Кировские школьники побывали на Байконуре

ОБЩЕСТВО

14 августа 2017 547 0
На печать

Больше всего в семикласснике Ване Медведчикове меня поразило не то, с какой неимоверной силой он любит космос и надеется исправить мир, а его... нежелание вступить в Российское движение школьников. «Не готов пока, - поясняет он, - не вижу в этом смысла». Завуч школы № 27, в которой учится Ваня, объясняет мне, как рискованно было это невступление мальчика в РДШ и что «конечно, на него никто не давил, просто говорили, что Всероссийский детский космический фестиваль на Байконуре Роскосмос проводит именно для активистов РДШ, и путёвка туда стоит 90 тысяч рублей, а он написал отличную исследовательскую работу, и его выбрали бы, и он бы поехал, но требовался для этого сущий пустяк - вступить в организацию!». Но корректный, вежливый Ваня сказал: «Нет, даже ради космоса не буду, потому что... нет, короче».

Я смотрю на него и думаю, что и у меня, и у друзей моих когда-то были такие же глаза, и мы тоже умели говорить «нет» всяким важным людям, и у каждого тоже был свой Байконур, с которого стартовали ракеты-носители, мы тоже были чьей-то надеждой, - други мои, что мы сделали с собой? Ваня Медведчиков, спасибо, что встретился на моём журна-листском пути, - это для начала, это к вопросу о том, какие бывают бесстрашные мальчишки и какие из них иногда вырастают бесстрашные мужчины.

 

Но в той же самой школе № 27 учится, к примеру, теперь уже одиннадцатиклассница Соня Колодная, которая мечтает стать врачом, но при этом убеждена, что красивее звёзд на свете ничего не бывает, собирает коллекцию минералов и расстраивается, что Циолковские чтения в чести только у очень ограниченного количества её сверстников. И вот Соня Колодная, с её неземной красотой и неземной же любовью к звёздам, и Ваня Медведчиков, который, кроме Солнца, увлекается историей города Хлынова, стихами Анатолия Гребнева и занимается астрономией с сотрудниками планетария, - понятно ведь, что с этими гениальными детьми могло произойти? Их работы, отправленные в Москву на конкурс, конечно же, приметили, и в школу пришёл ответ, что на фестиваль, приуроченный к пуску ракеты-носителя «Союз», вместе с 80 активистами РДШ со всей России по итогам конкурсного отбора приглашаются Соня и Ваня. Ну и справедливости ради отмечу, что от Кировской области поехала туда ещё одна девочка - Ирина Кошкина из Немы, тоже большая умница.

 

Ребятам обещали, что они станут свидетелями пуска ракеты-носителя, управляемой космическим кораблём «Союз-ТМА», и в составе экипажа, который отправляется на Международную космическую станцию, будет лётчик-космонавт Сергей Рязанский, не только Герой Российской Федерации, но ещё и председатель РДШ (собственно, теперь становится абсолютно понятно, почему предлагали Ване Медведчикову в эту организацию вступить - из уважения хотя бы к делу легендарного Сергея Рязанского).

 

А космонавт оказался человеком весёлым и общительным, на встрече с лучшими российскими школьниками он сидел в кабинке за стеклом (как пояснили детям - чтобы не нахватать от гостей перед полётом инфекций) и обещал завалить с борта МКС всех космической красотой. Внук одного из создателей первого искусственного спутника Земли - Михаила Рязанского - сказал, что ему хотелось бы, чтобы в отряд космонавтов приходило как можно больше учёных, потому что главная цель полётов - проведение научных экспериментов, инженерные тестирования аппаратуры, испытания разного рода техники, что в космонавтике очень высокие требования - надо совмещать несовместимое - и что 17 августа совместно с Фёдором Юрчихиным они планируют выход в открытый космос, чтобы протестировать новый российский скафандр «Орлан-МКС». Но все девчонки из 40 субъ­ектов Российской Федерации, присутствовавшие на встрече, отметили, что и простая лётная форма ему тоже очень к лицу.

 

В зал, где проходила пресс-конференция с будущим командиром «Союза-ТМА», кондиционеры нагоняли прохладу, а за окнами была раскалённая земля, выжженная трава, в которой прятались тарантулы, были мутные воды реки Сырдарьи и космодром, арендованный Россией у Казахстана до 2050 года. «Нам рассказали, что под юрисдикцией Казахстана остаются таможня «Байконыр», которая обслуживает аэропорты города и управление внутренних дел, осуществляющее регистрационные функции, - вспоминают Ваня и Соня, - а слово «байконур» в переводе с казахского означает «плодородная земля». Ещё рассказали, что космодром Байконур - самый крупный в мире, его площадь почти семь тысяч квадратных километров, и оттуда впервые запустили искусственный спутник Земли и человек полетел в космос. Всего же со стартовых площадок Байконура было выполнено более 1200 пусков ракет космического назначения и около двух тысяч межконтинентальных баллистических ракет и на различные орбиты выведено около полутора тысяч космических аппаратов для науки и народного хозяйства.

 

А городок Байконур очень небольшой - тысяч семьдесят жителей, многие работают на предприятиях космодрома, здесь очень много солнца, редко идут дожди и часто дуют сильные ветра. Сначала полигон и посёлок носили неофициальное название Заря, затем он стал официально называться Ленинск, а в декабре 1995 года его переименовали в город Байконур. На экскурсии нам показали и филиалы университета, и больницу, и спортивный комплекс, и 14 школ - 8 русских и 6 казахских, и скверы, и парки, и музей, и православный храм, и кафе, и рынок - словом, обычный город. Только там огромное количество памятников в честь исследователей космоса - и академику Королёву, и конструктору Янгелю, и Бармину, и Глушко, и Пилюгину, и Шубникову, и поднявшему руки к небу Юрию Гагарину, его именем названа улица, по которой космонавты въезжают в город из аэропорта.

 

А ещё мы встретились с космонавтом Александром Лазуткиным, который рассказал: более всего из космоса его поразило то, что... Земля действительно круглая. Потом мы отправились на экскурсию по орбитальному кораблю «Буран», а потом нас увезли в Международную космическую школу, где из картона и пенопласта мы довольно быстро смоделировали по ракете, и у некоторых они даже взлетели, но траектория, очевидно, была рассчитана неверно, поэтому большинство из них полетело в людей.

 

Гостиница, где живут космонавты, нас не впечатлила: она снаружи напоминает обычный детский сад и внутри тоже очень скромная.

 

А потом настал самый главный день, 28 июля, ради которого, собственно, мы и прилетели на Байконур. Нам рассказали, что по регламенту сначала космонавтов основного и дублирующего экипажей признают годными к полёту, затем они сдают экзаменационные сессии, космический корабль проходит испытание на герметичность, проводятся открытые тренировки, контрольный осмотр корабля, госкомиссия принимает решение о выводе ракеты-носителя на стартовый комплекс. Наконец, ракету-носитель с кораблём устанавливают на так называемом «Гагаринском старте».

 

Мы видели, как в автобус сели три человека в лётной форме: наш Сергей Рязанский и два астронавта - американец Рендолф Брезник и итальянец Паоло Несполи. В другом автобусе ехали дублёры: нам сказали, что в случае нештатной ситуации, если, допустим, у одного из членов основного экипажа пойдёт по дороге носом кровь, меняют весь экипаж, потому что особое внимание обращают на психологическую совместимость людей. Мы поехали вслед за автобусами.

 

Спустя какое-то время на специальную ограждённую площадку вышли космонавт и астронавты уже в скафандрах и встали на квадраты - «КК» (командир корабля»), «БИ» (бортинженер) и «КИ» (космонавт-исследователь). Сергей Рязанский доложил руководству о готовности экипажа, и их повезли на космодром. Пуск планировался в 18 часов 41 минуту по московскому времени, соответственно в 21-41 по-байконурски. Мы наблюдали за пуском ракеты-носителя «Союз» на площадке, находящейся в пяти километрах от старта. Потрясающее зрелище - гром, красная вспышка, потом в небе осталась крошечная звезда, белый след от ракеты, похожий на змейку, - и всё это длилось минут пять. После этого мы все встали в круг и запели: «Земля в иллюминаторе».

 

С Байконура ребята привезли белые футболки с «космическими» принтами, зонтики, наклейки, брелоки, кепки, фотографии с автографами космонавтов (наш Сергей Рязанский на снимке объективно самый красивый). Обстоятельный Ванечка, кроме всего прочего, был очень доволен тем, что на встрече с министром образования РФ Ольгой Васильевой она пообещала: в школы возвращаются уроки астрономии. А романтичная Соня следит за всеми «телодвижениями» космического корабля и радуется, что, едва прибыв на МКС, Сергей Рязанский уже разместил на своей странице в соцсетях снимки супертайфуна Нору, гуляющего над Тихим океаном, открыл новую рубрику «Космические загадки», в которой первым в объектив попал Севастополь, но более всего её поразило то, что ночные города нашей планеты сверху становятся похожими на звёздный дождь, особенно когда пролетаешь над ними со скоростью 28 тысяч километров в час.

 

Ирина КУШОВА.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий