Кто в доме хозяин? или Как депутаты кировской гордумы и чиновники делят власть

ПОЛИТИКА

23 сентября 2019 807 0
На печать

 

На этой неделе в городской думе прошло очередное заседание комиссии по транспорту, ЖКХ, экологии и безопасности жизнедеятельности. На обсуждение было вынесено девять вопросов. Предполагалось, что принять решение по ним депутаты смогут за два часа. Однако для этого потребовалось в два раза больше времени.

 

Такое длительное обсуждение вопросов было вызвано не столько стремлением «народных избранников» детально разобраться в проблемах, сколько их претензиями к местным чиновникам, касающимися принципиального вопроса: кто главнее?

 

Депутатов игнорируют

 

Нужно сразу сказать, что выяснение отношений между городскими депутатами и чиновниками началось еще накануне, на заседании думской комиссии по социальной сфере. Тогда заместитель председателя гордумы Алексей Рябов пожаловался на чиновников департамента муниципальной собственности. Последние проигнорировали депутатский запрос о предоставлении информации по работе МУП «Латунские бани». На что депутату был дан ответ: «Гордума не имеет права требовать эту информацию, так как администрация является самостоятельным органом власти». Итогом стало создание депутатской комиссии по проверке деятельности строптивого департамента.

 

Вот и на этом заседании комиссии чиновники так или иначе демонстрировали, что депутаты им не указ. Так, например, произошло при обсуждении вопроса о создании подразделения муниципальной пожарной охраны в с. Русское.

 

По словам руководителя МБУ «Кировское управление гражданской защиты» Михаила Вохмянина, зона Русское - Башарово находится за пределами доступности отрядов федеральной пожарной охраны, то есть на прибытие последних к месту возгорания потребуется более 10 минут. А ведь там, помимо населенных пунктов, расположены еще и детские оздоровительные лагеря. Поэтому необходимость создания отдельного пожарного отряда есть. Да и статистика свидетельствует о том, что там всё далеко не так благополучно, как хотелось бы. Ежегодно на этой территории происходит порядка 20 - 30 палов травы и 5 - 10 пожаров в жилом секторе.

 

Федеральное МЧС не спешит выделять деньги на создание и содержание там дополнительного пожарного депо. Отсюда выход один - создание муниципальной пожарной охраны. И муниципалитет имеет на это право (хотя и не обязанность).

 

Для того чтобы это сделать, нужно увеличить спасательный отряд на 11 человек и приобрести пожарную машину. Для начала из муниципального бюджета на это потребуется 12 млн. рублей, потом меньше - 3,5 - 4 млн. рублей ежегодно.

 

Как сказал глава кировской горадминистрации Илья Шульгин, отряд может быть создан на срок в три года с возможной пролонгацией его статуса. Во всяком случае, до тех пор, пока не «раскачается» федеральное МЧС.

 

Конечно, вопрос о необходимости оперативного реагирования на пожар очень важен. Любой горожанин, который проживает в деревянном доме, скажет об этом. И ему безразлично, кто первый приедет тушить пожар - муниципалы, или федералы, или кто-нибудь еще. Главное - быстро справиться с огнем. В этом за потерпевшими, что называется, сермяжная правда жизни.

 

Но правы и депутаты, которые говорят, что муниципальный бюджет не резиновый. И если администрация хочет увеличить расходы, то должна увеличить и доходы либо указать, за счет сокращения каких других расходов можно этот проект профинансировать.

 

Правы они также и в том, что кировский муниципалитет не должен решать эту проблему в одиночку. Нужно привлекать к этому и МЧС, и областные структуры.

 

- Посмотрите, что получается, - возмутилась глава г. Кирова Елена Ковалёва. - Мы пригласили на это заседание начальника управления защиты населения и территорий администрации правительства области, а он не пришел. Даже зама своего не прислал, как будто это их не касается.

 

И нужно сказать, что данный случай не единичный. Чиновники уже привыкли игнорировать депутатское сообщество. И не только на муниципальном уровне. Как рассказал заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Костин, региональные депутаты из фракции ЛДПР также сталкивались с таким отношением. Например, областное министерство финансов отказалось предоставлять им сведения о расшифровке бюджетных расходов. 

 

Говорят на разных языках

 

Депутаты и чиновники не только представляют разные ветви власти. Они даже живут в разных реалиях.

 

И это - не голословное утверждение. Чиновный класс получает зарплату из бюджета, а депутаты регионального и муниципального уровней - по месту основной работы, которая чаще всего к бюджету не имеет никакого отношения. Чиновники выполняют «указания сверху», «народные избранники» вынуждены ориентироваться на свой электорат. И в этом плане последние все же ближе к народной массе, способны лучше воспринимать то, что ее волнует.

 

Такая разница жизненных условий формирует различное восприятие окружающей действительности, которое проявляется в том числе и в языке. Вы посмотрите, каким языком пишут чиновники ответы на любое обращение (и не обязательно депутатское). Понять его может только такой же «чинуша». Для обычного же человека они как будто написаны на иностранном языке, которого он не знает.

 

Вот и на данном заседании комиссии гордумы это проявилось со всей очевидностью.

 

Депутат Михаил Ковязин обратился в городскую администрацию с запросом об организации сбора мусора в Октябрьском районе города Кирова. Дело в том, что в   частном секторе площадки для сбора ТКО (твердых коммунальных отходов) организованы в местах общего пользования. Это удобно далеко не всем жителям. Некоторые хотели бы пользоваться частными контейнерами. Вот только они не знают, как сделать так, чтобы мусор из них забирали так же, как и с официальных площадок. А потому через своего депутата они и просили чиновников объяснить им алгоритм действий в данной ситуации.

 

Полученный депутатом ответ из департамента городского хозяйства не удовлетворил ни депутата, ни граждан. На трех страницах, изобилующих ссылками на СанПиН, постановления, федеральные и региональные законы и прочее, было рассказано обо всем, кроме того, что нужно.

 

- Из всего изложенного можно сделать вывод, что технически такая возможность существует, но что конкретно нужно делать каждому конкретному человеку - однозначного ответа нет, - заключил Михаил Ковязин. - По сути, мы получили очередную отписку с набором ссылок и комментариев.

 

А ведь дело не стоит выеденного яйца, считает депутат. Нужно всего лишь разработать пошаговую инструкцию - что сделать и куда обратиться - и изложить все простым, человеческим языком. И сделать это можно за несколько дней, а не месяцев. Ведь первый раз обращение Михаила Ковязина рассматривалось на заседании комиссии в июле этого года. Прошло два месяца, а воз и ныне там.

 

От очевидного «ляпа» своих подчиненных опешил даже Илья Шульгин. Он «рекомендовал» им написать необходимую инструкцию в сжатые сроки.

 

«Ваше место на скамье подсудимых»

 

Когда идешь на официальное заседание, трудно бывает предположить, чем оно закончится. Чаще всего там не происходит ничего выдающегося - рутина, сдобренная суконными чиновничьими докладами. Тем интереснее, когда вдруг на нем вылетает «нежданчик» в виде скандальной перепалки чиновников и депутатов. Так случилось на этот раз.

 

На состоявшемся заседании комиссии схлестнулись депутат городской думы Владимир Журавлёв и глава городской администрации Илья Шульгин. А ведь обсуждаемый вопрос, казалось бы, не предполагал такого драйва.

 

Депутаты по запросу Владимира Журавлёва обсуждали рекультивацию полигона ТБО в Костино. Собственно, это только на чиновничьем диалекте обычную свалку называют полигоном. Для простых людей свалка - она и есть свалка, куда мусор свозят со всей округи. А в данном конкретном случае - со всего Кирова.

 

Под Костино бытовые отходы начали возить еще в 70-е годы прошлого века. За это время рядом с поселком выросла целая мусорная гора, что не мешало, впрочем, строить здесь коттеджи, которые покупали не только предприниматели и руководители агрокомбината «Красногорский», но и высокопоставленные чиновники из городской администрации.

 

То ли мнение владельцев коттеджей оказалось решающим, то ли по другим причинам, но полигон решено было закрыть. Но мало не возить туда более мусор, нужно еще сделать так, чтобы от свалки не было вони, чтобы ветер не разносил по окрестностям всякую всячину, чтобы по свалке не шастали стаи крыс, да и в целом она не наносила вред окружающей среде. В общем, провести рекультивацию. А поскольку деньги на эти цели пойдут бюджетные, то процедура их расходования стандартна - проведение экспертизы по оценке воздействия на окружающую среду, подготовка проекта, а потом осуществление самих работ по захоронению свалки.

 

При этом ни у депутатов, ни у чиновников не было и нет разногласий ни по необходимости закрытия полигона, ни по последующей его рекультивации. А вот кто будет осваивать немалые бюджетные средства, всегда было яблоком раздора. И здесь даже не важно, что все контракты будут подписываться по итогам конкурсных процедур, принять участие в которых, по идее, могут все желающие. Просто все отлично понимают, что существует много способов, чтобы «заточить» аукцион под одного- единственного участника. Это и стало причиной бурной размолвки Ильи Шульгина с Владимиром Журавлёвым.

 

- Почему некая казанская фирма выполнила работы по подготовке техзадания? - обратился к главе администрации города депутат. - Это очень напоминает то, как одна такая фирма готовила такие техзадания под конкретного заказчика. И у нас почему-то все конкурсы проводятся при одном заявителе. В этом есть признаки коррупционности. И почему вы обратились в казанскую фирму, а не в кировскую?

 

Однако, по версии сити-менеджера, все было сделано в рамках закона, а казанское предприятие было выбрано только потому, что оно имеет опыт проведения таких работ. И оно не разрабатывало техзадание, а проводило оценку воздействия полигона на окружающую среду.

 

- У меня вопрос возник закономерно, - продолжил Владимир Журавлёв. - Вы сами из Казани. И в последнее время очень много казанских представителей заняли посты и в муниципальных компаниях, и в администрации города. Вы собираетесь развивать регион не привлекая местные предприятия. С чужим уставом в наш монастырь. Я специально вас предупреждаю, что если аукцион на проектирование выиграет казанская фирма, то я на следующий день отнесу заявление в правоохранительные органы. И в отношении вас будет возбуждено уголовное дело. Я вижу здесь признаки коррупционности.

 

- Уважаемые коллеги, - в свою очередь парировал Илья Шульгин. - На протяжении последних двух лет Владимир Вениаминович Журавлёв неоднократно предупреждает меня о возбуждении в отношении меня различных уголовных дел по коррупционной составляющей. Я думаю, что это недопустимо. Есть такая вещь, как голословные обвинения. И то, что вы, Владимир Вениаминович, делаете, называется именно так. В таких условиях я теряю всякое терпение и уважение к вам.

 

Собственно, на этом обсуждение полигона в Костино закончилось. И депутаты разошлись, не приняв никакого решения. Да оно, по-видимому, было и не нужно.

 

В этих дебатах и обсуждениях, кто главнее, в этих перепалках и «перетягивании каната» все же есть смысл. Депутаты устали видеть, что исполнительная власть перестала воспринимать их всерьез. Ведь вслед за этим «народные избранники» теряют уважение и своих избирателей. Может быть, потому и явка на довыборы в городскую думу была едва более 10 процентов. И с такой ситуацией действительно надо что-то делать.

 

Сергей СМОЛИН.

 

Фото: navigator-kirov.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также