Кировское автотранспортное предприятие балансирует на грани финансового кризиса

ЭКОНОМИКА

17 сентября 2018 829 0
На печать

 

 

Как сообщил в начале августа руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Казани Олег Исаев, уже к концу этого года Минский автозавод поставит для нужд общественного транспорта в Кирове 100 автобусов. Это сообщение было сделано по итогам встречи белорусской делегации с губернатором Кировской области Игорем Васильевым и членами правительства области, которая состоялась 1 августа.

 

Новые МАЗы должны пополнить автопарк муниципального Автотранспортного предприятия (АТП). Однако велика вероятность того, что они не только не улучшат пассажирские перевозки общественным транспортом, но и вообще могут не выйти на линию.

 

Ребрендинг для штрафников

Объединенное автотранспортное предприятие - АО «АТП», которое обслуживает внутригородские перевозки пассажиров, появилось в 2014 году. Оно возникло путем слияния двух ранее независимых муниципальных компаний - Автотранспортного предприятия, обслуживавшего автобусные маршруты, и Кировского транспортного предприятия, ведавшего троллейбусным парком. Оба они существовали в форме акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежал городской администрации.

 

По словам действовавшего тогда главы города Кирова Владимира Быкова, объединение автобусных и троллейбусных перевозок было сделано в целях «развития городского общественного транспорта и направлено на оптимизацию расходов на управленческий аппарат, а также снижение затрат на текущую деятельность».

 

Нужно заметить, что во времена, когда Кировом руководили Владимир Быков и Дмитрий Драный (как, впрочем, и сейчас), установить реальные причины того или иного шага муниципальных чиновников было сложно. Это в полной мере относится и к объединению двух транспортных компаний. Однако в комментарии Владимира Быкова все же проскользнул намек на истинную причину произошедшего. Он ведь не случайно оговорился о необходимости «оптимизации расходов». Можно утверждать, что финансовое состояние перевозчиков было не блестящим.

 

Только по опубликованной годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год, убыток ОАО «КТП» составлял более 78 млн. рублей.

 

В декабре 2012 года был арестован гендиректор КТП Сергей Шулаев. Его обвинили в махинациях с закупкой новых троллейбусов у башкирского завода. Как оказалось, из пятнадцати машин десять были новыми только внешне. Внутренняя комплектация состояла из старых деталей и агрегатов.

 

- Я обвиняю всё транспортное предприятие, которое путем сговора совершило это преступление, - сказал тогда руководитель УМВД по Кировской области Сергей Солодовников. - По нашим подсчетам, себе в карман они положили больше 13 миллионов рублей.

 

Не обошлось без скандалов и в АТП. В мае 2014 года за откаты и подделку документов был осужден начальник отдела предприятия Павел Прозоров. Суд установил, что он с 2011 года по июль 2013-го крал деньги у предприятия. Всего было установлено 24 эпизода мошеннических действий на общую сумму более 250 тыс. рублей.

 

На фоне такого воровства трудно говорить о финансовом благополучии этих предприятий.

Объединение двух оскандалившихся контор позволяло не только произвести «ребрендинг» муниципального перевозчика, но и снять проблемы долгов, вывести доходные активы из-под возможного ареста - короче говоря, начать работу с чистого листа. Но, как показало время, надежды не оправдались.

 

«Чистый лист» оказался запачкан

Проведенная в 2018 году проверка объединенного муниципального транспортного предприятия аудиторами Контрольно-счетной палаты г. Кирова (КСП) показала, что АТП балансирует на грани финансового краха.

 

Из года в год до настоящего времени общественный транспорт был и остается убыточным. Соответственно и транспортное предприятие вплоть до 2016 года демонстрировало убытки. И только в 2017-м, неожиданно для всех, показало прибыль в 7 млн. рублей. Но, как пояснили в КСП г. Кирова, прибыльность АТП обеспечили доходы, не связанные с его основной деятельностью. А по последней отрицательное сальдо сохранилось.

 

Финансовые дыры, возникавшие в процессе работы транспорт­ников, латались за счет кредитов. На начало 2018 года долгов накопилось почти 200 млн. рублей. Крупными заимодавцами выступали КБ «Хлынов» и «Дортрансбанк». Были и более мелкие кредиторы. При этом в общей структуре взятых АТП кредитов, как показала проверка предприятия, проведённая КСП, имелись и просроченные.

 

В отчете кировской КСП прямо сказано: «Существуют риски предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении предприятием обязательств и возмещении убытков, а также предъявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, требования в суд о ликвидации общества».

 

Несмотря на отрицательные финансовые результаты, муниципалитет областного центра до последнего времени пополнял уставной капитал подведомственного акционерного общества. Делалось это либо путем выкупа дополнительной эмиссии акций АТП, либо обменом их на муниципальное имущество. В частности, в 2016 году предприятию в обмен на его акции были переданы три автобуса, закупленных мэрией в рамках программы «Доступная среда» на сумму почти 15 млн. рублей.

 

К слову сказать, дело с этими тремя автобусами не обошлось без эксцессов. Купить-то их купили, вот только инвалиды ими воспользоваться не смогли. Как пояснили в самом АТП, все автобусы были изначально закуплены с браком. Поэтому один из них так и ездит с неработающей выдвижной панелью для колясок, а у двух других они и вовсе были срезаны.

 

Впрочем, все это мелочи на фоне поведения бывшего руководителя предприятия Николая Дубровина. Последний явно больше был озабочен улучшением своего личного благосостояния, чем повышением качества пассажирских перевозок. По отчету городских аудиторов, только за последние два года пребывания в должности гендиректора Николай Дубровин ежемесячно премировал себя в размере 100 процентов от оклада за достигнутые успехи, которых не было. Но не забывал он при этом и своих приближенных (в отчете КСП г. Кирова они названы «отдельными работниками»), которым также выписывал премии. А в 2018 году, когда за все его художества с ним все же был расторгнут трудовой договор, Николай Дубровин вообще выплатил себе «золотой парашют» в размере шестикратного среднего месячного заработка в сумме 467 тыс. рублей, да еще и материальную помощь в размере 50 тыс. рублей. Когда все это всплыло, у главы города Елены Ковалевой был шок. Как оказалось, она была не в курсе происходившего на транспортном предприятии.

 

Не брезговал бывший генеральный директор и получением нелегальных доходов от сдачи в аренду зданий и помещений, принадлежащих АТП. Правда, аудиторы КСП выразились более обтекаемо - «имеются признаки использования сторонними лицами помещений АО «АТП» общей площадью 292,7 кв. м. без оформления договора аренды». Но где это видано, чтобы такое делалось без ведома руководства?

 

Вишенкой на торте стало уголовное дело, которое в 2017 году было возбуждено против заместителя Николая Дубровина - Анатолия Криволапова. Как установило следствие, он приобретал вместо качественной солярки стандарта Евро-5 «печное топливо», то есть судовой и топочный мазуты. Ущерб, который был нанесен предприятию, по версии следствия, составил более 15 млн. рублей.

 

Впрочем, городская власть, видимо, еще надеется на улучшение ситуации. За это говорит тот факт, что новые автобусы планируется передать АТП. Кроме того, мэрия вряд ли допустит, в том числе и задействовав бюджетные источники, финансового коллапса.

 

В КСП также не хотят драматизировать ситуацию. Как сказала глава кировской КСП Елена Мерзлякова, если новое руководство сумеет извлечь уроки из прошлых ошибок, то предприятие сможет выйти на траекторию роста. В том числе и за счет того, что оно является монополистом в сфере общественных перевозок.

 

Но пока же финал этой пьесы может наступить неожиданно для всех. Сегодня АТП балансирует над пропастью.

 

- По состоянию на конец 2017 года часть имущества предприятия находится в залоге. Земельные участки, на которых расположены автобусный и троллейбусный парки и часть производственных зданий, в залоге по двум кредитным договорам (перезаложены), - сообщили в кировской КСП. - В случае несвоевременного исполнения обязательств по указанным договорам и обращения взыскания на заложенное имущество работа автобусного и троллейбусного парков будет практически парализована.

 

И толчком к этому может стать даже не деятельность самого транспортного предприятия, а банкротство его дочки в лице УК Ленинского района г. Кирова.

 

Ответит за УК?

Нет, это - не опечатка. Автотранспортное предприятие Кирова действительно является почти единоличным собственником даже не одной, а двух управляющих компаний - ООО «УК Ленинского района г. Кирова» и ООО «УК Ленинского района». В них вложено порядка полутора сотен тысяч рублей из казны АТП.

 

Даже аудиторов кировской КСП такой факт покорежил. Они назвали эти траты «неэффективными финансовыми вложениями». Их на самом деле иначе назвать нельзя - первая из «управляек» уже находится в состоянии банкротства, вторая хотя о своей финансовой несостоятельности пока не объявляла, но уже близка к ней.

 

Интересно, что АТП выступило не только спонсором убыточных коммунальных контор в части пополнения их уставного капитала, но и крупным заемщиком. По предъявленным аудиторам документам, транспортники одолжились в УК Ленинского района на сумму в 23 млн. рублей и взяли в УК Ленинского района г. Кирова 9,5 млн. рублей. Позднее, в начале 2018 года, произошла переуступка первого долга другому муниципальному предприятию с его реструктуризацией. А вот второй долг так и остался висеть. И сейчас он выступает в качестве материального актива для расплаты с кредиторами УК Ленинского района г. Кирова, которая с 2016 года находится в состоянии банкротства.

 

И здесь возникает сразу два вопроса. Во-первых, почему руководство управляющих компаний пошло на такой шаг, учитывая наличие у себя огромных долгов перед поставщиками коммунальных ресурсов? А во-вторых, зачем АТП брало деньги взаймы у предприятий, имущество и активы которых уйдут за долги?

 

Самым очевидным ответом на них может быть то, что обе УК находятся в подчиненном положении перед АТП как своим учредителем. А последнему просто нужны были деньги на покрытие своих текущих расходов. Но очевидное не всегда правильное.

 

Сомневаться в том, что с долгами АТП перед УК не все так просто, заставляет тот факт, что, по информации КСП г. Кирова, бухгалтерская отчетность на транспортном предприятии ведется с нарушениями. В том числе это касается отражения долгов, когда долгосрочные показываются как краткосрочные, а просроченная задолженность отражается недостоверно. Поэтому об истинном положении с долгами даже КСП не берется судить, но предупреждает, о чем ранее было сказано, о негативных последствиях неразберихи с займами.

 

Одно сегодня можно утверждать смело - что кредиторы УК Ленинского района г. Кирова уже в ближайшем будущем заставят АТП заплатить долг перед компанией. Конечно, 9,5 млн. рублей на фоне общей долговой нагрузки автотранспортного предприятия сумма не такая большая. Но она больше, чем полученная в 2017 году прибыль, и может значительно разбалансировать бюджет предприятия. Однако даже не это самое главное.

 

Наличие долга перед УК может быть рассмотрено как обстоятельство, повлиявшее на ухудшение финансового состояния компании и ставшее одной из причин ее банкротства. В этом случае АТП может ответить перед кредиторами УК Ленинского района г. Кирова своим имуществом как учредитель «управляйки». В юридической практике это носит название «субсидиарная ответственность». А долги этой компании только перед ГК «Т-Плюс»  составляют 121 млн. рублей. И вот тогда-то автобусы точно в рейс не выйдут.

 

Сергей СМОЛИН.

 

Фото: echokirova.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий