Кировский БХЗ: от биотоплива к биовони… Но гендиректор завод обещает аромат роз

ЭКОНОМИКА

27 мая 2019 949 0
На печать

 

Весна и лето - время, когда кировских обывателей активно атакуют запахи. Где-то это ароматы черемухи, сирени и липы, но местами и биологических отходов человеческой жизнедеятельности. Не было еще ни одного сезона, когда кировчане хотя бы раз не пожаловались на вонь, висящую в воздухе.

 

Так случилось и нынче. 12 мая жители областного центра в очередной раз написали в соцсетях, что весенний воздух наполняют отнюдь не романтические ароматы цветов и весны, а запах канализации и фекалий. Традиционно всё это они списали на выбросы Кировского биохимзавода (Биохим, БХЗ, КИБИХ), но там от всего открещиваются.

 

Так кто же травит горожан?

 

Задыхаются от вони

Так уж получилось, что в городской черте Кирова еще с советских времен оказалось химическое производство. Точнее, предприятие по выпуску дрожжей, технического этилового спирта и фурфурола - Кировский биохимзавод. Впрочем, не совсем даже в городской. Так, на окраине. Как минимум, в полутора километрах от жилой застройки. Никто ж не виноват, что Киров растет и дома все ближе подвигаются к Биохиму. Да и городская черта становится все шире и шире.

 

Когда в 1967 году БХЗ начинали строить, никто и предположить не мог, что с его деятельностью у кировчан будут одни проблемы, и вонь среди них - не самая главная.

 

Впрочем, те, кто живут в областном центре, могут с этим поспорить. Это ведь что с чем сравнивать. Если человек привык к деревенскому воздуху, то ему периодически возникающий в городе неприятный запах кажется оскорблением его обонятельных рецепторов. Зато тому, кто побывал, например, в Нижнем Тагиле, где комбинат Коксохим ежедневно исторгает из своих недр густую и жаркую смесь смолисто-солярочных выхлопов, кировские проблемы покажутся вообще смехотворными.

 

«Но какое нам дело до Тагила? - возмутятся многие кировчане. - Мы живем здесь и сейчас. А нас травят».

 

Ведь не случайно любую запись об «ароматном» кировском воздухе в соцсетях сопровождают такие комментарии:

 

«Пусть расскажут, какой гадостью травят население областного центра, и осуществят бесплатную раздачу противогазов для взрослых и детей», - пишет в группе «Злой кировчанин» Елена Богданова.

 

- Пантелеев (генеральный директор Кировского БХЗ Дмитрий Пантелеев. - Авт.) ежегодно рассказывает байки о многомиллионных вложениях в очистку. Только год за годом идут, а ситуация не меняется. Как бы то ни было, честный руководитель не станет давать команду на сбросы дряни в вечернее время и в выходные. Поэтому, что бы этот господин ни говорил, все знают, кто он есть на самом деле!» - считает Евгений Анисимов.

 

По сути дела, большинство горожан уверены, что вонь, которая периодически витает в воздухе, - это результат деятельности Биохима. Именно это убеждение заставляет руководство БХЗ периодически собирать журналистов, чтобы они через свои издания заверили граждан: их предприятие тут ни при чем.

 

При чём здесь Биохим?

Так вышло и в этот раз. Почти сразу же вслед за появлением 12 мая первых записей о возникшем в городе неприятном запахе генеральный директор БХЗ Дмитрий Пантелеев и технический директор предприятия Андрей Гордин провели пресс-конференцию, на которой в очередной раз попытались убедить кировчан в том, что, во-первых, никто так и не смог доказать, что кировская вонь исходит от Биохима, а во-вторых, что их предприятие является социально ответственным бизнесом, уникальным в масштабах не только области, но и всей страны, выпускает важную и нужную продукцию, которая идет в том числе за рубеж, и вкладывает немалые деньги в охрану окружающей среды.

 

Содержание всего, что было сказано на пресс-конференции, можно свести к нескольким пунктам.

 

По словам техдиректора предприятия, сегодня Биохим выпускает кормовой белок, фурфурол и биотопливо. В качестве сырья используется древесное сырье. Понятно, что последнее источником неприятных запахов быть не может. Это раз.

 

Два. Производственные процессы регулярно мониторятся надзорными органами - Росприроднадзором, Ростехнадзором и др. Да и сам состав продукции не предполагает выделения в ходе ее производства сероводорода, на запах которого жалуются кировчане.

 

Три. Так как часть продукции БХЗ идет на экспорт, то у забугорных партнеров предприятия есть высокие требования к экологической составляющей процесса ее производства. В связи с этим Биохим был вынужден даже создать эколого-аналитический центр. Он аккредитован в Госреестре и в постоянном режиме ведет замеры содержания загрязнений в защитной зоне предприятия.

 

- Атмосферный воздух контролируется в пяти точках, выезд на которые проходит каждые шесть часов - в два ночи, в восемь утра, в два часа дня и в восемь вечера, - сообщила руководитель центра Екатерина Парфенова. - Постоянно мониторится воздух на содержание вредных веществ, например формальдегида, фенола, аммиака и других. По статистике, превышение содержания этих веществ в воздухе не зафиксировано.

 

Четыре. На предприятии имеются собственные очистные сооружения. По словам Дмитрия Пантелеева, за их бесперебойной и качественной работой тщательно следят специалисты БХЗ.

 

- Наши очистные сооружения прошли модернизацию в 2017 - 2018 годах, - сказал гендиректор. - В эти мероприятия было вложено 80 миллионов рублей. На этот год запланировано потратить ещё 20. Что же касается 2020 года, то пока конкретных цифр нет. Но в связи с тем, что производство предприятия будет расширяться, вместе с ним будут модернизироваться и очистные сооружения. Соответственно потребностям.

 

С учетом всего перечисленного и журналисты, и местные жители должны сделать вывод, что источником запахов Биохим быть не может. По версии Дмитрия Пантелеева, возможные причины запаха связаны со смешиванием выбросов нескольких предприятий, которые находятся по соседству с БХЗ. Выходом из этой ситуации, опять же по словам гендиректора Биохима, может стать создание на основе технологии микробиологического синтеза полезных микроорганизмов (псевдомоносы) для внедрения в городскую среду, чтобы те поглощали неприятные запахи и превращали их в приятный цветочный аромат.

 

- Если это будет необходимо, запах роз будет везде! - пообещал Дмитрий Пантелеев.

 

Когда к словам доверья нет

Но если не Биохим, то кто ж тогда портит городской воздух? По версии руководства БХЗ, вина лежит на других предприятиях, которые расположились на площадке прежнего Биохима.

 

- Кирпичный завод является одним из самых экологически вредных производств. Обратите внимание на это предприятие. Наш экологический центр не раз проверял его и установил, что оттуда идут неприятные запахи, - заметил техдиректор Биохима Андрей Гордин. - И другие предприятия, расположенные на одной площадке с нами, тоже вносят свой вклад в появление неприятных запахов. А население почему-то уверено, что во всем виноват Биохимзавод.

 

Но так ли не право население? Разумеется, у него есть причины не доверять тому, что говорят руководители химпредприятия. За Дмитрием Пантелеевым давно закрепилась репутация человека хитрого и не всегда говорящего правду. Даже его оговорка на пресс-конференции указывает на то, что гендиректор склонен к лукавству.

 

- Мы стараемся максимально снижать концентрацию запахов, - заявил он. - За три года она уже уменьшилась.

 

Получается, что свой вклад в распространение вони он, пусть с оговорками, но признает. То же самое прослеживается и в том, как ответил Дмитрий Пантелеев на вопрос о вкладе предприятия «АВВА РУС» в загрязнение атмосферы.

 

По его словам, фармацевтическое предприятие ранее допускало сброс своих смывов, содержащих антибиотики, на очистные сооружения Биохима. А ведь очистка стоков осуществляется за счет бактерий, которых антибиотики как раз и призваны уничтожать. Руководство БХЗ вынуждено было даже перекопать трубы, идущие от АО «АВВА РУС» к очистным сооружениям. Таким образом, пусть косвенно, но Пантелеев опять же признал, что запах в прежние годы мог исходить от очистных сооружений Биохима.

 

Не добавляет доверия к словам руководства завода и возбужденное СУ Следственного комитета РФ уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в 2013 - 2015 годах, заведенное в феврале этого года против руководителей БХЗ («Вятский край» писал об этом в марте текущего года). Оно никак не вяжется с данными, которые привел Андрей Гордин. По словам последнего, ежегодно БХЗ платит порядка 500 млн. рублей в бюджеты всех уровней.

 

- Мы входим в десятку лучших налогоплательщиков области, - утверждает техдиректор.

 

Но при этом, если открыть официальный сайт правительства Кировской области, где опубликован рейтинг топ-20 ведущих налогоплательщиков региона по итогам 2018 г., Биохима среди них нет. Опять лукавство?

 

Ну и, конечно же, никто не забывает о станции перекачки канализационных стоков юго-западного микрорайона Кирова, которая находится на территории БХЗ. Фекалии и прочие нечистоты проходят через нее и далее идут на очистные сооружения компании «Кировские коммунальные системы».

 

Об этой станции стало известно в связи с нерешенным конфликтом между «Т-Плюс» и БХЗ. Энергетики включают потребленную ею электроэнергию в задолженность комбината. В то же самое время Дмитрий Пантелеев считает, что за электричество уже платят граждане, оплачивающие водоотведение. Эти споры постоянно возникают в непрекращающихся судебных тяжбах двух этих компаний. Более того, между ККС и Биохимом до сих пор не заключен договор на услуги по перекачке. Об этом также не преминул упомянуть на пресс-конференции Дмитрий Пантелеев.

 

И сегодня никто не возьмётся утверждать, что из-за этой «войны» не случаются перебои в работе станции. Даже Роспотребнадзор, куда горожане привыкли жаловаться в случае обнаружения в воздухе неприятных запахов.

 

Как выяснилось, представителей этого надзорного ведомства не пускают на территорию Биохима. Следовательно, они не могут оперативно определить источник загрязнения городской атмосферы. По словам начальника отдела санитарного надзора Ларисы Мальцевой, сотрудники завода при появлении контролеров тупо блокируют проходную и не пускают никого (даже собственных рабочих). Хотя законные полномочия у Роспотребнадзора для осмотра территории есть. В свою очередь, Дмитрий Пантелеев считает, что проводимых раз в год проверок вполне достаточно, а все остальные посещения, кто бы это ни был, должны происходить по согласованию с ним.

 

Таким образом, однозначного ответа на вопрос: «Кто отвечает за неприятные запахи в областном центре?» - нет. И есть обоснованные подозрения, что при нынешней политике руководства БХЗ мы его так и не получим.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также