Когда учительницу зовут Мама, или Моё «фи» одному японцу, который знает, как стать богатым, если не ходить в школу

ОБЩЕСТВО

11 декабря 2017 476 0
На печать

 

Я не очень люблю всякие человеческие сборища на тему «как надо жить». Особенно если речь идёт о семье и школе. Во-первых, на этих сборищах всегда почему-то присутствуют одни женщины, и когда я пишу вдогон тексты о том, что услышала и увидела, коллеги-мужчины утверждают, что мозги мне промыли феминистки. Во-вторых, мозги мне никто не промывал. Зато я прочитала не так давно книгу одного американского японца, сына министра образования в штате Гавайя, торговца нейлоном и бумажниками и автора трёх бестселлеров, один из которых называется «Богатый папа, бедный папа». Про папу я прочла за один вечер и обещанного в предисловии блаженства не ощутила. Более того, если бы я встретила автора-выскочку Роберта Кийосаки, я бы рассмеялась в его бесстыжие глаза. Все его рецепты - как сделать из воздуха миллион - в России непригодны. Короче, моего отношения к деньгам эта книга не изменила. Однако она поменяла моё отношение к школе, потому что этот рисковый малый утверждает, что богатым и счастливым можно стать, только если не будешь туда ходить. Упс!

 

Ближе к теме: на проходившем недавно в областном центре гражданском форуме обсуждали  семейное образование в г. Кирове. В аудитории «политеха» собралось с десяток женщин, и между ними начался разговор про школу. И во мне сразу заныли незавершённые «гештальты» - ну, это такие незакрытые психологические процессы, внутри, в душе. Я заёрзала и начала лихорадочно стремиться в школу на родительское собрание - куда я хожу редко, на какую-нибудь педагогическую конференцию - куда я практически никогда не хожу, сдать деньги на подарок учителям, на худой конец - помыть окна в классе к Новому году, чтобы они блестели и искрились на морозе. Ничего этого я не делала долгие годы, и от чувства вины у меня задёргался глаз.

 

Вдобавок я испытала стыд перед своими детьми, которых не сделала ни отличниками, ни чемпионами, ни гордостью семьи. Я вспомнила: когда Феофан сказал, что ему некогда ходить в бассейн, я ответила: «Ну и не ходи». А когда Санёк пожаловался, что расписание в изостудии не совпадает с факультативом по химии, я сказала, что Айвазовского из него всё равно не получится (можно подумать, из него получился Менделеев). А когда малышку Кэт надо было водить на шахматы, я не захотела просить у нашего и без того лояльного редактора проявить ещё большую лояльность и отпускать меня из редакции на полдня, чтобы я писала материалы по ночам и забыла про сон совсем. Поэтому я решила забить на шахматный талант малышки Кэт… И я не захотела искать детям гувернантку, продлёнку или няню Арину Родионовну. И даже водить их рисовать, плясать и на английский по субботам и воскресеньям тоже не захотела, потому что это уж надо тогда совсем перестать жить, а жизнь у меня начинается только по выходным. И самое интересное происходит, когда мы с детьми смотрим сериал про какого-нибудь доктора Рихтера, едим конфеты и я левым глазом гляжу в книгу, а правым - в литровую чашку кофе, и так, косоглазая и счастливая, в конце концов засыпаю. Про свою редакцию и про ребячью школу я по субботам и воскресеньям не думаю и не говорю.

 

Три с половиной ребёнка

И вот тут Господь послал мне форум, а вместе с ним Наташу Савиных - героическую женщину, маму трёх с половиной детей. Её дочке Марине восемь лет, Гриша и Лена - дошколята, а четвёртый малыш растёт у Наташи в животе и готовится к выходу в мир, который так интересен его маме. Интересен, потому что, несмотря на сильно беременное состояние, Наташа Савиных всё успевает. «За два года до Маришкиной школы, - вспоминает Наташа, - мы с мужем задумались: где будем учить ребёнка? Дочка у нас с особенностями - быстро устаёт от большого скопления людей, эмоциональная, излишне восприимчивая, в детский сад ходила с дополнительными выходными, да вдобавок росточком не вышла и рюкзак ей просто не поднять. И тогда я поняла, что единственный выход для нас - семейное образование. Только если Маришка будет обучаться дома, мы сможем путешествовать, водить девочку в музыкальную школу и на рисование, в театр моды и в экоклуб, куда она уходит воодушевлённая, а возвращается из него ещё во-одушевлённее. А для учёбы мы выбрали центр дистанционного образования в Питере, подали заявку и отучились год в своём темпе. ЦДО предоставил нам все программы и учебники в электронном виде, мы участвовали во всех олимпиадах и конкурсах, и без поддержки репетиторов в апреле прошли итоговую аттестацию и успешно окончили первый класс».

 

Куратор клуба поддержки семейного образования «ДомМой» Мария Щеклеина горда тем, что средний балл кировских ребятишек, обучающихся на дому, составляет 4,7 - то есть все почти отличники. И сообщество родителей, не желающих по разным причинам отдавать детей в школу, прирастает год от года: по неофициальным данным, порядка тысячи трёхсот семей в регионе практикуют семейное образование. За домашнюю парту детей усаживают гиперактивность, частая смена настроения, болезни, а порой великий талант, когда школьную программу нужно проходить либо очень быстро, либо серьёзно углубляясь в какой-либо предмет.

 

«Это наш выбор и наша родительская ответственность, - заверяет Мария. - Знания и опыт мы нарабатываем постепенно, посещая форумы, семинары и тренинги. У каждого дома целая библиотека по семейному образованию и воспитанию, и мы рассказываем друг другу, как вести учебный процесс без авралов, как планировать обучение в комфортном для ребёнка режиме и, самое главное, как жить без розовых очков, чтобы оставалось время не только на уроки, как это обычно бывает в школе, но и на общение с друзьями и родственниками, прогулки, соревнования, игры, театры, кино. Наши дети приучены черпать знания на видеоуроках в Сети. Они с удовольствием смотрят обучающие фильмы, много читают, и если родители, к примеру, не справляются с обучением «британскому произношению», на помощь приходят репетиторы. Весь мир идёт именно по этому пути - мы не исключение».

 

Вне зоны доступа

Потом на помощь домашней школе пришёл Центр национальных культур. Директор его Елена Анатольевна
Рыкова заметила, что детей в библиотеку ходит меньше год от года, что ребёнок живёт параллельно семье, и тогда она решила создать в центре игровую комнату, в которой малыши могли бы заниматься вместе с мамами. В одном из кабинетов расписали стены всякими Лукоморьями, запустили образовательный проект - и теперь от желающих рисовать, мастерить поделки и листать сказки в избе-читальне нет отбоя. Самодеятельный театр центра стал лучшим на фестивале «Мы - славяне», а проект «Библиотека - территория ответственного родительства» вписан золотом в его историю.

 

И всё бы, как говорится, хорошо. Но что-то нехорошо. Потому что своё слово вдруг сказали школы. Обыкновенные. Средние. Общеобразовательные. И как ни убеждают мамы-учительницы, что не желают отбирать хлеб у педагогов профессиональных, последние на контакт идут с большой неохотой.

 

«Нам бы хотелось создать прозрачный алгоритм аттестации, и было бы хорошо, если бы удалось создать комиссию из родительского актива, которая совместно со школами обсудила бы этот щекотливый вопрос. Возможно, попытка упростить процедуру сдачи экзаменов при семейном обучении станет первым прецедентом в стране», - говорит Мария Щеклеина.

 

В департаменте образования  г. Кирова отмечают, что, если 1300 семей хотят обучать детей вне школы, значит, интерес к этой педагогической диковинке есть. Но уведомление о том, что они собираются учиться дома, подали только 49 человек. Меж тем нормативного документа на уровне субъекта нет, всё прописано в Законе «Об образовании», со школой нужно оформлять договор, создавать график промежуточной аттестации, решать вопрос по учебникам. При этом не факт, что разработка индивидуальных планов обучения для каждого ребёнка воодушевит педагогов - кому понравится дополнительная большая нагрузка за малую оплату! Именно поэтому в ряде кировских школ все возникающие проблемы родителям-новаторам предлагают решать самостоятельно, консультации проводят исключительно в организационном ключе - детям говорят лишь о том, куда прийти для сдачи экзамена и кого найти.

 

Ученики, ставшие поневоле заложниками ситуации, боятся не одолеть тестовых заданий, а более всего опасаются, что, если экзамен будет завален, их из школы сразу исключат. Аттестацию тоже назначают как директорам на душу ляжет: где раз в год, где раз в полугодие, где каждую четверть, нервируя детей и родителей. Педагоги признаются, что «вредят» они не по злому умыслу, а потому, что не знают, как проводить это клятое домашнее обучение: школы перегружены, учителей не хватает, советуют брать подсказки по программе в «электронном журнале», но ученики, не являющиеся официально учащимися школы, а лишь прикреплённые к ней, не могут воспользоваться полезной информацией.

 

Кроме того, отмечают в департаменте образования, есть в Кирове семьи, которые, прикрываясь идеей домашнего обучения, попросту не пускают детей в школу и прячутся от учителей. Тем не менее, заверяют чиновники, школа всегда была и будет на стороне ребёнка, вне зависимости от формы его обучения. Никто не собирается показывать, что домашнего образования не бывает, эта форма будет развиваться, педагоги и родители настроены серьёзно, требуется лишь законодательная база. Разошлись вроде как довольные друг другом. Но «непоняточки» всё равно остались.

 

Лично у меня много знакомых, которые выросли с обидой на школу. Которые вспоминают, как учителя их не слушали и не понимали, а одноклассники - гнобили. Которые говорят, что, если бы в их детстве была возможность не ходить в школу, они бы туда не пошли. И если сейчас эта возможность появилась - зачем лишать её детей? А как стать богатым и счастливым, когда учишься дома, знает не только американский японец. Просто вятские мамы об этом пока не пишут книжки.

 

Ирина КУШОВА.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий