Киров отметил 120-летие конструктора танка Т-34 Михаила Кошкина

ОБЩЕСТВО

17 декабря 2018 987 0
На печать

3 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Кошкина. В его биографии были пять лет жизни и трудовой деятельности на Вятке. В этот день скромно вспомнили Михаила Ильича на кировской земле: к мемориальной доске у дома, где он жил, на улице Спасской, 31, были возложены цветы. А позже в областной научной библиотеке им. Герцена прошла конференция, на которой собрались краеведы, архивисты, преподаватели, кадеты и, конечно же, бывшие танкисты, чья биография была связана со службой на уникальном танке Т-34.

 

Вместе с участниками этого мероприятия вспомним основные вехи жизни Михаила Ильича, вспомним, как наша область вносила свой трудовой и боевой вклад в победу над врагом. Об этом, в частности, на конференции рассказали доктор исторических наук, профессор, руководитель центра регионоведения Герценки Михаил Судовиков, завкафедрой истории и политических наук ВятГУ Андрей Машковцев, научный сотрудник Кировского областного краеведческого музея Денис Садаков, ведущий архивист Центрального государственного архива Кировской области Владимир Жаравин.

 

- Из Москвы Михаила Кошкина распределили в Вятку, - рассказывал Владимир Жаравин. - Ему поначалу пришлось вспомнить профессию кондитера: некоторое время работал директором Вятской кондитерской фабрики (Якубовская). Но выпускать сладости и лакомства Кошкину пришлось недолго. Он был назначен на партийную работу: трудился заведующим отделом пропаганды 2-го райкома партии (железнодорожный), директором губернской советской партшколы, затем в Вятском губкоме партии. Это позволило Михаилу Ильичу приобрести опыт руководителя и организатора, проявить все лучшие качества…

 

В 1929 году в числе «парттысячников» Кошкин уехал на учебу в Ленинградский политехнический институт. Его специальностью становятся автомобили и трактора. Еще один эпизод в биографии Михаила Кошкина роднит его с Вятской землей: начинающего инженера заметил лидер ленинградской партийной организации (по тем временам - глава администрации города) Сергей Миронович Киров. Вскоре Кошкина пригласили на работу на Ленинградский завод опытного машиностроения - Путиловский, впоследствии Кировский.

 

В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи Советского государства. В эту работу с головой ушел и молодой специалист. Тогда поставили задачу: в кратчайшие сроки создать танкостроение. Времена-то настали суровые: в Германии пришли к власти нацисты, на Дальнем Востоке угрожали японские милитаристы.

 

В декабре 1936 года по приказу наркома тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна создали конструкторское бюро № 183, а главным конструктором назначили Михаила Ильича. В таких условиях проявились лучшие его качества. Поначалу мало знакомый коллективу завода, новый «главный» быстро нашел контакт с коллегами и подчиненными, привлёк к работе других конструкторов, производственников и военных. Он был принципиален, трудолюбив и честен, благодаря этим качествам очень быстро приобрел авторитет на заводе.

 

Несмотря на огромный риск стать «врагом народа», Кошкин не боялся отстаивать свою точку зрения перед руководителями любого уровня и продвигать смелые новаторские идеи. Именно в 1937 году по результатам участия советских танкистов в составе интернациональных бригад в войне в Испании автобронетанковое управление РККА выработало техническое задание на разработку танка нового поколения, который должен был прийти на смену легкому скоростному БТ-7. Задачу предстояло решать конструкторскому бюро № 183 и лично Михаилу Ильичу.

 

Участники конференции в Герценке рассказывали, как в тот период развернулась дискуссия о типе ходовой части танка. Многие военные и инженеры выступали за сохранение колесно-гусеничных движителей, как у танков серии «БТ». Кошкин был среди тех, кто понимал, что будущее принадлежит гусеничному движителю. Он радикально улучшил проходимость танка.

 

...В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна: два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец». Один загрузили горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вел новые танки, садясь за рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог, по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой, агрегаты работали на пределе. Пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки.

 

Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта, а 17-го числа их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. Во время пробега М. Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка разъехались по Ивановской площади Кремля: один - к Троицким воротам, другой - к Боровицким. Не доезжая до ворот, эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки. Остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте. И. Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Якобы Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках».

 

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице.

 

По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось. Вскоре он стал инвалидом: врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года в санатории «Липки» под Харьковом Михаил Ильич Кошкин умер. Ему не исполнилось и 42 лет. За его гробом шел весь коллектив завода. У него остались жена и трое детей. Работы над освоением танка Т-34 продолжал друг Кошкина - новый главный конструктор А. Морозов...

 

Ветераны-танкисты в Герценке вспоминали, насколько мощным был Т-34. Председатель объединения ветеранов этого рода войск в г. Кирове Валериан Коробкин рассказал гостям о героизме, проявленном нашими бойцами в Курской битве, при взятии европейских городов, и разумеется, Берлина. Практически около 1600 человек, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, были танкистами.

 

Кировчане тоже внесли весомый вклад в победу над врагом. Об этом, а также о знаменитом Т-34 написано немало книг. Одна из них принадлежит перу нашего земляка, ветерана войны Петра Козлова. Она так и называется - «Михаил Кошкин и его «тридцатьчетвёрка».

 

 Возможно, в боевой машине весьма душно и неудобно, о чем тоже вспомнили бывшие танкисты, но танк очень маневрен, по-боевому надежен, экономичен. И главное - прост в управлении! Теперь на смену Т-34 пришли современные «Арматы», но все, кто служил на знаменитой «тридцатьчетвёрке», уверены: лучше её в армии нет. А может, то просто ностальгия о годах службы?..

 

Подготовил А. ВЯТКИН.

 

P.S. В Киров осенью 1941-го в числе других многочисленных предприятий эвакуировали Коломенский паровозостроительный завод им. Куйбышева. Кировчане в кратчайшие сроки, как это тогда водилось, перешли на выпуск военной продукции, развернули на производственных площадях завода имени 1 Мая танковое предприятие №38. С 1942 по 1944 год выпустили более 4 тыс. легких танков и самоходок. На средства трудящихся изготовили и передали фронту танковые колонны «Кировский комсомолец», «Кировский колхозник», бронепоезд «С.М. Киров».

 

За годы войны около 20 женщин стали танкистками. Одна из них - Евгения Сергеевна Кострикова (1921 - 1975), гвардии капитан, дочь С.М. Кирова, военфельдшер 79-го отдельного (54-го гвардейского) танкового полка 5-го гвардейского механизированного корпуса, затем  командир танка, взвода, роты. В 1941 году она добровольцем ушла на фронт. Воевала в медико-санитарном взводе танкового батальона, на Курской дуге спасла жизнь 27 танкистам, награждена орденом Красной Звезды. После ранения, в декабре 1943 года, была направлена на учёбу в Казанское танковое училище. С отличием окончила ускоренный курс и стала командиром танка Т-34.

 

В конце 1970-х годов в СССР сняли художественный фильм «Главный конструктор» - о Кошкине, о его борьбе за новый танк и о том самом тысячекилометровом пробеге. Роль Михаила Ильича исполнил актёр Борис Невзоров. Несмотря на некоторые «недоговорки», связанные с идеологическими ограничениями тех лет, фильм и сегодня смотрится с захватывающим интересом.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий