Кировский врач о «мельдониевом» скандале: этот препарат не отвечает критериям допинга

СПОРТ

22 марта 2016 1369 1
На печать

Кировский врач о «мельдониевом» скандале: этот препарат не отвечает критериям допинга

 

В отечественном спорте очередной допинг-скандал. В пробах теннисистки Марии Шараповой, фигуристки Екатерины Бобровой, конькобежца Павла Кулижникова и еще нескольких наших очень известных атлетов обнаружен запрещённый с 1 января этого года препарат - мельдоний. Шума - на всю планету. В чём причина случившегося? Это наша традиционная безалаберность - снова наступили на те же грабли? Или происки врагов - внешних (говорят, американцы поспособствовали включению этого препарата в перечень запрещённых) и внутренних (по версии руководителя Союза конькобежцев России, запрещенные препараты нашим лидерам могли подсыпать партнеры по сборной страны)? Собеседник «ВК» - руководитель Вятского научно-практического центра спортивной медицины и реабилитации Алексей Пьянков.

 

Кайтесь, ребята

 

- Алексей Кимович, откуда пришла беда?

 

- Для того чтобы включить препарат в список запрещённых, его тестируют в течение года, иногда даже дольше. В отношении мельдония такие исследования проводились в 2013 - 2014 годах. Есть несколько критериев, по которым определяют, является ли препарат допингом. Итак, во-первых, он должен напрямую улучшать спортивную работоспособность. Во-вторых, иметь побочные эффекты, вредные для здоровья. В-третьих, само решение Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) должно этому соответствовать.

 

Если брать мельдоний, он этим критериям не отвечает. Боле того, федеральным руководством по использованию лекарственных средств применение мельдония в спорте признаётся допустимым. Препарат восстанавливает равновесие процессов доставки кислорода в клетках миокарда, является кардиопротектором, и побочных эффектов у него, в общем-то, нет.

 

Но раз он включён в список ВАДА, мы не имеем права этим пренебрегать - у данной международной организации есть кодекс. Его должны соблюдать все, в том числе все наши спортивные федерации, Олимпийский комитет, правительство страны. И в данном случае всё было сделано правильно: за 3 месяца до начала действия запрета на названный препарат все были предупреждены об этом.

 

- То есть процедура не была нарушена?

 

- Именно так. И тут появляется информация о том, что в нынешнем году наши спортсмены употребляли этот препарат. Замечу: период полувыведения его из организма - от 3 до 6 часов. Получается, чтобы проба была положительной, спортсмен должен принимать мельдоний во время соревнований или незадолго до них?! Зачем, если вспомнить именно о восстанавливающих свойствах препарата.

 

Кстати, в некоторых видах спорта - например, в фигурном катании - он вообще не нужен. И когда узнаёшь, что представитель этого вида спорта принимал препарат, который входит в число запрещённых... Ну просто глупость.

 

Ребятки, в таких случаях давайте кайтесь. Как сделала Шарапова. Она действовала в этой ситуации грамотно, и ей всё это зачтётся.

 

- Так почему же его всё-таки включили в перечень?

 

- Тут можно две версии высказать. Первая. Кто-то мог рассуждать: раз мельдоний чаще употребляют российские спортсмены, давайте сделаем именно так, как сделали. Вторая. Всему причиной может быть конкурентная борьба фармакологических компаний. Это огромный рынок сбыта, особенно в спорте. Сейчас пытаются американцев обвинить, но маловероятно, что именно чиновники из США в этом задействованы. А вот их фармакологические фирмы  вполне могли быть заинтересованы в том, чтобы мельдоний попал в число запрещённых ВАДА препаратов.

 

- Сейчас кому-то трудно согласиться (и сказанное вами тоже подкрепляет подобную позицию), что мельдоний - это допинг.

 

- Не допинг? Тогда надо было бороться за невключение его в список запрещённых.

 

Для этого было время - как я сказал, тестирование препарата шло больше года. Что не подключались к этой работе?

 

Отпускается как витамины

 

- Мельдоний можно в Кировской области найти?

 

- Легко. В аптеке. Он отпускается без рецепта, так же, скажем, как витамины.

 

- Коль уж мы коснулись этой темы - вятские спортсмены как-то используют допинг?

 

- Смотря какой временной период взять. Хотя употребление допинга в спорте - это вечная проблема. Она была раньше, она есть сейчас. Если говорить о некоторых кировских спортсменах, особенно высокой квалификации, то, конечно, допинг они применяли.

 

- О каких видах спорта может идти речь?

 

- В ведущих для нас: лёгкой атлетике, лыжном спорте, биатлоне, борьбе... Были случаи, когда - а я в этой сфере с 1970 года - попадались на применении анаболических стероидов и выдающиеся вятские спортсмены, и некоторые наши выдающиеся тренеры: давали подобные препараты своим воспитанникам.

 

- От кого спортсмен может впервые получить предложение попробовать применять допинг - от спортивного врача, тренера, товарища по команде?

 

- Тут есть статистика - и мировая, и наша: откуда приходит предложение. Чаще от тренера, затем от самих спортсменов - товарищей по команде, которые уже этот допинг попробовали. И очень редко со стороны врачей. Это либо недобросовестный специалист, либо человек, намеревающийся таким путем заработать неправедные деньги.

 

- У родителей, чей ребёнок начинает подавать большие спортивные надежды, должно быть беспокойство на сей счёт?

 

- Обязательно. Если подходить с точки зрения врача, то в спорте у нас два уровня - спорт высоких достижений и весь остальной, в том числе детский и юношеский. Так вот, в «остальном» спорте употребление препаратов, о которых мы с вами говорим, и опасно, и не нужно. Считаю, уровня мастера спорта можно достичь без какой-либо фармакологической поддержки. А дальше препараты уже надо применять. Что происходит у нас.

 

- В стране или в Кирове?

 

- И в стране, и в Кирове - он не исключение. По причине низкой квалификации, из-за отсутствия должной информации, переизбытка соответствующей рекламы тренеры начинают давать детям всякие препараты. Они рекомендуют их родителям, мотивируя следующим: без этого нельзя, юный спортсмен станет быстрее восстанавливаться, результаты будут.

 

И вот это самое опасное. Потому что всё делается бесконтрольно. Потому что ни один такой специалист не посоветовался ни просто с медиками, ни тем более со спортивными врачами. И не будет советоваться. Потому что те ему скажут обратное: что вы делаете, не надо это делать!

 

То же относится и к пищевым добавкам, и их юным спортсменам, извините, пихают. А пищевые добавки сами по себе небез­опасны и не нужны в детском возрасте. Должно хватать обыкновенного питания. Притом все эти добавки поступают чаще американские. А они - за океаном стали по-другому осуществлять контроль в этой сфере - могут содержать допинговые вещества: прогормоны, иногда гормоны, иногда психостимуляторы… И если в сборных командах страны, прежде чем применять какую-то добавку, её сначала проверяют на наличие допинговых препаратов, то вся остальная кухня - наша: и дети, и представители массового спорта всё это пьют, потребляют. В этом и опасность.

 

- И что тогда делать?

 

- Советоваться со спортивным врачом.

 

- Где его в Кирове найти?

 

- Надо искать. Не обязательно в нашем центре.

 

Мутко не прав

 

- Недавно министр спорта РФ Мутко сказал: «Тут скрывать нечего: мы отстали в плане спортивной медицины». Это так?

 

- Считаю, он не прав. Наша спортивная медицина находится в подчинении Федерального медико-биологического агентства. А это вся космонавтика, высокие технологии, нанотехнологии... Это для чего министром сказано? Перевести в той же истории с мельдонием стрелки со спорта на медицину? Не надо переводить. Потому что за употребление допинга - ответственность спортивных чиновников. А врачи у нас выдающиеся, наука в этом плане выдающаяся. Я не вижу ни одного пункта, где и в чём мы могли отстать.

 

Другое дело, что отстала сама система предоставления таких услуг. У нас получается что? Медицина, которая называется спор­тивной, на местах занимается, по существу, только допусками к соревнованиям. Спортсменам и тренерам серьёзного медицинского сопровождения, похоже, тоже не надо: сами назначим любой препарат, какой захотим.

 

- Это они так считают?

 

- Да. Ну эта проблема была всегда. Я ведь, кроме медицины, еще и спортом занимался. Поэтому проблему знаю изнутри и могу прямо сказать: в сотрудничестве со спортивной медициной можно добиться высокого результата. Я проработал в этой отрасли много лет, и все выдающиеся тренеры в конечном итоге приходили ко мне и говорили: помоги. Почему? Да потому, что это выдающиеся тренеры. В какое-то время такой специалист осознавал: чтобы добиться следующего высокого результата, ты должен быть не один: рядом нужны медики, психологи, другие специалисты. Поэтому приходили к спортивным врачам и после этого достигали со своими подопечными новых рубежей - воспитывали чемпионов мира. Это было полезное для всех сотрудничество. Но для такого сотрудничества у тренера должна быть цель - воспитать чемпиона. У многих ли спортивных наставников она сегодня есть?

 

- Вы продолжаете с кем-то сотрудничать?

 

- Да. Те, кто хочет с нами работать, приходят. Мы открыты для сотрудничества со всеми. Занимаемся спортивной медициной и спортивно-медицинской наукой. Наши сотрудники пишут научные работы, которые в том числе публикуются и за рубежом.

 

- Вы говорите: мы - значит, надо понимать, что вы здесь не единственный спортивный врач, кандидат медицинских наук?

 

- Конечно. Но так как у нас это направление не востребовано, мы работаем на российскую спортивную медицину - так можно сказать. Ведь все наши научные разработки используются в деле. Из соседних регионов к нам приезжают спортсмены. Мы им разрабатываем специальные программы - по восстановлению, по фармакологии… То есть это широкий круг вопросов, которые могут интересовать конкретного спортсмена, конкретного тренера. А коль наша наука всегда передовая, мы те методы, которые используются в спортивной медицине, успешно, я считаю, применяем для лечения всех кировчан, для восстановления их после травм, заболеваний.

 

ФХМР обеспокоена...

 

Комитет по проведению соревнований Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) выступил с обращением к руководителям клубов, в котором выразил обеспокоенность тем, что спортсмены продолжают покупать препарат милдронат, включённый Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) в список запрещённых. «На фоне допингового скандала, разразившегося в связи с применением спортсменами запрещённых препаратов, российские спортсмены продолжают закупать милдронат (мельдоний), запрещённый ВАДА», - говорится в обращении.

 

Справка «ВК»

 

Алексей Кимович Пьянков родился в Кирове. Окончил Рязанский мединститут, ученик А.В. Чоговадзе - одного из патриархов советской спортивной медицины. Работал врачом медсанчасти МСЗ им. ХХ партсъезда, спортивным врачом в обществе «Динамо», долгое время возглавлял Кировский врачебно-физкультурный диспансер. В настоящее время - директор Вятского научно-практического центра спортивной медицины и реабилитации. Кандидат медицинских наук, заслуженный тренер России.

 

Беседовал Сергей КАРИН

 

 Фото: www.peoples.ru

ТЕГИ

Комментарии

1 комментарий
  • Рупель

    25 марта 2016 11:47

    Получается, наши тренеры отсталые. Их что ли не учат ничему? А как им детей доверять?
    Ответить

Оставить свой комментарий