«Когда душа с душою говорит». Кировский театр кукол открывает 84-й сезон

КУЛЬТУРА

01 апреля 2019 564 0
На печать

 

…Поднимаешься по ступенькам Кировского театра кукол им. Афанасьева и - тук-тук-тук - слышишь, как бьется сердце: сразу же вспоминаешь детство! А иначе и быть не может: на афишах такие знакомые названия - «Терем-теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Алиса в Стране чудес»…

 

Правда, мы, из поколения 1960 - 1970-х, ходили еще в старое помещение, на ул. К. Маркса, а кто-то, может, помнит и другие места, где «квартировал» любимый детский «храм искусства» (в драмтеатре на 5-м этаже, в парке «Аполло», в старом «Колизее»). Где только не приходилось играть, перевоплощаться и просто творить чудеса труппе кукольников - не было у них своего постоянного дома!

 

Появился он лишь десять лет назад и сразу же заявил о себе новыми постановками, куда шли вместе с детьми и взрослые, настолько необычным было новое пристанище, неожиданными и незабываемыми - премьерные спектакли, в которых на большой сцене актеры жили вместе с куклами и душа каждого из них говорила со зрителем. А сказка уже становилась реальностью.

 

О многом вспомнилось накануне Международного дня кукольника (есть такой праздник в календаре). К тому же здесь, на встрече с труппой и журналистами, напомнили и еще об одной дате - самой, пожалуй, значимой для кировских любителей «оживших кукол»: нынче же здесь отмечают 110 лет Анатолию Николаевичу Афанасьеву, одному из основателей Кировского театра кукол. А как не поговорить об этом? И поговорили…

 

О чём рассказал старый Ворон?

В «Доме, где сказки огни зажигают» (так и называется вы­ставка, посвященная истории), безусловно, не обошлось без чудес. Гостей встретил… старый Ворон, которому исполнилось 300 лет. Но, несмотря на солидный возраст, он помнит всё: как в 1935 году основали одно из старейших учреждений культуры в России, как в 1941-м театр возглавил актер и режиссер Анатолий Николаевич Афанасьев, основатель театральной дина­стии (его имя в 2009 году и присвоено театру). С 1974 по 1999 год место художественного руководителя театра занимал сын «вятского Образцова» - Вадим.

 

 Есть в истории, рассказанной Вороном, и другие памятные даты: в 1978 году театр стал лауреатом премии Ленинского комсомола Кировской области, в 2006-м - бронзовым лауреатом Международного всеславянского фестиваля «Золотой витязь». Долгожданным событием для театра кукол стало открытие в 2009-м нового здания. Начиная с 2011-го театр приступил к постановкам спектаклей для взрослых. «Палата № 9» по пьесе А. Чехова, например, номинирована на премию «Золотая маска».

 

А кто еще лучше всего может рассказать о «доме сказок»? Конечно, старожилы. Надежда Мазик, заслуженная артистка РФ, обладатель премии Кировского отделения СТД РФ «Удача года», работает здесь около 40 лет.

 

 

- Вот афиша, сохранившаяся в моем личном архиве. Пьеса Константина Верхотина и Юрия Батуева «Как за Вяткой, за рекой» (в ней одна из первых и главных моих ролей вместе с Анатолием Николаевичем - как режиссером-постановщиком). С ним интересно работалось. Помню, как не удавалась роль Марьюшки. Он посмотрел, посоветовал подумать в сторонке. Отошла в уголочек, чуть поплакала, а потом все удалось! Обаятельный, требовательный, не умел кричать. На него нельзя было обижаться: всегда справедливый в замечаниях… Конечно, и после его ухода на заслуженный отдых дружили, встречались…

 

На той самой, теперь уже раритетной афише теплые слова режиссера и авторов: «Надюша! Счастья, успехов! Твори добро! 1974 год».

 

Алиса из вечной Страны детства

Не люблю прерывать творческий процесс - это таинство, которое зритель до самой премьеры не должен видеть. Но… воспользовался минутами затишья и поговорил с режиссером новой постановки «Алиса в Стране чудес» Марией Фоменко.

 

Она приехала из Санкт-Петербурга. Там окончила театральную академию по специальности «драматическая актриса», затем курсы кинорежиссеров во ВГИКе, работала как режиссер в театре, на киностудиях. Но в театре кукол - впервые.

 

- Мы же знаем, что это история взросления девочки. Она путешествует по волшебной стране, где встречает Мартов­ского Зайца, приглашающего на вечное чаепитие, Безумного Шляпника, философствующую Гусеницу, Королеву Червей и Чеширского Кота… В конце своего пути понимает: мир не так идеален и в нем надо научиться жить и быть непохожей на других. «Не хотите - не дружите со мной, хотите - дружите, я принимаю эти условия». Согласитесь, как актуально для нынешних подростков!

 

Наверно, молодой режиссер была бы несколько непонятной для юных зрителей в восприятии любимой истории, если бы не внесла свои фантазии.

 

- Я решила визуально показать восприятие мира Алисой. С картинками, как пазлами, которые складываешь, идешь по ним, мечтаешь, размышляешь. Вот и музыка Евгении Натановой тоже пишется прямо на ходу, со сменой звуковых красок, с классическими фортепианными номерами в электронной обработке… В спектакле хочу дать простор для фантазии всем. Вместе с художником-постановщиком Анной Кривошеевой решили использовать разные системы кукол - ростовую, плоскую, тростевую, планшетную. Есть у нас тантамарески, Петрушка, маски и костюмы для живого плана...

 

Не будем отвлекать - будущие чудеса не любят посторонних, потому они так долгожданны.

 

Однако же «Алиса» - не единственная премьера накануне театрального марафона в стиле «нон-стоп» (еще одно новшество праздника). Зрители увидят пьесы… о любви. Именно так подчеркнули на встрече с представителями областных средств массовой информации главный режиссер театра Ролан Боннин и замдиректора Елена Павлова. «Кентервильское привидение», «Девушка-журавль» (по мотивам японских сказок) и др. Даже старая добрая «Сказка о рыбаке и рыбке» превратится в… гимн любви. Да-да! Там старик (не поверите!) жертвует ради старухи всем, что имеет, но остается его душа, исполненная любви к человеку, - вот такая задумка!

 

А кот - просто очаровашка!

Предъюбилейные встречи в Кировском театре кукол не обойдутся и без сюрпризов. Их тоже анонсировали. Самый главный (все раскрывать не стану): зрители окажутся еще в одном мире - закулисья. Дети и взрослые увидят, как рождаются и оживают куклы, кто творит музыку и почему сказка, перед тем как выйти на большую сцену, проходит долгий и тернистый путь.

 

…Тихо-тихо приоткроем дверь столярной мастерской, где готовятся декорации к «Алисе». Мастер Гаврила Батаев здесь работает уже шесть лет, приехал из Республики Коми.

 

- Мы же для детей трудимся прежде всего. А значит, душа - в каждой досочке. Когда идет премьера, смотрю - а все ли ладно в декорации, не мешает ли актерам, не халтурно ли смотрится. Приходится исправлять, менять. Хочется, чтобы праздник во всем был: и в моих изделиях - тоже!

 

Еще один потаенный уголок - у художника-конструктора Александра Фёдоровых. Он сразу подчеркнул в разговоре: «Я здесь служу и хочу дослужить до пенсии!» Нет, отнюдь не пафосно: тут, как я убедился позже, все так - именно
СЛУЖАТ! Не для звезд на парадном кителе, а для зрителей и сцены, для которой Александр создает Ее Величество Куклу.

 

Только что принесли один из персонажей к «Алисе»: во время репетиции… отвалился кончик носа, надо подлатать. Или, как говорит Александр, «залечить ранку». Без преувеличения, из его рук и рождается кукла, а уже потом, в бутафорском цехе,  происходит «взросление» - превращение в юного принца или старую леди…

 

- Мой любимый персонаж!

 

Александр снимает со стенда кота-очаровашку по кличке, не удивитесь, тоже Саша. Он с кучей проводков и разных приспособлений. Р-р-раз - и глазки широко открыты, еще р-р-раз - и улыбка до ушей! Это персонажи из спектакля теней «Горячая история № 01», изготовленные и сконструированные непосредственно моим новым знакомым.

 

- Думал-думал - и вот воплотил задумку… Очаровашки, не правда ли?

 

Спросил у художника-кон­структора: «Живые ли куклы?»

 

Ответ последовал незамедлительно:

 

- А вы сомневались?!

 

У людей, работающих в театре, где куклы становятся как люди, обретают образ, характер и душу, о том спрашивать не надо. Они вместе всё-всё скажут на сцене. Зайдите в этот мир детства, всего лишь только на миг очутитесь в нем. И мир станет ярче, весна - радужней!

 

Сам убедился.

 

Александр ШИРОКОВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий