора с Леонидом Алексеевичем, который сказал мне, что принял окончательное решение уходить. Тогда все сомнения отпали. В то время заместителем начальника ГАИ работал Валерий Михайлович Кузьмин, который еще возил меня представлять начальником в Котельнич, поэтому мы с ним были давно знакомы. И на первых порах именно он мне очень во многом помогал - и советом, и делом.

 

- Тогда, в 1996 году, придя в знакомую службу, но все-таки на новую работу, с какими трудностями пришлось столкнуться?

 

- Проблем, конечно, было много. Начиная от устаревшего автомобильного парка, недостатка технических средств контроля. Не совсем устраивали и помещения, в которых располагались подразделения ГАИ и в областном центре, а особенно в районах. Помню, приехал в Малмыж, зашел в отделение ГАИ, а там половицы проваливаются, в туалете, простите за подробности, «отверстие» льдом покрыто. В Немском отделении ГАИ зимой холодина страшная. И так было почти везде.

 

Поэтому в первый же год отремонтировали здание областного отдела ГАИ, составили программу по техническому перевооружению подразделений - и успешно ее выполнили. Ржавые «шестерки» заменили сначала на новые отечественные «девятки», потом появились иномарки. Тогда существовал Фонд безопасности дорожного движения, за счет которого это всё делалось. Меняли светофоры, покупали все новинки контрольной техники. Это сейчас компьютерами никого не удивишь, а в 1996 году их в ГАИ, особенно в районах, просто не было. Решили и эту проблему. За счет средств фонда стали ремонтировать помещения ГАИ в районах, а там, где косметическими мерами было уже не помочь, помогли подобрать новые здания и помещения. При мне же закончили строительство МРЭО в Химическом переулке в областном центре. Старались сделать всё возможное для удобства и граждан, и наших сотрудников.

 

Еще одно значимое событие в жизни не только ГИБДД, но и всей области - создание полка ДПС и отдельного спецвзвода, который был оснащен самыми современными на то время автомобилями и другими техническими средствами. Активно поддерживали и развивали автомобильный спорт. Командир спецвзвода ГИБДД, ставший потом командиром полка ДПС Василий Татаринов вместе с Сергеем Усыниным стали первыми в области мастерами по автомобильному спорту. Команда кировской Госавтоинспекции много лет успешно выступала на соревнованиях, в том числе на международных. А главное, навыками, приобретенными на этих соревнованиях, наши мастера делились с рядовыми сотрудниками ДПС, проводили с ними специальные занятия по контраварийному вождению, и это очень помогало им в службе.  

 

- Какие еще достижения за время вашего руководства областной Госавтоинспекцией считаете наиболее важными?

 

- Хотел бы сказать о том, как хорошо работала наша пресс-служба. Сложно человеку, который приехал из района, сразу стать узнаваемым в области, а им это удалось очень быстро и профессионально. За это хочу сказать им большое спасибо. Хотя главное в работе пресс-службы было не сделать это. За короткое время нам удалось установить полный контакт практически со всеми средствами массовой информации. В областных газетах выходили тематические странички ГАИ, на всех телеканалах шли программы по без-опасности дорожного движения.  А детская передача «Изумрудный город», которую мы создавали вместе с телекомпаний «СТС-9 канал», даже стала победителем международного конкурса стран СНГ и Балтии. С помощью СМИ мы разъясняли свою позицию, приглашали жителей области вместе работать над решением проблем в сфере безопасности дорожного движения. И получали ответную реакцию от людей. К службе ГАИ стали иначе относиться, воспринимать наших сотрудников прежде всего как помощников на дороге. Это потому, что я, как руководитель, ставил перед инспекторами ДПС четкую задачу: по мелочам к участникам дорожного движения не придираться! В первую очередь реагировать и жестко пресекать грубые нарушения ПДД, такие, как превышение скорости, управление в нетрезвом виде, выявлять бесправников. Сейчас, к сожалению, простые водители снова жалуются на мелочные придирки со стороны сотрудников ГИБДД, а ситуация на дорогах при этом не улучшается. Я посмотрел данные управления ГИБДД - так вот, в нынешнем году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями легковых автомашин, возросло более чем на 70%, а пострадавших в этих авариях людей стало больше почти на 170%! Такая печальная статистика. Это, я считаю, следствие серьезных недоработок нынешних руководителей Госавтоинспекции.

 

- В чем, по-вашему, на сегодняшний день состоят основные проблемы ГИБДД?

 

- К сожалению, на мой взгляд, сегодня Госавтоинспекция постепенно утрачивает свою роль как органа государственного контроля в сфере обеспечения без-опасности дорожного движения. Что бы ни говорили, а это идет только во вред общей ситуации на дорогах. Вот у ГИБДД убрали проведение техосмотра. Что, от этого стало лучше? Уверен, что нет. Это и статистика подтверждает. Только в нынешнем году количество ДТП с пострадавшими из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств увеличилось на 200%! Не лучше обстоят дела и с контролем в области организации дорожного движения, прежде всего за состоянием дорог. Как результат - значительный рост числа происшествий по этой причине. Но и в этой ситуации нельзя забывать, что начальник областной ГИБДД - это еще и главный государственный инспектор безопасности дорожного движения, и свои полномочия он должен использовать в полном объеме. А этого сейчас нет. Например, то ужасающее состояние, в котором находятся сегодня кировские дороги, на мой взгляд, в том числе и результат отсутствия принципиальной позиции областного руководства ГИБДД. Недавно столкнулся с тем, что представителей ГИБДД даже не включили в состав комиссии по приемке остановок общественного транспорта в городе Кирове. Говорят, что теперь это так и должно быть, а я считаю, что это неправильно! Дошло до того, что, как мне известно, подразделениям пропаганды ГИБДД фактически запретили говорить о плохих дорогах. Создается впечатление, что областные и городские власти полностью подмяли под себя ГИБДД и Госавтоинспекция, которая по закону им не подчиняется, выполняет их команды. При мне такого не было и быть не могло. Хотя в то время областную комиссию по безопасности дорожного движения возглавлял такой авторитетный и, когда надо, достаточно жесткий руководитель - Анатолий Леонидович Могилюк. Это был человек - хозяйственник, глыба, с огромным опытом и по работе в дорожной отрасли, и в житейском плане. Мы регулярно собирались, спорили, но в итоге находили решения самых сложных вопросов, и ситуация с без-опасностью движения и в целом в дорожной и транспортной отраслях складывалась позитивно. Всё это говорит о том, что опытный и настойчивый руководитель многое может сделать. 

 

- А что же тогда этому мешает?

 

- Знаете, очень приятно бывает, когда до сих пор при встречах и простые люди, и руководители - нынешние и сегодняшние - вспоминают о тех временах, когда работала наша команда. Это был стабильный, слаженный коллектив единомышленников. На руководящие должности и в областном управлении, и в местных подразделениях люди подбирались по их профессиональным и личным качествам. И подбирались не временщики, а надолго. Во всех я был уверен. К сожалению, сегодня такой команды в Госавтоинспекции, по-моему, нет. За те 8 лет, что прошли после моего выхода на пенсию, Плотников - уже третий начальник. Это, безусловно, тоже сказывается. Конечно, за столь короткий период невозможно что-то серьезно изменить, создать что-то новое, чего не было до тебя, но нынешний руководитель, видимо, и не ставит такой задачи. И это, по-моему, основная беда теперешней Госавтоинспекции. Нет команды, каждый сам по себе. У подчиненных нет уверенности, что в каких-то вопросах руководитель их может защитить, чем-то помочь. И наоборот, раз такая обстановка, то и у руководителей нет надежды на подчиненных, что их в чем-то не подведут. Не случайно, наверно, нынешний начальник ГИБДД Плотников за последний год уже трижды был предупрежден о неполном служебном соответствии. Это вообще нонсенс! Я за 12 лет работы начальником Госавтоинспеции не имел ни одного взыскания, хотя работать было не проще и были те же вышестоящие и контролирующие органы, было мнение населения…

 

- И всё же, несмотря на все проблемы и трудности, ГИБДД продолжает работать и 3 июля отмечает свой уже 80-й день рождения. Что бы вы хотели сегодня сказать работникам службы, которой посвятили огромную часть своей жизни?

 

- Я хотел бы поздравить с юбилеем службы ГАИ - ГИБДД всех своих коллег, и прежде всего моих предшественников на посту начальника областной Госавтоинспекции - Валерия Алексеевича Криницина, Ивана Алексеевича Казакова, Сергея Михайловича Исаева и Леонида Алексеевича Сучкова. Поздравляю ветеранов нашей службы - и в областном центре, и в районах области. Поздравляю всех действующих сотрудников ГИБДД. Я считаю, что традиции, которые были заложены в том числе и в тот период, когда я возглавлял Госавтоинспекцию, они достойно продолжают. В абсолютном большинстве это высокопрофессиональные, честные и порядочные офицеры. Я желаю всем им и их семьям счастья, здоровья, любви и удачи. С праздником!

 

Беседовал Т. АНДРЕЕВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также