Кто пожалеет медсестру? Кировские медики жалуются на запредельные нагрузки на работе

ОБЩЕСТВО

04 марта 2019 723 0
На печать

 

О том, что происходит в областном здравоохранении, мы знаем в основном из официальных релизов. Но за их строчками скрыто многое. Они не рассказывают, чем живут рядовые врачи, медсестры, санитарки. Что их волнует, о чем они думают, о чем тревожатся, что обсуждают между собой? Но спроси их самих об этом, и они не скажут ничего. И не потому, что не хотят выносить сор из избы. И не потому, что всё и везде плохо. А потому, что открой они рот (даже по хорошему поводу) - и могут лишиться половины своего заработка. А как тогда семью кормить?

 

Эта уязвимость - питательная почва для манипуляции медперсоналом. И областные чиновники от здравоохранения этим пользуются. Особенно когда нужно, чтобы не выплыло наружу нечто, что портит парадный портрет вятской медицины. И за любым отказом от общения с журналистами чувствуется рука ведущего эксперта и помощника заместителя председателя правительства области Дмитрия Курдюмова - Светланы Удельной. Именно она ведает взаимодействием со СМИ, и ни один медик, даже главный врач, не скажет журналистам без ее одобрения ничего. Все они (и это проверено) первым делом поинтересуются, а согласовано ли ваше обращение к ним со Светланой Владимировной.

 

Но если замалчивать проблемы, они не исчезнут. Может, стоит уже начать говорить о них открыто?

 

Уволиться до пенсии?

Разговорился я как-то с женщиной лет 50-ти. Встретились, что называется, случайно, и атмосфера располагала к доверительному общению. Оказалось, она работает медсестрой в одной из кировских больниц. Естественно, я не мог не поинтересоваться, как ей работается.

 

Ее рассказ не удивил, скорее вызвал много вопросов. И вопросов не к ней, а к тем людям, которые отвечают у нас за медицину. Впрочем, обо всем по порядку.

 

- У нас в больнице сменился главврач, - рассказала Лена (имя изменено). - Еще не так давно был дружный коллектив, а сегодня все переругались. Мы не знаем, чего от нас хотят. Говорят, что ужесточат требования к работе. А куда дальше? Мы и так работаем на пределе. А когда кто-то уходит в отпуск или на больничный, то приходится работать сутки через сутки. Я уже не в том возрасте, когда такие нагрузки переносишь легко. У меня варикоз, давление скачет. И у нас в отделении я не одна такая. Многие уже подумывают уходить. И как тогда работать? Очереди из медсестер у ворот больницы нет. Никто на такую зарплату не идет.

 

А еще камеры везде установили. У нас все думают, что будут за нами следить и урезать разные надбавки. Ведь, по слухам, перед новым главврачом задачу поставили по оптимизации расходов. Вот на нас и будут экономить. Я тоже задумываюсь о переходе в другое учреждение. Ходила тут недавно в кабинет профилактики одной из поликлиник. Так там тоже, оказывается, работа не сахар: медсестер не хватает, а из-за этого нагрузка высокая. Да и работать приходится всю неделю, включая субботу. При этом зарплата чуть выше минималки. Что делать, не знаю. Дай бог до пенсии хотя бы доработать. Ведь и осталось-то немного. А как при такой нервотрепке доработаешь?

 

По словам женщины, если бы она в советское время, когда поступала в медучилище, знала, во что превратится современная медицина, то «за 100 километров близко бы к ней не подошла».

 

Конечно, ее изложение было сумбурным, эмоциональным. Здесь все перемешалось: и нехватка кадров, и ротации главврачей, которые в нашей области в последнее время происходят с пугающей быстротой (особенно в детской областной больнице), и отсутствие трудовой защищенности работников здравоохранения, и невысокий уровень оплаты труда. Но в ее словах присутствовала и сермяжная правда.

 

Лазейка для любимчиков

Многие беды современной медицины (и не только в Кировской области) происходят из-за нехватки кадров. Нет, медучилища работают и выпускают специалистов среднего звена - медсестер и фельдшеров. Успешно готовит врачей Кировский государственный медицинский университет. Вот только работать по специальности идет гораздо менее половины всех выпускников. Впрочем, даже те, кто все же решил посвятить себя делу лечения пациентов, далеко не сразу спешат устраиваться в бюджетные  учреждения. Сначала пробуют найти место в платных клиниках. Как ни крути, а там зарплата выше.

 

Несмотря на «майские указы» Президента РФ от 2012 года, уровень зарплат медиков далек от приемлемого. Сказывается неравномерность оплаты труда в зависимости от территорий: в областном центре она выше, а в районах области сильно уступает первой. Есть перекосы и в начислении надбавок к окладу.

 

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова вот уже несколько лет ставит перед региональными чиновниками задачу по повышению доли оклада в структуре заработной платы. По ее версии, нужно поднять ее до уровня 50 - 60%. Об этом министр говорила в 2016 году, это же повторила в 2018-м.

 

- В настоящее время в 60 из 85 регионов зарплата соответствует этим нормативным значениям… Осталось четыре региона с уровнем оклада в зарплате 30%, - заявила министр итоговой коллегии Минздрава в марте 2018 года.

 

Не ясно, входит ли Кировская область в число этих четырех регионов. Но одно могу сказать точно: в моей беседе с главврачом Кировской областной больницы Вадимом Ральниковым, которая состоялась весной прошлого года, он не захотел говорить об этом, перейдя сразу к среднему уровню зарплат своих подчиненных. Видимо, эта тема для наших руководителей остается больной.

 

Чем опасна низкая доля оклада в структуре заработной платы? Да тем, что любой так или иначе провинившийся может быть лишен если не всех, то значительной части надбавок. Зато любимчикам некоторые главврачи за этот счет имеют возможность существенно повысить заработок.

 

Понятно, что в таких условиях рассказ Елены не кажется чем-то взятым с потолка. Так же как понятен становится механизм манипулирования медработниками.

 

Людей меньше, нагрузка - выше

Нехватка медработников - это секрет Полишинеля. На отсутствие узких специалистов давно жалуются посетители ЦРБ. Наверное, нет ни одной больницы, где все ставки врачей были бы заняты. Но в отношении медсестер (да и среднего медперсонала в целом) ситуация вообще аховая.

 

Еще в прошлом году на заседании Кировской ассоциации медицинских сестер были озвучены весьма печальные цифры по среднему медицинскому персоналу. И за год они вряд ли значительно изменились.

 

Оказывается, в течение пяти лет его численность из года в год снижалась. И если в 2012 году насчитывалось 13 тысяч 436 человек, то уже в 2017- м - 11 тысяч 596. Одновременно падала и обеспеченность населения средним медперсоналом - от 101,4 на 10 тысяч населения в 2012 году до 89,8 - в 2017-м.

 

При этом ежегодное соотношение между вновь принятыми и уволенными работниками было отрицательным. Уходило больше, чем вливалось по новой.

 

И такая картина не является чем-то неожиданным. Ведь возрастной состав среднего медперсонала показывает, что значительное количество тех, кто работает медсестрами и фельдшерами, старше 45 лет. В общем объеме они составляют 45%.

 

Вот и представьте себе, какова нагрузка на одну медсестру при таком раскладе. А также задумайтесь, хватает ли физических сил у женщин за 45 тянуть такую нагрузку. И это не говоря о том, что все они матери и бабушки, что на них, помимо работы, еще и домашнее хозяйство. Может, стоит пожалеть их, помочь, в чем возможно, защитить, наконец, их права?

 

На откуп работодателю

«ВК» обратился в региональное министерство здравоохранения с вопросами о целях установки в поликлиниках и больницах области камер видеонаблюдения, а также о нормировании труда и отдыха персонала во время суточных дежурств.

 

Ответ был кратким и сводился к одной фразе - «Не ваше дело»: «Информация о работе инженерно-технического оборудования медицинских учреждений предоставляется по запросу правоохранительных и надзорных органов в соответствии с законодательством РФ. Видеонаблюдение на территории медицинских учреждений Кировской области установлено в рамках требований антитеррористической защищенности объектов социального значения. Режим труда и отдыха медицинского персонала учреждений здравоохранения Кировской области регламентируется нормами трудового законодательства РФ».

 

И всё. Прочитав его, понимаешь, что рассчитывать на большее не приходится. И почему-то опять за этим замаячила фигура Светланы Удельной, которая на одном из мероприятий уже указывала журналистам на «неуместный» характер их вопросов к Дмитрию Курдюмову.

 

Поэтому «ВК» обратился за комментарием к тем людям, которым по должности положено защищать права и интересы трудящихся, - в областной профсоюз работников здравоохранения.

 

Его председатель Валерий Сенников охотно согласился ответить на наши вопросы:

 

- Вопрос об установке камер видеонаблюдения нужно адресовать организатору здравоохранения - главному врачу. Именно он отвечает за безопасность самого учреждения как внутри, так и снаружи. На нем лежит персональная ответственность. Профсоюзы же только защищают права медицинских работников.

 

По словам лидера медицинского профсоюза, к ним не поступало жалоб на то, что эти камеры используются для ущемления прав медиков, в том числе и в части зарплат. Хотя, как сказал Валерий Сенников, профсоюз за год получает порядка 2 тысяч обращений.

 

Кстати, и кировский юрист Ян Чеботарев, к которому мы также обращались за комментарием, не увидел в установке камер ничего предосудительного. Более того, он заметил: «У меня клиент так недавно одного прогульщика уволил. И был прав».

 

Режим труда работников здравоохранения во время суточных дежурств, как пояснили в областном профсоюзе, также опирается на нормы трудового права. По словам профсоюзного юриста Светланы Ситниковой, всем работающим свыше 4 часов работодатель обязан предоставить время для отдыха и приема пищи - от получаса до 2 часов. Точное время закрепляется правилами внутреннего распорядка. А вот какого-то дополнительного времени отдыха - свыше этих 2 часов - даже при суточном дежурстве в законодательстве не установлено.

 

Вот и представьте себе, что сутки вы будете работать на ногах и только 2 часа (в лучшем случае) отдыхать. Такое и молодым далеко не всем под силу.

 

Конечно, в каждом медучреждении есть нормирование рабочего времени. Все эти нормы, по словам Валерия Сенникова, утверждены Министерством труда РФ. И всё, что человек отрабатывает сверх этой нормы, должно оформляться либо как внутреннее совместительство, либо как привлечение к сверхурочным работам. С соответствующим денежным вознаграждением в каждом случае.

 

Вот только от переработок никто не застрахован. И в некоторых случаях медики вынуждены соглашаться на них, так как работать будет просто некому. Идут на это даже в ущерб своему здоровью, которое никакими деньгами не возместишь.

 

Российский законодатель вообще многие вопросы отдал на откуп работодателю, надеясь, что он будет добровольно и добросовестно выполнять нормы трудового права. И профсоюз в своих претензиях не может пойти дальше выполнения этих норм.

 

Но если ни закон, ни профсоюз медиков не защищают, то стоит ли ожидать от медиков доброжелательного отношения к пациентам и стремления делать свое дело лучше? И так ли уникален рассказ Елены о своих бедах?

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий