Кировскому аэропорту «Победилово» опять нужны сотни миллионов рублей на бесперебойную работу

ЭКОНОМИКА

14 января 2019 201 0
На печать

 

В современных условиях иметь в регионе собственный аэропорт - занятие хлопотное и затратное. Это в советское время все они входили в единую структуру, в которой убыточность одних покрывалась за счет прибыли других. Сейчас ситуация поменялась. Каждая воздушная гавань - отдельное юридическое лицо, которое должно само зарабатывать хлеб насущный. Вот только удается это далеко не всем. Кое-где дело дошло даже до закрытия. Как, например, в Марий Эл.

 

Кировский аэропорт Победилово в последние годы также лихорадит. Это подтвердила и последняя проверка предприятия аудиторами Контрольно-счетной палаты области (КСП). О закрытии пока речь не идёт, но назрели проблемы, без решения которых Победилово просто перестанет существовать.

 

Напомню, что коллегия КСП, на которой обсуждалось состояние кировского аэропорта, прошла 21 декабря 2018 года.

 

Пассажиров стало меньше

Сегодняшние аэропорты - это коммерческие предприятия, главной целью которых является получение прибыли.

 

На чём и как они зарабатывают? Во-первых, на обслуживании самолетов различных авиакомпаний. Чем больше самолетов может принимать аэропорт, чем выше класс этих воздушных судов, чем чаще они летают, тем больше выручка.

 

Во-вторых, на обслуживании пассажиров. Как отмечают специалисты, в структуре доходов ведущих (в том числе зарубежных) аэрогаваней парковка дает около 20%, ритейл - 28%, аренда помещений и земельных участков - 18%, общепит - около 5 - 6%. В общей сложности 2/3 выручки. Таким образом, чем больше пассажиров, тем выше прибыль. При этом немаловажное значение имеют и технические возможности аэропортов по приему воздушных судов.

 

Крупные аэропорты бьются за расширение своего хозяйства, за увеличение количества взлетно-посадочных полос (ВПП). Ведь от роста последних зависят потенциальные возможности развития воздушной гавани. Тем более что финансирование таких проектов берет на себя государство.

 

Когда в 2006 году в Победилово только начинали строить новую взлетно-посадочную полосу, многие рассчитывали, что ее пуск будет способствовать повышению доходности аэропорта. Превратит его из провинциальной воздушной гавани в современный транзитный авиапункт, поставит в один ряд с предприятиями городов-миллионников. Однако строительство ВПП затянулось, и пущена она была только в 2014 году.

 

- Аэропорт города Кирова получил возможность принимать воздушные суда типа «Боинг-737» всех модификаций, «Аэробус» А-319, А-320, Sukhoi Superjet 100, Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-204-100, Ту-214 и другие самолеты подобного класса, - сообщало в 2014 году руководство Победилово. - Новые возможности позволят не только повысить уровень обслуживания пассажиров, но и расширить географию полетов.

 

Но очень скоро выяснилось, что одной взлетно-посадочной полосы для увеличения количества прилетающих самолетов недостаточно. Нужны еще авиакомпании, которые будут ею пользоваться. Соответственно пошла работа по их подбору.

 

В 2014 году в Киров и из Кирова летало шесть авиаперевозчиков: Dexter, «Ак Барс Аэро», «Оренбуржье», «Ижавиа», «ЮТэйр» и «РусЛайн». Летом 2015 года к ним присоединилась авиакомпания «Победа».

 

Появление на горизонте нового лоукостера «Победа» убивало сразу двух зайцев. Прежде всего - этот федеральный авиаперевозчик обладал необходимым парком авиатехники, способной максимально использовать возможности кировского аэропорта. К тому же ценовая политика делала эту авиакомпанию привлекательной для граждан и была способна увеличить пассажиропоток, проходящий через Победилово.

 

Но, как любой сверхэкономичный перевозчик, «Победа» была заинтересована в снижении собственных расходов, а потому потребовала от кировчан значительных скидок в обслуживании. Сравнив все плюсы и минусы, региональная власть пошла на это.

 

В результате за неполных три года Победилово вышло на первые места по росту пассажиропотока. За период с 2014 по 2016 год он увеличивался опережающими темпами с 74,2 до 198,3 тыс. человек, или в 2,7 раза. И только последовавший в конце 2016 года отказ «Победе» в предоставлении скидок и ее уход прервал этот процесс.

 

В итоге вот уже почти два последних года пассажиропоток снижается. И даже возвращение авиакомпании «Победа» в 2018 году эту тенденцию пока не переломило. В текущем году он будет только около 124 тыс. человек. А нет пассажиров - нет и доходов. Поэтому главной задачей кировской воздушной гавани в ближайшем будущем будет возвращение доверия к политике аэропорта со стороны граждан.

 

Ошибки признаны

Помимо объективных факторов, отрицательно сказавшихся на работе аэропорта Победилово, были и субъективные ошибки. В числе главных можно назвать отставку бывшего генерального директора предприятия Андрея Жданова.

 

В 2013 году Андрей Жданов сменил на посту Александра Андрейчука. Последний отметился не только тем, что клянчил у депутатов деньги на покрытие расходов аэропорта (которые сам же и увеличивал путем необоснованного привлечения коммерческих займов). Были к нему претензии и более серьезные. В то время КСП уже не раз заговаривала о предосудительных махинациях этого руководителя воздушной гавани.

 

С приходом Жданова ситуация поменялась. И главным образом потому, что новый директор к делу подошел ответственно и грамотно. В первую очередь была принята программа по  оздоровлению финансово-экономической деятельности аэропорта. В ней четко было прописано, что нужно реализовать в качестве первоочередных мер, чтобы стабилизировать ситуацию.

 

Потом была разработана и принята стратегия развития аэропорта. В ней определялось, что: первое - он должен выйти на самоокупаемость, и таким образом снять с областного бюджета нагрузку по его субсидированию, и второе - сделать это предполагалось за счет наращивания пассажиропотока.

 

Как уже было сказано выше, команде Андрея Жданова удалось многого достичь в реализации этой стратегии. Уже по итогам 2014 года компетентное жюри из представителей Министерства транспорта РФ, Росавиации, авиакомпаний и представителей авиабизнеса, отраслевых ассоциаций, профессиональных экспертов и журналистов присудило Победилово третью премию «Лучший аэропорт-2014».

 

Впрочем, и в этот период далеко не всё было так гладко. Как отмечает КСП, не было выполнено положение стратегии развития аэропорта, которое предполагало привлечение в развитие аэропортового хозяйства частных инвестиций. Их должно было обеспечить долевое участие компании «Новапорт». С ней даже было подписано соответствующее соглашение на уровне правительства области. Однако дальнейшие переговоры зашли в тупик.

 

Также не была реализована предусмотренная бизнес-планом на 2016 год газификация объектов аэропорта с плановым объемом затрат 6 млн. рублей и окупаемостью в течение 5 лет. В результате здания до сих пор отапливаются дорогостоящим дизельным топливом, хотя к аэропорту подведены необходимые для подключения газовые магистрали.

 

Существовали и другие огрехи. Но, как бы то ни было, пассажиропоток рос. И шаг за шагом деятельность Победилово шла к самоокупаемости.

 

После ареста бывшего губернатора области Никиты Белых ему на смену прибыл новый глава региона Игорь Васильев. Его команда начала с того, что стала убирать всех менеджеров, назначенных в предшествующее губернаторство. Одним из них был и Андрей Жданов. В октябре 2016 года стало известно, что контракт с ним продлевать не будут. В конце года ему на смену пришел Алексей Легконравов. Как писал тогда «красный» «Вятский наблюдатель», личность никому не известная и назначенная на пост исключительно по протекции бывшего заместителя председателя правительства области Ольги Куземской.

 

Первым шагом, который сделал новый назначенец, стал отказ в предоставлении скидок компании «Победа». Ему даже удалось убедить в правильности такого шага губернатора области. В результате «Победа» ушла, а пассажиропоток начал падать. Однако с уходом лоукостера финансовые проблемы не исчезли. Решить их не удалось. И по итогам 2017 года Алексей Легконравов покинул свой пост, оставив Победилово в плачевном состоянии.

 

Позднее нынешнему министру транспорта Кировской области Михаилу Поршневу пришлось признать, что ссора с «Победой» была ошибкой. Также на одной из пресс-конференций он сообщил, что делал предложение Андрею Жданову по возвращению на пост гендиректора, но тот отказался.

 

Сейчас обязанности генерального директора аэропорта исполняет Павел Коновалов, который ранее работал там заместителем руководителя. К сожалению, на коллегии КСП он так и не смог представить внятную программу выхода Победилово из кризиса.

 

«Финансы поют романсы»

Сегодня финансовое состояние аэропорта оставляет желать лучшего. КСП проанализировала хозяйственную деятельность аэропорта Победилово начиная с 2013 года. Такой анализ позволил определить основные факторы, влияющие на эффективность работы воздушной гавани.

 

Первое, на что обратили внимание аудиторы, - это влияние размера субсидий на прибыль. В отчете КСП указывается, что с 2013 по 2016 год размер бюджетных вливаний в аэропорт снижался. Если в 2013 году он составлял 360 млн. рублей, то в 2016-м - ноль. И только последние два года субсидирование было возобновлено. В результате в 2017 году Победилово получило 30 миллионов, а в 2018-м - немногим более 53 млн. рублей. Одновременно со снижением субсидий шло уменьшение прибыли. Так, если в 2013 году последняя составляла 190 млн. рублей, то уже в 2015-м аэропорт показал убыток в размере 7,6 млн., который к 2016 году вырос до 58,6 млн. рублей.

 

Однако, присмотревшись к цифрам более внимательно, легко обнаружить, что прямой зависимости между субсидиями и прибылью нет. Как отмечено в отчете КСП, выручка Победилово все эти годы росла. И росла она вплоть до 2017-го.

 

Кроме того, ежегодный рост доходов обеспечил увеличение покрытия расходов воздушной гавани. Если в 2013 году собственные доходы обеспечивали только 35,5% затрат, то к 2017-му процент вырос до 85,9%. Такой рост говорит о том, что предприятие в эти годы успешно развивалось. И доходы вполне могли бы перешагнуть планку самоокупаемости. А это значит, что отмена субсидирования могла бы пройти безболезненно. Но этого по указанным выше причинам не произошло.

 

Сегодня пассажиропоток не способен генерировать доходы в том объеме, который необходим для покрытия расходов. Крупные авиакомпании, такие, как «Победа» и «РусЛайн», требуют заключения пакетных соглашений с большими скидками. Для обеспечения операционной деятельности, закупки авиатоплива, выплаты зарплаты персоналу и пр. предприятие вынуждено привлекать заемные средства.

 

По словам регионального министра транспорта Михаила Поршнева, сейчас для того, чтобы заткнуть финансовые дыры, предприятию нужно 135 млн. рублей в виде субсидий. Пока же известно, что в этом году аэропорт дополнительно получит субсидии в размере 11,9 млн. рублей. В целом же, как указано в отчете КСП, потребность в обновлении и поддержании работоспособности машин (оборудования), необходимых для бесперебойной работы аэропорта, составляет около 270 млн. рублей.

 

И всё же, по мнению аудиторов, главное препятствие, мешающее выходу аэропорта из кризиса, - отсутствие четкой программы по преодолению кризиса. В КСП рассчитывают, что региональный минтранс сможет ее разработать и реализовать.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Уместно ли устраивать для выпускников дорогостоящие балы?

Читайте также