Кировские медики приравняли пожилую женщину к ребёнку

ОБЩЕСТВО

29 мая 2017 574 0
На печать

Вот уже пять месяцев 70-летняя Нина Ивановна (по этическим соображениям имя и отчество изменены) не может оформить документы об инвалидности 1-й группы и на получение соответствующей пенсии. И не может получить путевку в санаторий для поддержки здоровья.

 

16 января 2017 года она признана Октябрьским судом города Кирова недееспособной по психическому расстройству, «в связи с чем не может понимать значение своих действий и руководить ими». В частности, не вправе подписывать важные документы: ее подпись недействительна.

 

Для ухода за таким человеком, лишенным возможности брать на себя ответственность и отправлять права, предусмотренные законом, требуется опекун, желательно из ближайших родственников.

 

Иван Иванович, дай мне руку!

Спора вокруг вопроса, кто в семье этой женщины станет опекуном, не существовало. Сын и дочь живут отдельно, и по роду занятий, и по семейным условиям им недосуг было становиться опекунами. «Давай, отец, - сказали они. - Живёте вы вместе, так что взваливай на себя эту ношу».

 

Муж Нины Ивановны, сам уже немолодой, но физически крепкий 80-летний Иван Иванович (имя и отчество изменены), готов стать опекуном. «Кроме меня, - замечает он, - моей жене ни на кого больше рассчитывать не приходится».

 

Да он, по сути, и так уже опекун. Неофициальный. Уже четыре года Иван Иванович изо дня в день ухаживает за больной женой по полной программе: даёт лекарства, делает уколы, готовит пищу, кормит, водит на прогулки, обстирывает, моет… Это, знаете ли, стоит больших нервов и трудов.

 

На днях позвонил ему: «Чем занимаемся?» - «А только что вернулись с прогулки. Съездили к старому мосту, затем по набережной Вятки прогулялись до Вечного огня. Передохнули немного, затем дошли до Театральной площади, оттуда на автобусе вернулись домой, на Кольцова. Жена сейчас спит».

 

Вот такое у него опекунство. Иван Иванович, я уважаю тебя, дай мне руку!

 

Несудим, не привлекался

Ещё не зная всей сути дела, я у него поинтересовался: «Зачем тебе это опекунство?» «Слушай, - говорит, - да не нужно бы оно мне, но ты же видишь: жизнь заставляет оформлять его. Без него жене, признанной недееспособной, никак нельзя. Без подписи опекуна не будет у неё инвалидности первой группы, а следовательно, ни повышенной пенсии, ни путёвки в санаторий, и невозможно ее накопившуюся на счете в банке пенсию перевести на депозит под более высокие проценты. Меня знакомые предупреждали: «Не связывайся ты с этим опекунством: хлопот не оберёшься». Правы они были. Знать бы наперёд, какие трудности мне придётся преодолевать в мои-то годы, я бы ещё хорошенько подумал, связываться ли мне с опекой. Но и заменить меня некому».

 

Но он подписался на это дело, и прошёл более десятка медицинских освидетельствований. Осмотр врачом-терапевтом. Проведение реакции Вассермана. Определение разных там антител. Осмотр психиатром, фтизиатром, инфекционистом. Флюорография - само собой… Несудим и к уголовной и административной ответственности не привлекался. И ещё чего-то.

 

«По результатам осмотра у всех врачей-специалистов, - рассказывает Иван Иванович, - я практически здоров, и не только способен, но и готов выполнять обязанности опекуна своей жены. А вот соответствующее медицинское заключение получить не могу, так как нет результатов осмотра врачом- наркологом: он (видимо, навсегда) отказался меня осматривать под предлогом, что я не приходил к нему на прием, точнее, на беседу, хотя это не может быть основанием для отказа в медицинском осмотре».

 

Что было, то было

О каком приёме, о какой беседе идёт речь? Вернёмся в не столь уж далёкое прошлое.

В 2010 году из-за сильного расстройства в связи с тяжелым заболеванием жены, когда она была на излечении в больнице, Иван Иванович запьянствовал, с непривычки получил алкогольное отравление и попал на стационарное лечение, а после него - направление в наркологический диспансер. После выписки три года находился под наблюдением нарколога. В 2013 году вновь по той же причине сорвался. И вновь прошёл курс лечения. В течение последующего года исправно ходил к врачу на приём, а затем перестал.

 

«Ну сам посуди, - объясняет он. - Лечение мне не оказывалось, проходили только беседы. Спиртными напитками в последние 3,5 года я не злоупотреблял. Более того, вел, как и ранее много лет, привычный, исключительно здоровый образ жизни (утренняя зарядка, лыжи и велосипед - регулярно 5 раз в неделю по 10 - 15 километров, бассейн - проплывает еженедельно по 900 метров) и в медицинской помощи не нуждался, и посчитал, что нет мне необходимости ходить на эти беседы. А главное, с женой было столько хлопот, например ежедневные прогулки кроме всего прочего, что времени на ненужное общение с врачом не мог выкроить.

 

Да и какой я алкоголик! При алкоголизме мне не удалось бы сохранить нормальную физическую форму. Ни одного правонарушения за 80 лет. Дважды сильно запьянствовал с большого горя. Но привычкой это не стало. Вот сижу я перед наркологом и говорю: «Освидетельствуйте меня, проверьте, страдаю ли я алкоголизмом. Да хотя бы спросите моих соседей по дому, видели ли они меня в последние годы выпившим». Не проверяют, не опрашивают. Ссылаются на бумаги. Думаю, наказали за неявку на беседы».

 

Решение ВК и вердикт главврача

В медицинском заключении от 23 марта 2017 года врачебная комиссия Кировского областного наркологического диспансера констатировала: у Ивана Ивановича имеются противопоказания по опеке согласно Постановлению Правительства РФ № 542 от 1996 года.

 

Этот старый документ, подписанный ещё Виктором Черномырдиным, давно утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ № 117 от 14 февраля 2013 г., где перечислены заболевания, при наличии которых лицо (внимание!) не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью. Среди них упоминается и алкоголизм. Но какое это отношение имеет сейчас к Ивану Ивановичу? Срывов у него почти 4 года не было. И он вовсе не собирается «удочерять» свою жену.

 

Этим вердиктом, считает герой публикации (положительный или отрицательный, считайте сами, уважаемые читатели), комиссия врачей, как ей представляется, пожизненно лишила его права быть опекуном своей жены. Ну по-человечески ли это?!

 

17 апреля 2017 года Иван Иванович и его жена были лично приняты главным врачом Кировского областного наркологического диспансера Е.В. Томининой. Он устно пояснил суть дела и подал жалобу на заключение врачебной комиссии, которое препятствует ему стать опекуном жены.

 

28 апреля текущего года был получен ответ. В нем Е.В. Томинина, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 117 от 14 февраля 2013 года об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), уведомляет автора жалобы: «Установленный Вам диагноз «синдром зависимости от алкоголя (алкоголизм)» внесён в перечень заболеваний, при наличии которых гражданин не может принять опеку…» И здесь же ссылка на уже известное читателю решение комиссии.

 

Опять двадцать пять. «Да не алкоголик я! - вопиёт Иван Иванович. - И не собираюсь брать под опеку ребёнка!». Слушаешь всё это - и диву даёшься: чиновники от медицины приравняли пожилую женщину-инвалида к ребёнку.

 

Устав бороться за свои права в одиночку, Иван Иванович обращается за помощью к юристу - адвокату Василию Ивановичу Драверту.

 

Особое мнение адвоката

Изучив материалы дела, Василий Драверт в письме автору этой публикации пишет:

«Ситуация проблемная. Если ее не разрешить, на месте Ивана Ивановича могут оказаться десятки и, быть может, сотни других жителей Кировской области. В аналогичных условиях по аналогичным надуманным основаниям они будут ходить по кругу, и им будут отказывать в опеке над супругом, с которым десятки лет прожито, по правилам, установленным Правительством России для детей-сирот. А недееспособные супруги окажутся без опекуна».

 

«Медицинские чиновники перестраховываются, и правила медосмотра претендентов в опекуны для детей применяют к взрослым подопечным. Это незаконно и даже неразумно. Это идёт от наркодиспансера, и от поликлиники, и от органа опеки и попечительства администрации города Кирова, которые ошибочно считают, что без справки врача-нарколога об отсутствии диагноза «хронический алкоголизм» муж не может быть опекуном жены. По этой неразумной и противозаконной логике получается, что жену надо сдавать в дом престарелых, поскольку её нельзя доверить под опеку мужа. Но без неё полноценное существование недееспособных граждан невозможно».

 

«Ни в Гражданском кодексе, ни в Семейном кодексе РФ нет подобных запретов или ограничений при назначении опекуном для взрослых лиц, в том числе мужа в отношении жены (есть ограничение для лиц, осужденных за умышленные преступления). Как следствие этого - и в Постановлениях Правительства РФ, и в приказах министра здравоохранения РФ нет и не может быть таких ограничений. Региональные медицинские учреждения тем более не вправе вводить их вопреки закону».

 

Нормы права из пп. 2 и 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ:

«2. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

 

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

 

Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими».

 

Но если наш герой не станет опекуном, то он не сможет в полной мере проявить заботу в отношении своей супруги.

 

 12 мая 2017 года Иван Иванович шлёт письмо - жалобу и.о. министра здравоохранения Кировской области Андрею Вениаминовичу Черняеву…

 

Если коротко, он просит признать незаконным заключение ВК от 23 марта 2017 года, а также отрицательный ответ главного врача КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» от 28 апреля.

 

И просит ещё обязать главного врача КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» обеспечить проведение медицинского осмотра его врачом-наркологом с выдачей медицинской справки о состоянии здоровья, независимо от результатов осмотра.

 

Мяч на стороне и.о. министра…

 

Виктор ЧУДИНОВСКИХ.

 

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий