Кировские благотворительные фонды против мошенников-попрошаек

ОБЩЕСТВО

03 июля 2017 485 0
На печать

Впервые в жизни я пожалела, что на детей нельзя орать. Особенно на незнакомых детей. Таких мимимишных. Таких улыбающихся.

У вас есть рак лёгких?

Они подошли ко мне на остановке - мальчик и девочка, в жилетиках кислотного цвета, с ящичком в руке. «У вас есть рак лёгкого?» - скромно потупившись, поинтересовалась девочка. Мальчик при этом глядел доверчиво. Я вежливо спросила: а почему, собственно, у меня должен быть рак лёгкого? «Ну или других каких органов, - смутились дети. - Их же у человека много». Настроение испортилось у всех взрослых на остановке. «А вот у Кати - рак лёгкого», - торжественно и скорбно сказали дети, указывая на фотографию, прилепленную к ящичку. Со снимка улыбалась девочка лет семи. Два передних зуба у неё уже выпали, и это делало её улыбку особенно трогательной.

 

«Кате нужна операция, которую делают только в Германии, а Катя живёт в Слободском», - сказали дети. И они рассказали довольно складную историю о том, как в Кирове и Москве Кате поставили неправильный диагноз и залечили чуть не до смерти. Впечатлённая услышанным, я тут же, с остановки, позвонила Валентине Павловне Ивановой, председателю регионального отделения Российского детского фонда. Эта женщина знает всех детей, нуждающихся в деньгах на лечение за границей. «Я не знаю Кати с раком лёгкого из Слободского, - обескураженно сказала Валентина Павловна. - И не знаю, кто собирает для неё деньги».

 

А на следующий день я снова встретила на улице детей в кислотной униформе. На этот раз они просили прохожих сброситься на покупку сердечного клапана для Вовы из Богородского района. Дети предлагали дать хотя бы по пять - десять рублей и заверяли, что, если так сделают все кировчане, Вове купят кардиостимулятор - и это будет не просто милостынька, это тянет на спецоперацию «Подари жизнь!».

 

Конечно, на детскую просьбу отозвались все, у кого в груди не кусок железа. Потому что тот, кто появился на свет, имеет право на жизнь по факту рождения. И для осознания этого не надо быть особенно милосердным. Для этого даже не нужна широта взглядов. Мир - он не только для здоровых, красивых, богатых и образованных. И если есть на свете люди, которым нужна помощь, а у меня есть немного денег и сострадания, я должна дать этим людям деньги. Потому что мне так проще жить. Мой внутренний голос при этом успокаивается. Так думаю я. И, как оказалось, так думают многие другие. И на это рассчитывают мальчики и девочки с ящичками, собирающие деньги для детей-сирот, для исправительных колоний, для бездомных собак, для приютов, для хосписов, для побеждающих рак...

 

Понимать это грустно и противно. Но те, кто в теме, представители известных благотворительных фондов, к примеру, с убеждением говорят: большая часть собранных бесконтрольно наличных денег перекладывается руководством лжеволонтёров в собственный карман, никаких подтверждений тому, что выклянченные у прохожих деньги в полном или хотя бы значительном объёме доходят до нуждающихся, нет, и в лучшем случае их небольшая часть используется для создания видимости благотворительной работы.

 

Более того, ассоциация «Все вместе» призывает все честные благотворительные организации поставить свою подпись под декларацией о добросовестности при сборе средств через ящики-копилки. «Также мы призываем СМИ и просто небезразличных людей присоединиться к инициируемой нами информационной кампании, - сообщают члены ассоциации. - На наших глазах ширится и крепнет мошенническое движение, ставящее под угрозу благотворительный сектор. Всякого мошенника рано или поздно разоблачают, но любые скандалы серьёзно ударят и по всем нам, а значит - по нашим подопечным. Прошли годы, прежде чем нам начали доверять, и если мы не будем сами бороться с обманом в благотворительной среде, то мы ничем не будем отличаться в глазах общественности от тех, кто обманывает».

 

Собственно, об этом и шёл разговор за «круглым столом», проведённым на днях в областном центре по инициативе уполномоченного по правам ребёнка в Кировской области Владимира Шабардина.

 

Прими близко к сердцу

Вятские люди в большинстве своём доброжелательны и милосердны. Когда к ним подходят дети и говорят об ощущении не зря прожитой жизни (типа дай сто рублей - и спасёшь умирающего ребёнка), девять человек из десяти откроют кошелёк. Так вот собравшиеся за «круглым столом» общественники утверждают, что ни в коем случае не нужно этого делать. Эти фонды давно и умело работают на Вятской земле, доверие к ним огромно, благодаря им меняется мир и отношение к больным, сиротам, бездомным, никому не нужным - люди перестают отворачиваться от чужого горя. А то, что предлагают лжеволонтёры, - всего лишь дешёвые понты. Но они есть и будут, пока живут люди, у которых при виде просящих милостыню детей разрывается сердце.

 

«Мы были первопроходцами, собирающими деньги через ящики-копилки, нас пойти на этот шаг заставила нужда, - вспоминает Валентина Иванова. - Мы и сейчас заключаем договоры с системой «Глобус», размещаем ящички в супермаркетах, на каждом ящичке обязательно указываем фамилию и имя ребёнка и пишем, для чего именно мы собираем деньги. Пожертвования изымает специальная комиссия из трёх человек, мы составляем опись, акт выемки денег хранится в Детском фонде и в магазине, и мы следим, чтобы собранные деньги поступали либо на лицевой счёт ребёнка, либо в клинику, где он будет лечиться, - у нас нет никаких посредников». Организованный недавно фонд «Наследие Вятки», как рассказывает его руководитель Павел Гуртов, работает совместно с Детским фондом, и уже есть первые результаты: собирают в год до трёх миллионов рублей пожертвований.
«А лжеволонтёры - это бич нашего города, - негодует Павел. - Это никакая не благотворительность. За сборщиками денег стоит реальная финансовая структура. Как правило, заезжий менеджер набирает волонтёров, они клянчат деньги на улицах, вся цепочка получает процент от собранного, а до нуждающегося человека - обычно это больной ребёнок - деньги не доходят».

 

«Обманные» истории о лжеволонтёрах-чужаках могут рассказать во многих вятских благотворительных организациях: например, представители фонда Иоанна Богослова стали свидетелями того, как в одном из кировских торговых центров собирали деньги для приюта «Вятушка», а впоследствии оказалось, что ни о каком сборе приют не просил. Зато на одной из автозаправок увидали ящик, полный денег, и тоже якобы для «Вятушки», но «благотворители» купили обездоленным детям всего лишь шампунь на четыре тысячи рублей - куда девались остальные деньги, остаётся только догадываться.

 

А в фонд «Это чудо!» позвонили из Краснодара, спрашивали, есть ли в Кировской области такая-то девочка с такой-то болезнью, на которую в дальних краях собирают деньги. Девочка такая действительно есть, но как о ней прознали в Краснодаре и дойдут ли до неё собранные деньги - вот вопрос.

 

Детский омбудсмен заверяет, что существует специальная система обучения - как в сетевом маркетинге, заставляющая людей отдавать деньги. Работают эти лжефонды агрессивно, сразу на нескольких территориях, и вся Россия, предположим, собирает деньги на двоих детей. А в итоге оказывается - на некоего предприимчивого дядю или тётю.

 

Как стряхивать лапшу с ушей

Представитель общественной организации «Дорогою добра» Ольга Шебеко убеждена, что доверие - единственный ресурс, который есть у благотворительных фондов, а обманщики с ящичками подрывают это доверие. Поэтому прежде, чем положить деньги в копилку лжеволонтёра, Ольга советует не спешить, а поинтересоваться у просящих, как называется их фонд, кому адресована помощь. И если «промоутеры» не знают точно, в чью пользу собираются деньги, это тревожный звоночек. Не нужно стесняться прямо при просителях зайти на сайт фонда, от имени которого идёт сбор, и посмотреть сведения о проходящей уличной акции с указанием адресов и сроков, отчёты о собранных и израсходованных средствах. Кроме того, у каждого представителя фонда должны быть доверенность или волонтёрский договор, заверенные печатью и подписью руководства. Если это бейдж, на нём должен быть личный номер сотрудника или волонтёра и номер телефона, по которому можно связаться с начальством.

 

«В благотворительной среде не принято, чтобы сборщиками пожертвований на улице выступали нанятые за деньги промоутеры, тем более они не должны работать «за процент», - поясняет Ольга Шебеко. - Однако это не прописано в российском законодательстве, а потому несоблюдение правил благотворительности не является преступлением. Особой проверки требуют случаи, когда к сбору средств привлекаются несовершеннолетние. Есть ещё один способ тестирования волонтёра «на честность»: если сотрудники фонда заявляют, что сборщиков нельзя фотографировать, - дело ясное, что дело тёмное. Это в частной жизни требуется разрешение на фотографирование, но когда человек публично собирает деньги «в рамках благотворительной акции», это правило не действует.

 

Честные люди деньги на улице не собирают

«Самый действенный способ игнорирования уличных сборщиков - перестать давать им деньги, - убеждён Владимир Шабардин. - Как только люди начнут публично объявлять лжеволонтёров мошенниками и не будут наполнять их карманы, все эти якобы благотворительные фонды с улиц сразу же уйдут: нет интереса. Ни один из честных фондов деньги на остановках не собирает».

 

На прошедшей не так давно первой всероссийской конференции «Все вместе против мошенников» была принята резолюция, в которой прописаны обязательства по формированию «дорожной карты» лжеволонтёров, а это прежде всего активное взаимодействие с фондами местных сообществ в регионах, создание сборника кейсов по вопросам мошенничества на улице и в транспорте в сфере благотворительности. В Министерство юстиции РФ будет отправлено обращение по регистрации новых некоммерческих организаций, создадут единые правила по работе со спам-объявлениями, с группами в социальных сетях, со спам-рассылками по e-mail. В Государственную думу РФ и Общественную палату направят обращения с просьбой лоббировать вопрос о внесении в статью Уголовного кодекса изменений, направленных на защиту благотворительного сообщества.

Под декларацией ассоциации «Все вместе» подписались и многие кировские общественные организации.

 

Ирина КУШОВА.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий