Кировское издательство "О - Краткое" отметило первый юбилей

КУЛЬТУРА

10 мая 2016 721 0
На печать

 

Чудо книжное, бумажное...

 

Этой весной кировское издательство «О-Краткое» отмечает свой первый юбилей: десять лет назад, в апреле 2006 года, были оформлены все необходимые учредительные документы. И если поначалу планировалось выпускать специализированные журналы, то очень скоро перешли на книгоиздание.

 

Двести одну книгу, согласно идентификатору ISBN, выпустило издательство за это время,  получается  практически 20 изданий в год. И среди них прекрасно иллюстрированные тома по искусству, отмеченные дипломами самых престижных международных и всероссийских выставок, книги популярных серий «Культурное наследие Вятки», «Антология вятской литературы», «Народная библиотека»...

 

Впрочем, разговор с директором издательства «О-Краткое» Евгением Дроговым начался с года минувшего, который был объявлен в России Годом литературы. С точки зрения чиновников, он прошел на ура, с точки зрения писателей - абсолютно бездарно и провально. А как оценивают его итоги издатели?

 

- Когда официально объявляется какой-либо год, возникает ощущение, что мы находимся в каком-то непонятном, нескончаемом и весьма нехорошем сериале... - говорит Евгений Михайлович. - Непременно начинают происходить события, которые никак этот год не красят. Скорее наоборот. Здесь и за примерами далеко ходить не надо. Вот объявили Год культуры. И в этот год все бюджетные учреждения  культуры обязали принять план по сокращению расходов на три года. К 2018 году - уменьшить расходы на 30 процентов. Хотя правильнее, чтобы финансирование увеличивалось... Или вспомним Год семьи, когда Президент России развёлся с женой. Дело, конечно, личное, но все же ситуация выглядела достаточно цинично. 

 

Когда начался Год литературы, тоже следовало ждать некоего подвоха. Так и случилось... Наше книжное издательство в последнее время старается принимать участие в крупнейших книжных выставках. Их до недавнего времени было в стране две: Московская международная выставка, которая ведет свою историю с 1973 года, и традиционно проходящая в марте национальная выставка «Книги России». Вот и на этот раз на национальную выставку были разосланы приглашения, сформированы списки, все желающие заявили о своем участии. Но буквально за неделю до открытия выставку отменяют. То есть начинают подтверждаться самые мрачные опасения...  Слава богу, в какой-то момент руководство страны, видимо, спохватилось, вспомнило о том, какой год само же провозгласило, - было принято оперативное решение о проведении книжного фестиваля на Красной площади. И этот фестиваль горькую пилюлю с отменой национальной выставки некоторым образом  компенсировал. Более того,  эффект получился потрясающим. Шуточное ли дело: на главной площади страны под кремлевскими стенами в течение четырех дней было представлено 100 тысяч наименований книг...

 

Недавно опубликован доклад Счетной палаты о проверке эффективности Года культуры. Вывод - деньги потрачены крайне неэффективно. И тут мнение профессионального сообщества с выводами Счетной палаты полностью совпадает. Потому что хочется не просто провести мероприятие для галочки, хочется движения вперед... Или давайте посмотрим, сколько библиотек было закрыто в Год литературы в отдельно взятой Кировской области. 70 библиотек!!! Понятно, есть определенные объективные процессы, большая проблема с бюджетным финансированием. Но с другой стороны, фраза: «Денег нет!» - стала уже некой мантрой в устах руководителей и чиновников. И каким-то привычным оправданием их бездействия. 

 

Возьмем программы поддержки книгоиздания - да, они есть, они нужны. Но из-за сокращения финансирования эффективность этих программ  сегодня резко упала. Например, Федеральная целевая программа «Культура России», в рамках которой поддерживается социально значимая литература. Это книги, которые формируют культурное пространство региона или даже всей страны...  Раньше финансирование на полиграфию и на бумагу осуществлялось практически на уровне 100 процентов. То есть издатель знал: если он потратится на подготовку макета книги, на авторский гонорар и т.д., он получит затем значительную компенсацию. Сегодня же эта помощь находится на уровне 40 процентов. Хотя за последние полтора года очень сильно изменились цены на полиграфические услуги. И если раньше можно было затянуть пояс и взять банковский кредит, то сейчас такой кредит - просто разорение... Вот и областная программа поддержки книгоиздания тоже скукожилась. До невероятных размеров! И это тоже произошло в Год литературы...

 

Разговор о том, что книга в России - это дитя у семи нянек, идет давно. Вроде бы книге оказывается определенное внимание. Но в итоге она - как дитя без глазу. На стадии производства книга приравнена к средствам коммуникации, на этапе распространения - к книге такое же отношение, как к любому иному товару. Никакая социальная, культурная роль книги не учитывается. И книжные магазины работают на тех же условиях, что и торговля обувью, промтоварами или спиртным. Что по меньшей мере странно... А стадия сохранения книги в библиотечной среде - это уже сфера деятельности культуры. Поэтому очевидно: без государственной поддержки в распространении книга с другими товарами конкурировать не может. У нее больше цикл оборачиваемости средств. В десятки раз. Цикл производства книги - очень велик по времени. И ее себестоимость может быть низкой только  в случае больших тиражей. А большой тираж - это очень большие капиталовложения.

 

- Большой тираж по нашему времени - это сколько экземпляров?

 

- 5 - 10 тысяч. Хотя сейчас тираж книг в среднем по стране - меньше 1 тысячи экземпляров. И при этом стремительно приближается к 500. Многие книги в регионах выходят тиражом даже в 100 - 200 экземпляров... У нашего издательства средний показатель - 700 - 800 экземпляров.

 

- А зарубежный опыт может что-то подсказать?

 

- Может. В разных странах эти вопросы решаются по-разному. Например, во Франции разработана очень эффективная система. Эта страна лидирует в Европе по количеству гуманитарной литературы, выпускаемой на тысячу жителей. Французы пошли по пути поддержки книжных магазинов. Там все территории, начиная с муниципалитета, обязаны выделять под эти магазины определенные  площади. Причем по льготной ставке аренды. В итоге это позволяет на социально значимую литературу - детскую, художественную, развивающую,  краеведческую - формировать цену уже в издательстве. И эта фиксированная цена сразу стоит на обложке. Причем на распродажах эти книги можно купить даже дешевле означенной цены...    

 

Плюс к этому у них снижена или даже нулевая ставка НДС. В зависимости от вида литературы. У нас же книга, которая должна быть самой доступной, - детская книга - сейчас одна из самых дорогих. Да, она красочная, в ней используются новые материалы, порой такая книжка даже поет и разговаривает с читателем. То есть все современные технологии в первую очередь хлынули в детскую книгу. И это замечательно. Но при этом она получается очень дорогой. И далеко не каждый молодой родитель может себе позволить купить ребенку такое издание...

 

Отрадно, что в Год литературы вернулись к обсуждению этих проблем. Даже дошло до рассмотрения в Государственной думе законопроекта о предоставлении книжным магазинам льготных ставок по муниципальной и региональной аренде. Но во Франции это обязанность, а не только право. И при этом должно быть определенное количество магазинов в расчете на единицу населения. А у нас с 8,5 тысячи книжных магазинов, которые работали в РСФСР, этот показатель упал до 1000. В целом по России.

 

Так что ожидания, которые возлагали на Год литературы, совсем не оправдались.

 

- И все же это только один год в десятилетней истории вашего издательства. С чего все начиналось?

 

- Я пришел в издательское дело из СМИ, хотя в издательском доме «ТДТ», где работал до ухода в «О-Краткое», мы тоже издавали книги. А до этого в Кировской областной типографии был инженером по допечатным процессам. Приходилось выполнять многие технологические вещи, масса книг прошла через мои руки. Со временем пришел опыт... 

 

С возрастом и при наработке определенных навыков появляется желание: хочу сам! Хотя это  ответственность не только за себя, но и за других людей. Это большой риск. Поэтому опасения, конечно, были. 

 

- Изначально было решение, что конкретно собираетесь издавать?

 

- Нет, первое время не было никаких мыслей. Хотели выпускать специализированные журналы, но  началась пробуксовка. Поэтому невольно пришлось хвататься за другие идеи и предложения. И когда я увидел, что мы переходим на книгоиздательскую стезю, мне это понравилось. Хотелось отдохнуть от работы редактора, когда перед глазами проходит масса текстов, много рекламы и заказных материалов... Постепенно начал формироваться коллектив. Мы поняли, что у нас хорошо получается издавать альбомы по искусству. Сказался опыт чисто технической работы, потому что цветопередача - это достаточно тонкая вещь. И надо знать, как можно этого добиться. К тому же моя жена - художник-график книги. Хотя, когда мы только организовали издательство, она очень сдержанно отнеслась к этой идее...

 

Есть народная мудрость: хорошие дела легко и быстро не делаются. Так и в издательском деле... Когда к нам приходит увлеченный автор, он способен увлечь и других. И если ему книга нужна не для денег, не для славы, а для души  - значит, эта книга будет жить. Она нужна сама по себе. Нужна многим... И если он доверяет нам, как профессионалам, мы стараемся сделать книгу лучше - предложить свой взгляд, свое видение. И если находим контакт - все получается. Не скажу, что это просто, - нет, не просто и не быстро. Но когда есть взаимопонимание, эффект получается двойной.

 

Вот в 2009 году у нас вышла книга «Вятка на старинной открытке», которая вызвала определенный резонанс. В прессе была масса публикаций, телевидение показывало сюжеты. А мои друзья в это время спрашивают: «Ты на всероссийские конкурсы заявку подавать собираешься?» А мы до этого нигде не заявлялись. Понимали - только начинаем, наши успехи еще весьма скромны. Но тут друзья настояли: «Если не будешь участвовать в выставках, никогда не узнаешь, в правильном ли направлении двигаешься...» Это было очевидно... И мы подали заявку на Национальный конкурс «Книга года». И сразу случилась победа. Правда, номинация была полиграфическая - «Отпечатано в России», но при отборе оценивалась и содержательная часть. После этого стали участвовать в других конкурсах. И сегодня у нас есть книги, которые на разных уровнях отмечены несколько раз. Например, книга «Вятские народные промыслы и ремесла» получила шесть наград.

 

- Помнится, известный сибирский издатель Сапронов активно издавал современных авторов - Астафьева, Распутина, Курбатова, Носова...        У издательства Евгения Дрогова «О-Краткое» есть своя специфика?  

 

- Региональное издательство, каким бы маленьким или большим оно ни было,  может конкурировать с крупными компаниями только благодаря уникальности содержания своих книг. Своего контента, как сейчас принято говорить. А эту уникальность можно обеспечить, только черпая идеи в местном материале. Что это конкретно? Художественная литература местных авторов? Нет, она неконкурентноспособна: если автора не знают - его книги не продать... Краеведение и история? Пожалуй, да, потому что чаще всего более глубоко  и досконально в этих вопросах разбираются именно местные историки. Они и копают глубже, и пишут ярче... Искусство? Да, особенно декоративно-прикладное искусство. И в  первую очередь промыслы. А промыслы бывают уникальные.

 

Когда ты соприкасаешься с уникальным местным материалом, приходит понимание того, что именно это может быть интересно за пределами региона, именно это может представлять нашу культуру. Поэтому и книгу стараешься сделать необычно, оригинально: непосредственно игрушку помещаешь в переплет или готовишь для издания ларец на магнитике...

 

Когда же думается только о бизнесе, живое творчество уходит в сторону.

Подготовил Сергей Святки.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий