Кировских резервистов весной призовут в «партизаны»

ОБЩЕСТВО

10 апреля 2018 600 0
На печать

Армия молодых и подтянутых людей в военном обмундировании - образ из телевизора, привычный для многих. Зато мало кому приходилось видеть, как маршируют на плацу мужики среднего возраста с неуставными причёсками, давно потерявшие спортивную форму и забывшие азы воинской службы.

 

Ещё в советское время призванных повторно в армию солдат и офицеров запаса саркастически называли «партизанами». Ну а правда? Что с них взять? Ни выучки, ни дисциплины или субординации, ни нормального материального обеспечения. Никто никому ничего не должен. Устроить ЧП в тылу врага можно и без армейских знаний.

 

Теоретически сборы проводят, чтобы закрепить или восстановить подзабытые за годы после армейской службы умения и знания, познакомить с новой техникой, помочь не бояться огнестрельного оружия и так далее. Мол, а если завтра вражеское нашествие и всеобщая мобилизация годных к службе граждан? Миллиона призывников и контрактников не хватит, считают в Минобороны, оглядываясь на опыт Второй мировой войны. Потому и призывают на сборы не только бывших военных, но также ранее освобождённых от строевой службы. Обычно каких-то определённых специальностей - водителей, связистов...

 

В Интернете нетрудно найти личные впечатления людей от прохождения учебных и мобилизационных сборов в последние годы. Вдохновят ли они кого-нибудь на повторение такого опыта - судите сами по приведённым ниже цитатам.

 

«Меня главным образом интересовало, изменилось ли что-то в армии за 15 лет? Нет, ничего. Всё тот же дурдом, бардак, холуйство и показуха. И непрерывная брехня. Обещали, что заплатят по десятке, заплатили 4000 с копейками. Обещали шведский стол, на практике - всё те же «сечка» и «болты». Намекали на то, что увидим новый облик армии, на практике по-прежнему страшная техническая отсталость: связь демонстрировали на примере всё того же «тапика», он же ТА 57, где 57 - год создания; полуразрушенная советская инфраструктура. Проживание - в палатках, доставшихся от СССР по наследству. Горячей воды нет, мыться приходится холодной, которую привозят несколько раз день в цистерне.

 

Нанотехнологии, ракета «Булава», «Сухой Суперджет» и танковый биатлон - всё это есть только в телевизоре. В реальности - сапоги, 30 лет пролежавшие на складе, портянки и килька в томате с молоком (!) на ужин. «Учебный процесс» организован так, что некоторые учебные точки проходили по три раза, а некоторые - ни одного. Офицерам решительно плевать и на нас, и на то, чему они нас «учат»: их самих оторвали от дела на 10 дней, прикомандировали к полигону и заставили рассказывать нам совершенно бесполезные вещи.

 

Призвали взрослых мужиков, многим уже под 40. Оторвали от работы, от дел, от семей. Угрохали уйму государственных денег. Только для того, чтобы дать нам выстрелить по шесть патронов, а большую часть времени строить людей на плацу и рассказывать им, что они дебилы, которые плохо заправляют кровати и не умеют «подшиваться».

 

Если завтра война…

Известно, что международная обстановка в последнее время обострилась, из ряда западных стран выслали более полутора сотен российских дипломатов. Возможно, поэтому подписание президентом Путиным в марте очередного указа о призыве на военные сборы повлекло необычный общественный резонанс.

 

В отличие от обычных призывников информацию о запасниках-резервистах военкоматы не разглашают. О количестве, составе, сроках… В кировском облвоенкомате только сообщили, что никакие документы на эту тему из Москвы пока не поступили, изменений в сравнении с предыдущими годами не ожидают. Проходить службу «партизаны» будут в войсковых частях (ВЧ) Кировской области. Остальную информацию любезно предложили почерпнуть в открытых источниках, наравне с предполагаемым противником. Ну, что ж...

 

«Короче, получил повестку в военкомат на занятия. Пришел туда к 8-00, как положено, там уже было мужиков сто возрастом от 22 до 45 лет. У всех на входе забрали повестки и военные билеты. Потом вышел подполковник и сказал, что все здесь собравшиеся зачислены в организационное ядро воинских частей, сейчас все делятся на две группы и убывают туда за 60 и 100 км от города на однодневные воинские сборы. По аудитории прокатился неодобрительный гул: у всех первая возникшая мысль была о том, что нас «забреют» недели на две. Но подполковник тут же всех успокоил, сказав, что занятия однодневные.

 

Доехали до места назначения, там всех вывели из автобуса и приказали построиться в две шеренги на плацу воинской части. Минуты через две вышел её командир и зычным голосом произнес: «Товарищи офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты! На этом однодневные воинские сборы закончены». Всем приказали садиться в автобус и ехать домой. На наши удивленные вопросы, почему так мало, военкоматовский офицер на обратном пути, когда отдавал военные билеты, ответил: «Понимаете, тут на днях новая техника пришла в часть, надо её принимать, речку разлило, да и погода плохая. Не до вас, в общем».

 

Ехать - не ехать

Сборы сроком от 10 дней до двух месяцев будут проходить в Вооруженных силах, органах государственной охраны и Федеральной службы безопасности. Отбор кандидатов станут проводить военные комиссариаты совместно с воинскими частями.

 

Согласно закону воинский запас состоит из уволенных военнослужащих, людей, завершивших курсы по обучению офицеров, граждан, не прошедших срочную службу по отсрочке или освобождению, прошедших альтернативную воинскую службу, а также женщин, которые имеют звание. На сборы призывают как уже прошедших военную службу, так и освобожденных от нее или имевших отсрочки. Могут участвовать и выпускники военной кафедры. Любые из названных людей могут поехать (или нет) на сборы не добровольцами, а получат повестку, по которой будет необходимо явиться в военкомат по месту проживания для уточнения информации.

 

Не поедут на военные сборы те, кто менее двух лет назад их посещал или завершил службу. Не подлежат призыву специалисты, занятые на крупных стратегических предприятиях, граждане, забронированные на случай мобилизации, следователи, таможенники, сотрудники разведки, госбезопасности, МВД. Освобождены работники железнодорожного, авиационного транспорта, речного флота, относящегося к рыбной промышленности, педагоги и сельские жители, занимающиеся посевными и уборочными работами. Впрочем, последние две категории имеют право на отсрочку и в обычном призыве для молодёжи. Могут быть спокойны мужчины, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей, а также проживающие за границей, депутаты, члены высших или исполнительных органов власти, а также кандидаты на эти должности.

 

Почему? Закон есть закон. А для годных к службе - приключение.

 

«Суть инструктажа сводилась к тому, что взять с собой - сколько денег, какую смену белья, как себя вести, что делать, чего не делать. Под влиянием благостных речей подполковника Черкасова все расслабились и начали воспринимать предстоящие сборы, как культпоход. Тем более странным показался вопрос, заданный одним особо сознательным студентом Сусловым:

 

- Товарищ подполковник, фтудент Фуфлов. Фкажите, что нужно приготовить для ванятий по рукопашному бою?

 

Подполковник Черкасов растерялся и не сразу нашелся с ответом.

 

- Какой еще рукопашный бой? - пробормотал он. - Никакого рукопашного боя у вас там не будет.

 

Студент Суслов был разочарован. Все остальные облегченно вздохнули».

 

В роли военных

По рассказам участников сборов, отношение к службе запасников совсем другое, что вполне объяснимо. Где-то разрешают подъём по 15 минут, где-то закрывают глаза на сдачу нормативов, где-то не наказывают за распитие в казарме. Правда, и условия не всегда армейские: обмундирование обычно устаревшее, из складских запасов, еда - лишь бы наелись и животом не маялись. Как подметил один из авторов впечатлений, «государство делает вид, что нас обеспечивает, мы делаем вид, что готовимся его защищать».

 

А если «откосить», как от срочной службы? Ответственность та же самая: штраф до 500 рублей - сопоставимо со скромной оплатой потраченного на сборах времени, но обычно больше зарплаты «на гражданке». Все призываемые запасники, как правило, семейные люди, давно работающие и неплохо зарабатывающие. Вы-рванные из жизни две недели или два месяца могут поставить под вопрос не только благосостояние семьи, но даже занимаемую «на гражданке» должность, карьеру и вообще рабочее место. Ведь кому-то придётся тебя заменять на нём. А если он наломает дров? Или наоборот, начальник решит, что другой справляется лучше?

 

Кроме закона о социальных гарантиях военнослужащих ничего нового государство до сих пор не придумало. По закону участники военных сборов вправе рассчитывать на то, что их просто не могут уволить с работы во время проведения сборов (ст. 170 ТК РФ), что будут кормить, одевать и даже финансировать по установленным нормам; застрахуют на случай гибели, ранения (контузии) или заболевания, полученного в период прохождения военных сборов, а также зачтут время прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы. Учитывая срок, в течение которого резервисты будут заняты на учениях, им сохранят заработную плату, которую они получают по месту работы, для военнообязанных сохранят за ними рабочее место.

 

Остаётся надеяться, что «партизаны» Вооружённым силам больше не пригодятся.

 

В первый раз

Что касается весеннего призыва срочников, то тут секретов нет: со Дня смеха по стране «забреют» в армию 128000 новобранцев. В том числе в Кировской области - более 1000 душ. Законопроекты по новому порядку их извещения (приравнять заказные письма к повесткам) и самостоятельной постановке на учёт утверждены Госдумой пока только в первом чтении. Причины инициативы депутатов лежат в банальной нехватке ресурсов военкоматов обходить призывников лично после штатных изменений и сокращений.

 

По словам военкома Ленинского и Нововятского района г. Кирова Андрея Хлыбова, дефицита новобранцев нет (нынче призовут 256 молодых людей), в его военкомате за показателями больше не гонятся. Впрочем, сейчас срок службы - всего год, даже с «тихим часом» каждый день.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также