Конец «красного пояса». Кто поддержит коммунистов в Кировской области?

ПОЛИТИКА

11 ноября 2019 1201 0
На печать

 

На прошлой неделе стало известно о расколе во фракции КПРФ областного Законодательного собрания. Два ее представителя - Леонид Сандалов и Анатолий Чурин - по решению бюро областного комитета этой политической партии были исключены из фракции, а первый из них потерял ещё и партийный билет.

 

Самое интересное, что все это происходит отнюдь не на волне роста популярности коммунистов в народе, а, наоборот, в условиях ее спада. Ведь еще не так давно фракция КПРФ в региональном парламенте насчитывала 10 человек, а в этом созыве - всего четыре.

 

«Вятский край» решил разобраться: станет ли такой шаг оправданием ленинской формулы «лучше меньше, да лучше» или еще больше усугубит ситуацию?

 

С низкого старта

Еще не так давно Кировская область на политической карте страны была окрашена в красный цвет. С тех пор, как в 1996 году к ее руководству пришел выдвиженец от КПРФ Владимир Сергеенков. Но в 2003 году его сменил Николай Шаклеин, и красный цвет сменился розовым. А потом и вообще приобрел какой-то непонятный грязный оттенок, который ему придал скандал вокруг деятельности «организованной преступной группы Шаклеин - Березин - Крепостнов», как назвали сложившуюся «систему управления» областью в некоторых региональных СМИ. Впрочем, к теме популярности КПРФ это уже не имело никакого отношения.

 

Как раз в момент переизбрания Владимира Ниловича на политическую арену выходит новая политическая сила - партия «Единая Россия». Со своих первых шагов она стала активно использовать популистские лозунги, административный ресурс и «серые» электоральные технологии (которые в период выборов доходили до откровенных нарушений, оставаясь безнаказанными).

 

Успеху «Единой России» способствовал и рост цен на нефть, обеспечивший повышение доходов населения. Немаловажную роль сыграло также прекращение боевых действий на Северном Кавказе. Ну и, конечно, нельзя забывать о сильно подмоченном в 1996 году авторитете лидера КПРФ Геннадия Зюганова, фактически «сдавшего» свою победу на президентских выборах Борису Ельцину.

 

Поэтому к 2006 году, когда после скоропостижной смерти первого секретаря Кировского обкома КПРФ Владимира Казаковцева на его место пришел Сергей Мамаев, электоральные шансы коммунистов в Кировской области уже значительно упали.

 

Как показали выборы 2006 года в региональное Законодательное собрание, поддержка кандидатов от КПРФ оказалась на уровне 15,11 процента. Спустя год, в 2007-м, состоялись выборы в Кировскую городскую думу, на которых коммунисты получили всего 2 места из 36-ти. В том же 2007 году выбирали депутатов Государственной думы РФ. И на них партия показала низкий результат: за нее в Кировской области отдали голоса 11,65 процента избирателей.

 

Но в 2008 году грянул мировой финансовый кризис, со всеми вытекающими из него последствиями, и настроения российских граждан резко изменились. Началось сильное полевение электората. Именно в этот период рухнули все надежды граждан на улучшение материального благосостояния, рост которого происходил на фоне дорожающей нефти и богатеющего бюджета. Многие предприятия по всей стране оказались на грани банкротства. Не избежали этой участи и кировские. Кто не помнит массовые протестные акции рабочих вятскополянского завода «Молот», стрижевского «Силиката» и мурыгинского «Эликона»? На этой волне многие политики, как сейчас выражаются, «словили хайп». И коммунисты были среди них в первых рядах.

 

На протестной волне

На фоне ухудшения положения работающего населения рухнули обещания «Единой России», данные в 2002 году, об удвоении ВВП, об отдельной квартире для каждой семьи вне зависимости от ее дохода, о снижении платы за ЖКУ и энергоресурсы в два раза и пр. Зато наверх стала подниматься правда о выборных махинациях «партии власти», о зарплатах и об особняках чиновников, о коррупции. На разоблачении последней в то время вырос авторитет никому еще не известного тогда блогера Алексея Навального. И, безусловно, такая мощная волна критики в адрес «ПЖиВ» («партии жуликов и воров», название «партии власти», запущенное в обиход Навальным) не могла не сыграть на руку коммунистам.

 

В то время на кировском областном уровне навальновцев практически не было, зато активно проявлял себя кировский комсомол (именно из его рядов вышел нынешний секретарь по идеологии и протестному движению обкома КПРФ, фактически второе лицо в партийной иерархии региона, - Алексей Вотинцев), Российская коммунистическая рабочая партия в лице Валерия Туруло и другие левые.

 

В этот непростой период происходит и смена областной власти. В конце 2008 года на пост губернатора Кировской области Президент РФ Дмитрий Медведев назначил бывшего СПСовца и отъявленного либерала Никиту Белых. Команда, которую привел последний, с первых же шагов не понравилась кировчанам. Стоит ли упоминать несколько уголовных дел, возбужденных против высокопоставленных чиновников, которых по прибытии в область назначил Никита Белых? Хорошо помнят в области и «первый звонок» начавшегося в тот период скандала вокруг «Кировлеса» и продажи акций «Уржумки». А уж реформу областного здравоохранения, которую затеяла верный товарищ нового губернатора Мария Гайдар, не забудет никто. В такой мутной и грязной воде рай для тех, кто делает политическую карьеру на протестах.

 

Все это продемонстрировали выборные кампании того времени. Так, на выборах в Законодательное собрание в 2011 году КПРФ набрала рекордные 22,35 процента голосов (против 36,7 процента у «Единой России»), а в Государственную думу РФ - 22,68 процента.

 

Состоявшиеся спустя менее чем полгода выборы в Кировскую гордуму только подтвердили «левые» настроения электората. Коммунисты набрали на них 22,56 процента.

 

На волне такого успеха новый партийный секретарь Сергей Мамаев сначала проходит по списку в Законодательное собрание области и становится заместителем председателя этого представительного органа, потом получает мандат депутата Госдумы (и опять же по партийному списку).

 

И вот здесь нужно поставить главный вопрос: стал ли этот успех личной заслугой руководителя коммунистов или все же он был обусловлен объективными процессами, которые указаны выше?

 

Ответ на него, как нам кажется, можно найти в результатах выборов весны 2011 года в Советскую районную думу. На них региональный лидер КПРФ шел не по списку, а лично по Кичминскому одномандатному округу № 5, который для него является родным. Ведь Сергей Мамаев родился в дер. Большая Курба, расположенной рядом с селом Кичма. На них он занял последнее место из трех кандидатов (22,5 процента голосов).

 

Конечно, тогда первый секретарь обкома сделал вид, что это всего лишь досадное недоразумение. Однако, как показало будущее, подобное отношение к случившемуся было ошибкой. Права оказалась пословица, гласящая, что в прилив все лодки поднимаются. А большая волна поднимает не только лодки, но и то, что в воде не тонет.

 

«Довёл до ручки»

Просидев в Государственной думе РФ пять лет, главный кировский коммунист не показал себя активным законотворцем. В целом его деятельность прошла рутинно. Согласно официальным данным, он входил в число инициаторов 15 законопроектов (из которых только два принято), да и то среди прочих членов фракции, не будучи главным из них.

 

Впрочем, это не помешало ему заработать себе депутатскую пенсию. Напомним, что при стаже работы в Госдуме от пяти до 10 лет надбавка к страховой пенсии составляет 55 процентов денежного вознаграждения депутата, или 46 тысяч 626 рублей (на сегодняшний день) плюсом.

 

Правда, в период своего депутатства Сергей Мамаев отметился ярким столкновением с бывшим губернатором области Никитой Белых. В ноябре 2012 года он позволил себе раскритиковать работу главы региона и его команды. При этом в его «спиче» присутствовали такие выражения, как «власть с приходом нового губернатора превратилась в полукриминальную кузницу кадров», «человек без управленческого опыта» (о Белых), «с его приходом наш регион буквально обезлюдел, народ десятками тысяч срывается с насиженных мест или попросту вымирает» и т. д. Губернатор подал против него иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и выиграл. В 2013 году суд постановил взыскать с Сергея Павлиновича 90 тыс. рублей.

 

Но и это не стало уроком для первого секретаря оппозиционной партии. Он решил посостязаться с Никитой Белых на выборах губернатора в 2014 году, видимо полагая, что если за ним пошли в 2011 году, то пойдут и сейчас. И проиграл. Проиграл разгромно: 15,99 процента голосов, отданных за него, против 69,98 процента - за Белых.

 

Попробовал себя Сергей Мамаев и на выборах 2015 года главы Республики Марий Эл. Последняя оказалась для него не чужой, так как в депутаты Госдумы он прошел по объединенному списку: и от Кировской области, и от Марий Эл. Его соперником выступил действовавший руководитель этого субъекта РФ - Леонид Маркелов. Но даже там, где о нем лично практически ничего не знали, где он активно использовал карту борьбы с коррупцией, победить не удалось. Он, конечно, набрал 32,31 процента голосов против 50,78 процента у Маркелова, но смог только слегка самоутвердиться во мнении о своей личной популярности в народной среде.

 

Конечно, по итогам выборов в Марий Эл Сергей Мамаев заявлял о многочисленных нарушениях в процессе голосования, благодаря которым победил Маркелов. Однако в суде ни одно из них подтверждено не было.

 

То, что авторитет коммунистов среди избирателей области окончательно рухнул, стало очевидным по результатам выборов в Законодательное собрание области и Государственную думу РФ в 2016 году. На первых КПРФ набрала 14,8 процента, на вторых еще меньше - 13,62. А выборы в Кировскую городскую думу только поставили жирную точку. Коммунисты на них получили всего 12,98 процента голосов.

 

С разгромным счетом в 2016 году проиграл Сергей Мамаев и выборы в Государственную Думу по одномандатному округу. Он баллотировался по кирово-чепецкому округу № 106. Даже на фоне скандальных арестов главы Марий Эл Леонида Маркелова и губернатора Кировской области Никиты Белых (к «посадкам» которых, как утверждает Мамаев, он приложил руку), региональная организация КПРФ, руководимая Сергеем Мамаевым, не смогла мобилизовать протестный электорат. В результате коммунисты «слили» выборы, отдав область кандидатам от «Единой России» Олегу Валенчуку (набрал 95499 голосов) и Рахиму Азимову («за» - 109333 голоса). И Мамаев, и Вотинцев по своим округам заняли третьи места, набрав 30529 и 27346 голосов, соответственно. Их обогнали не только единороссы, но и «эсеры». Вторые места заняли представители «Справедливой России»: по округу № 106 – Сергей Доронин (45069), по 105-му округу – Александр Мальцев (28764).

 

Нужен ребрендинг?

Логично было бы предположить, что политические провалы КПРФ последних лет во многом стали итогом кадровых ошибок, допущенных Сергеем Мамаевым с 2011 года. За это время первый коммунист области успел рассориться со многими из тех, кто поддерживал (в том числе и финансово) партию и его лично. При этом для него эти люди становились не просто безразличны. Они рассматривались как враги партии и личные враги, и на их дискредитацию Сергей Павлинович бросал все имеющиеся у него ресурсы.

 

Первым «под раздачу» попал Анатолий Максименко. Он активно помогал Сергею Мамаеву еще тогда, когда тот был главой Советского района. Благодаря этому человеку у Мамаева появилось в собственности здание, ранее принадлежавшее Советской автоколонне. Во многом благодаря авторитету Максименко в суде удалось «спустить на тормозах» уголовное дело о подделке Мамаевым устава Советского района. Благодаря поддержке Максименко первый секретарь обкома КПРФ стал в свое время депутатом ОЗС.

 

Вторым «изгоем» стал экс-депутат регионального Заксобрания Дмитрий Русских. Несмотря на то что именно при его поддержке (и не только моральной) у Сергея Мамаева появился первый депутатский мандат, на «подаренный» ему дорогой внедорожник Toyota Land Cruiser, а также на то, что некоторое время Русских фактически финансировал содержание аппарата обкома КПРФ, попав в «немилость» к Сергею Павлиновичу, Дмитрию Михайловичу пришлось покинуть фракцию коммунистов. Сегодня они на своем официальном сайте называют Русских «принципиальным противником КПРФ» и идеологом «Справедливой России». Вслед за Русских партия потеряла и других членов фракции КПРФ предыдущего созыва - Сергея Редькина и Михаила Скворцова (в нынешнем ОЗС они входят во фракцию справедливороссов). Эти ушли тихо, а вот, например, директор детского сада Светлана Масленникова, получившая мандат депутата Заксобрания после того, как Мамаев перешел в Государственную думу, покинула фракцию с громким скандалом.

 

Впрочем, многие однопартийцы говорят о привычке своего первого секретаря «махать шашкой». Чего, например, стоит исключение из рядов КПРФ его старейшего члена, одного из самых уважаемых людей Лебяжского района и экс-секретаря райкома партии Виталия Мошкина.

 

Вот и сегодня, несмотря на катастрофическое проседание рейтинга партии, он умудрился настроить против себя практически всех членов фракции КПРФ в Законодательном собрании.

 

При этом до сих пор официально четко не обозначена позиция руководителей КПРФ и лично товарища Зюганова по отношению к происходящему в областной организации, руководимой Сергеем Мамаевым. Сам он уверенно заявляет об их поддержке. В таком случае, если федеральное руководство партии одобряет действия местного руководителя, оно должно быть готово и к возможному провалу на следующих выборах в Законодательное собрание и Государственную думу, которые пройдут в 2021 году. А если оно все же нацелено на усиление партийных позиций в регионе, то самое время заняться омоложением местных кадров, благо есть из кого выбрать. Среди партийной «молодежи» можно назвать и депутата Кировской городской думы Алексея Вотинцева, и члена регионального партийного бюро Александра Бояринцева, и руководителя кировского комсомола Михаила Кремлёва. Да и среди «стариков» есть люди, пользующиеся авторитетом. Взять хотя бы экс-зампреда регионального Законодательного собрания Марину Созонтову или бывшего руководителя комитета ОЗС Виктора Женихова.

 

Аркадий ГОЛИКОВ.

Фото: kprf43.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также