Кировский предприниматель Валерий Федяев рассказал о музее истории Хлынова

КУЛЬТУРА

22 августа 2016 922 0
На печать

Предприниматель, благотворитель, путешественник, краевед, литератор... Пожалуй, сразу и не определишь, как правильно представить читателю Валерия Федяева.
- Не знаю, как удобнее, - улыбается Валерий Иванович. - Можно представить как вятского горожанина.


И верно, в его приемной на стене наряду с многочисленными благодарственными письмами, грамотами, дипломами висит и диплом лауреата премии «Вятский горожанин». Где, кстати, сказано, что обладатель сей знаковой премии проживает в городе Вятке и борется за возрождение его родного имени. Однако при этом открывает музей истории Хлынова. Нет ли здесь прямого противоречия?


- Я считаю, что сейчас есть смысл говорить только о возрождении имени Вятка, - говорит Федяев. - Почему? Потому что за многие годы истории нас совершенно отучили от имени Хлынов... Понятно, что изначально город назывался Хлынов. Но Екатерина II в 1780 году переименовала его в город Вятку. Для чего это сделано? Для чего вообще происходят все переименования городов? Для того чтобы стереть родовую память. И последующее переименование - города Вятки в город Киров - сделано с этой же целью... Сегодня про Вятку мы что-то знаем, а про Хлынов практически не знаем ничего. Потому что прошло целых два этапа, которые почти полностью стерли родовую память о наших истоках, о наших предках... И всё же историю нельзя изучать с середины, историю надо изучать с самых основ...  


По рождению он вятский, по образованию технарь, руководит коммерческим предприятием. Но в один определенный момент вдруг осознал, что людей, которые могут что-то рассказать о его роде, становится всё меньше и меньше. А скоро их совсем не останется. Что же тогда передавать детям и внукам, какую родовую историю?
Начал с поиска могилы деда, который погиб на Великой Отечественной войне. Нашел место, где он был похоронен...  После этого попытался пойти более глубоко. Искать корни. Но в итоге дошел только до пятого колена. Дальше всё терялось. Куда двигаться - непонятно. И тогда он решил идти от обратного.


- Как это - от обратного? - не понимаю я.   


- Опять же от истоков. Как правильно говорят: всегда ищи корень, - поясняет Валерий Иванович. - А как найти истоки рода? Через ДНК. И я пошел сдавать ДНК. Сначала в Москве - там установили гапло-группу. Потом более уточненный анализ сдал в Америке. И в итоге мне восстановили наш род, выстроили родовую линию. По расчетам получается, что нашему роду четыре с лишним тысячи лет!.. Но вот вопрос: каким же образом эта гаплогруппа могла оказаться в центре России, если ее концентрация в основном в балтийских странах, в Великобритании, на севере Германии? Получается, что наш род пришел на Новгородскую землю с Рюриком. С острова Рюген. А Новгородские переселенцы пришли затем на Вятскую землю. Такая выстраивается логическая цепочка... Кстати, я специально объездил северные страны - искал, где меня может «зацепить». И везде было достаточно нейтрально: никакого душевного отклика. Пока не приехал на остров Рюген. Сегодня это территория Северной Германии, юг Балтийского моря. Вот это место меня действительно всколыхнуло. Не знаю, какая включалась родовая память, но мы шли по острову, и я отчетливо представлял, что будет за поворотом... Так началось мое увлечение историей.
Потом была многолетняя работа в архивах, изучение летописей. Даже учился читать по-старославянски, чтобы можно было самому знакомиться с древними источниками. В общем, по крохам собирал всю информацию, которая касалась Хлынова.  


Когда же возникла мысль о создании музея, встал вопрос: с чего начать? Что может дать достаточно полное представление о древнем городе?
Начал с изготовления Хлыновского кремля.


- У Анатолия Гавриловича Тинского, известного ученого и краеведа, были в свое время изготовлены башни кремля, они находятся в краеведческом музее, - рассказывает Федяев. - И когда я задумал строить кремль, хотел строить, как Тинский. Заготовил камыш, думаю: всё, зимой начну! Но когда нарисовали проект музея и определили конкретную площадь под макет, получилось, что бревнышки для сооружений должны быть не более 2 мм. А камыш имел в диаметре 8 - 10 мм. Вот такая нестыковка... И тогда я поехал в Ростов Великий, прошел мастер-класс по более мелкому моделированию. Затем в течение полутора лет делал этот макет. Делал самостоятельно, потому что, если кому-то заказывать, надо было предоставлять готовые чертежи. А чертежей не было... Вообще, постоянно встречалось очень много противоречий. И в летописях, и в описаниях, и в реалиях. Допустим, сказано, что башня стояла на крутом берегу над рекой на высоте 30 сажен. То есть это 60 с лишним метров. Но реальные отметки по высоткам, по современным параметрам - 30 - 31 метр. Куда подевались еще 30 метров? Это чья ошибка? Или того человека, кто оставил запись и на глазок визуально ошибся в размерах, или же была принята иная мера измерения? Или приводится глубина рва вокруг Кремля - 15 сажен. Это значит - за тридцать метров. Но это же нереально... Возьмём первый архиерейский дом, о котором практически никаких сведений не сохранилось. Каким его показать на макете? Вот такие нюансы, с которыми постоянно сталкиваешься, стараясь затем найти золотую середину...


Макет Хлыновского кремля конца XVII века занимает сейчас в музее особое место. Впрочем, и многие другие экспонаты тоже весьма любопытны. Например, посетителей встречает при входе деревянная статуя Святовита - славянского божества, оригинал которого находится на острове Рюген.


Кстати, остров Рюген  раньше назывался остров Руян. А славяне его помнят как остров Буян: «На море-океане, на острове Буяне...»
Есть здесь и камень бел-горюч, к которому можно прикоснуться... И макет ушкуя... И настоящая пушка, которая стреляет ядрами... И различные бытовые мелочи, найденные при раскопках... И крайне любопытные материалы, посвященные подземным ходам Вятки... Есть даже целая диорама, рассказывающая о связи веков и связи поколений острова Рюген, Великого Новгорода и города Хлынова...


- Для чего я пошел на этот шаг, для чего заглянул так далеко в историю? - задается вопросом Валерий Федяев. - Нам очень важно в первую очередь чем-то зацепить детей, их внимание. А чем мы можем их привлечь, заинтересовать? Достойной историей. И когда мы начинаем рассказ с полумифических сказочных времен, у ребенка просыпается любопытство, возрастает самосознание. Он понимает, что нашими предками надо гордиться. Что мы не просто неизвестно откуда появились когда-то в этой лесной глуши, что и у нас очень знатное прошлое. И надо гордиться тем, что мы живем именно на этой земле.

 


- А местные чиновники уже обратили внимание на новый музей, поддержали ваши задумки и начинания?


- В министерстве образования области на наше предложение о сотрудничестве ответили коротко: «Вы нам не нужны...».


 Сергей Святки. Фото автора.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий