Кировчанка с сыновьями 21 год живет между пепелищем и переселенческим фондом

ЖКХ

19 февраля 2018 635 0
На печать

Трагедия произошла в мае 1996 года. Тогда в результате умышленного поджога сгорел 4-квартирный дом, расположенный в г. Кирове по ул. Большевиков, 111-а, в котором Татьяна Калинина проживала вместе с двумя сыновьями, 10-ти и 18-ти лет. За это время в городе выстроены целые дворцы для чиновников, сменила название улица Большевиков, став Казанской, но неизменной осталась судьба Татьяны и её семьи - она так и живёт, по документам, в несуществующем доме.

 

Кто жил в разбойные 90-е годы, тот представляет, что означало тогда остаться без единственного жилья. Татьяне Калининой, с её социальным статусом кухонной рабочей столовой завода «Сельмаш», тем более было трудно. И где взять новое жильё, как содержать двоих сыновей? Руководство завода выделило ей комнату в общежитии в 20 кв. метров по ул. Красина. В нём семья проживала по 2006 год. Затем завод обанкротился, а жильцов в связи с приватизацией общежития попросили выселиться.

 

Администрация города выделила семье Татьяны Калининой комнату  площадью 18 кв. м в переселенческом фонде на ул. Ленина, практически рядом с филармонией. Это тоже была классическая общага с общим коридором на 12 семей, деливших друг с другом один на всех туалет, ванную комнату и кухню. Здесь семья встретила 2010 год.

 

Со временем этот дом пришёл в негодность, и Татьяну Калинину переселили на улицу Заводскую, где семья занимала одну из шести комнат с общим коридором и общими для всех жильцов «удобствами». Были и другие адреса с временной пропиской, все на одно лицо, так как переселенческий фонд в г. Кирове, если судить по данной конкретной истории, иных вариантов по условиям проживания не имеет.

 

В поисках закона

Ощущение проживания на многолюдном вокзале, с которого без купленного билета всегда могут попросить, Татьяну Калинину не покидало никогда. Она ждала и не могла дождаться своего поезда, который бы привёз её на конечную станцию с постоянным жильём в виде отдельной квартиры, где она станет снова полноправной хозяйкой.

 

За помощью Татьяна обратилась в прокуратуру Первомайского района города Кирова, а та от имени пострадавшей при пожаре подала иск в суд о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В исковом заявлении прокурора было отмечено, что Т. Калинина до пожара проживала с семьёй в квартире на условиях социального найма, а после пожара семья была признана нуждающейся в жилом помещении и в связи с этим поставлена на учёт. В иске прокурора было особо отмечено, что жилое помещение должно находиться в пределах г. Кирова, отвечать санитарным и техническим требованиям, а общая площадь его должна быть не менее 42 кв. метров.

 

Основной спор в суде разгорелся по поводу того, каким должно быть это помещение, на которое претендует семья из трёх человек. Оказалось, закон в ситуации с семьёй Калининых повернулся к ним спиной. Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жильё которых было признано в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции. Дом, в котором проживала до пожара семья Калининых, не был аварийным. И пусть он сгорел, и даже не по их вине, а от поджога, это обстоятельство не давало пострадавшим права на внеочередное получение жилья. Не было принято во внимание и то, что семья к моменту судебного заседания скиталась без постоянной крыши 20 лет.

 

Не менее абсурдной с позиции закона выглядела ситуация с площадью жилья. Вот если бы их сгоревшая 21 год назад квартира состояла из двух комнат и более, тогда муниципалитет был бы обязан выделить семье полноценную квартиру. А поскольку они занимали до пожара однокомнатное жилье, то имеют право только на одну равнозначную по площади комнату - 14,5 кв. метра. Именно к такому жилью и была «приговорена» судом семья Калининых. Но и до него следовало дожить, встав в общую очередь. Суд вынес решение 14 апреля 2016 года.

 

Сюрпризы рукастых чиновников

Сначала Татьяна Калинина отказалась от очередной общаги по ул. Левитана, 6, где ей предложили комнату в коммуналке с общими «удобствами» на шесть семей. Чиновники обратили внимание пострадавшей при пожаре женщины на то, что она не может претендовать на прежнюю площадь своего жилья в 14,5 кв. метра. Оказывается, согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ № 43-КГ13-2, общая площадь жилых помещений в виде комнат в коммунальных квартирах - это не жилая площадь самой комнаты. В неё может входить площадь общего пользования, даже общей кладовки, а также кухни, туалета и других помещений. Поэтому чиновники посчитали, что комната на 10 кв. метров в коммуналке - верх того, на что может претендовать Татьяна.

 

Позднее произошла ещё одна интересная ситуация с комнатой на ул. Ленина, 79. Получив письмо о предстоящем ремонте и о приходе бригады строителей, Татьяна освободила для ремонтных работ комнату и выехала с вещами за город, где стала жить в палатке. Администрация решила, что она выехала из комнаты совсем, и своё прежнее решение о предоставлении жилья Калининым от 22 июня 2017 года отменила, предоставив комнату другим нуждающимся. А Татьяне было сказано, что, возможно, придётся ждать исполнения судебного решения до 2020 года.

 

Но всё же разум, если новое решение можно назвать разумным, возобладал. И администрация города Кирова по Первомайскому району своим распоряжением от 20 июля 2017 года выделила семье две комнаты в 3-комнатной квартире на ул. Комсомольской, 23. В тексте распоряжения, выделенном в документе жирным шрифтом, указано: «...для временного проживания, до предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма». В одной комнате этой коммуналки проживает сегодня сын Михаил, в другой - сама Татьяна. Старший сын снимает квартиру, устраивая жизнь самостоятельно.

 

Я заранее предвижу объяснения чиновников по поводу этой неприглядной истории, в которой они не решили проблему одной семьи за 21 год. Например, в своём письме  от 22 августа 2017 года представитель администрации перечисляет шаги по исполнению судебного решения, ничуть не смущаясь прошедшего 21-летнего срока. Оказывается, в 2017 году муниципальное образование объявляло открытый электронный аукцион на закупку жилого помещения для семьи Калининых по тем характеристикам, которые определены судебным решением, однако ни одного предложения от владельцев жилья в областном центре не поступило. Догадаться о причинах несостоявшегося аукциона нетрудно. Новое жильё с перечисленными судом параметрами в современных условиях уже не строится, а старое свои сроки отслужило.

 

Сколько пройдёт времени до исполнения судебного решения, неизвестно. А я напомню, что с мая 1996 года, когда произошёл пожар, в России состоялось пять выборов президента - от Б.Н. Ельцина, Д.А. Медведева до В.В. Путина. Не меньшее число раз в г. Кирове избирались законодательные и исполнительные органы власти. Только в судьбе Калининых за этот период существенных изменений не произошло, все эти годы в душе Татьяны Калининой бушует пожар, превративший в пепел и золу её жильё. Этот пожар до сих пор не могут потушить чиновники городской администрации. С пенсией в 10 тыс. рублей самой Татьяне проблему не решить. И даже реальное улучшение жизни Татьяны на 0,5 процента в год, которым бравирует правительство, ничего хорошего в дальнейшем не сулит.

 

Куда ведут граждан лукавые законы

Провозгласив государство социальным, власть с каждым годом отступает от взятых на себя обязательств. Движущей силой для перемен чаще становится господин случай, которым высвечивается проблема, и лишь тогда становится ясно, что вопрос следует решать.

 

Только авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года заставила правительство признать, что в энергетике страны существуют глобальные проблемы. Взрывы на шахтах в Кемеровской области понудили федеральный центр к принятию повышенных мер безопасности в этой сфере. Ежегодные взрывы боеприпасов на складах в 2011 - 2012 гг. стали сигналом к наведению порядка в Министерстве обороны.

 

К сожалению, Россия является страной нескончаемых лесных пожаров, которые в жаркие лета накрывают дымовыми завесами огромные территории. Когда в 2010 году от торфяных пожаров в дыму оказался ЦФО и нависла угроза задымления Москвы, то поспешили изменить подходы, но обеспечили безопасность в основном в столичном регионе. 

 

Много лет идущие по стране лесные пожары, от которых выгорают деревни и сёла, так и не побуждают правительство и законодательные органы к принятию законов в отношении погорельцев, утративших жильё. Вот только одно сообщение ТАСС от 18 апреля 2015 года по Забайкальскому краю: «С 13 апреля сгорело 203 жилых дома в 18 населённых пунктах и 284 дачных дома». В августовском пожаре 2017 года в центре Ростова-на Дону пострадало 692 человека - сгорело жильё вместе с имуществом. В подобных случаях решениями правительства выделяются необходимые федеральные деньги, но это только по нашумевшим в масштабах страны пожарам. На ликвидацию последствий пожара в Ростове-на-Дону федеральный центр выделил 260 млн. рублей.

 

Одним из путей решения проблемы могло быть включение погорельцев в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, разработанную в г. Кирове в соответствии со ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185. Аналогичные программы существуют и в других регионах. Иначе говоря, речь идёт о приравнивании погорельцев по статусу к владельцам аварийного жилья.

Александр ЧУПРАКОВ.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий