«Караул, приехали!» Система автобусных перевозок в Кировской области разрушена.

ЭКОНОМИКА

РАЙОНЫ

25 декабря 2017 285 0
На печать

 

Об этом прямым текстом говорили в Законодательном Собрании. Каждый третий из 39 районов области постоянно испытывает проблемы с перевозками пассажиров, в том числе до Кирова. В большинстве райцентров не осталось муниципальных автотранспортных предприятий. Отказываются от перевозок даже частники, работающие по договорам на межмуниципальных маршрутах.

 

- У нас с 23 октября отсутствует автобусное сообщение с Кировом, - сообщил нашей редакции глава администрации Нагорского района Анатолий Новосёлов. - Индивидуальный предприниматель отказался обслуживать маршрут в связи с убыточностью и низким пассажиропотоком. Пришёл и сказал: «Всё, терпение кончилось».

 

Оказалось, что перевозчик и раньше уже приостанавливал движение своего автотранспорта по этому маршруту, но тогда местной администрации удалось договориться с предпринимателем. Может, получится и на этот раз? 

 

- Раньше этот рейс дотировало правительство области, но финансирование отменили года два назад, а обязанность обеспечить транспортное сообщение никто не снимал с муниципальных образований, - пояснил Анатолий Иванович.

 

Пассажиропоток упал в разы, хотя люди по-прежнему ездят. В последнее время наполняемость автобуса от Нагорска до Кирова - всего 2 - 4 человека за рейс. Откуда взяться рентабельности?

 

Проблема характерна для многих районов области. В Санчурском, например, муниципальное АТП также давно ликвидировано. По словам главы района Александра Попова, в Киров и обратно жители ездят на проходящем йошкар-олинском автобусе. Из райцентра ходят только такси и заказные автобусы. Транспортное сообщение с некоторыми деревнями и посёлками отсутствует по несколько месяцев. В Нагорском районе хотя бы раз в неделю, но можно доехать до посёлков: в районном бюджете заложено 650 тысяч рублей на дотации перевозчикам. Вдвое меньше, чем в лучшие времена, но хоть столько.

 

Выяснилось, что в течение этого года перевозчики не раз отказывались от обслуживания и других маршрутов, в том числе от райцентров до Кирова. Однако замдиректора кировского автовокзала Наталья Слобожанина заверила нас, что от обслуживания маршрутов перевозчики отказываются временно, из-за тех-
осмотров подвижного состава или сезонного спада пассажиропотока. В целом, по ее словам, число маршрутов и рейсов за год не изменилось. Сейчас идёт заключение договоров с частными перевозчиками на 2018-й.

 

«Придётся уходить»

 

Скажете, окраины области - не показатель? Но и в расположенных вблизи от Кирова районах проблемы те же. Просто где-то ещё есть муниципальные перевозчики, а где-то - нет.

 

– Мы 15 лет занимаемся перевозками, долгов нет, однако всё идёт к тому, что придётся уходить с рынка, - заявил депутатам Заксобрания области на заседании профильного комитета директор ООО «Юрьянское АТП» Игорь Леушин. - Установленный тариф на проезд в Кировской области составляет 3,51 рубля за километр. Сравните: в Архангельской области - 2,50 рубля, в Рязанской - 2,25, в Ульяновской - 2, в Татарстане - 2,20, в Башкортостане - 1,70... Что, покупательная способность населения у нас выше, чем у соседей? Не думаю. Почему же мы тогда хотим переложить на плечи жителей себестоимость проезда? И этот тариф приравнивает нас по цене к частникам. Но мы не можем с ними конкурировать на своей технике. Сократили количество льготников, а ведь это была одна из составляющих транспортных субсидий. Теперь бабулька, чтобы получить «талоны» на проезд, должна собрать десяток бумаг и отстоять несколько очередей. Зачем ей, если не собирается часто ездить? В результате количество пассажиров сократилось втрое. Наше предприятие получило дотацию за льготников от областного минтранса только за сентябрь, и деньги кончились. И так из года в год. В сложившейся ситуации выиграли лишь нелегальные перевозчики.

 

– Придите на кировский автовокзал - таксисты за рукав вытаскивают людей из очереди и предлагают задёшево отвезти до райцентра. Но кто из них поедет в деревни? А ведь у нас по районам распределение маршрутов обычно происходит общим лотом: на одних маршрутах мы зарабатываем, другие - дотируем как социальную нагрузку. Но если у нас таксисты выхватили как раз самые прибыльные направления, дальше-то как жить? Предложение одно: восстановить финансирование по маршрутам. Чтобы оно было справедливое, а не так, что одни маршруты - «социальные», другие - «не столь социальные».

 

Таксисты против АТП

 

Казалось бы, свободный рынок должен расставить всё на свои места. В реальности государственные и муниципальные автопредприятия не выдерживают конкуренции с «такси» и «заказными автобусами», которые ездят регулярно по межмуниципальным и пригородным маршрутам, увозя вместе с пассажирами выручку. По словам главы областного минтранса Михаила Поршнева, несколько ГУПов и МУПов сейчас находятся в предбанкротном состоянии. Техника в районах изношена до 85%, а кое-где уже нечего выпускать на линию.

 

Поэтому упрекать пассажиров за поездки на такси бесполезно. Людям нужно ехать, а не «шашечки». Между ржавым холодным «пазиком» и комфортной иномаркой выбор очевиден. Большинство не пугает даже более высокий риск попасть в ДТП, ведь «нелегалы» не проходят никаких предрейсовых проверок состояния здоровья и автомобиля. Затраты у них гораздо ниже, чем у легальных перевозчиков, что позволяет обновлять технику. Такси не привязаны к расписанию и остановкам, могут приехать к 6 часам утра или вечера, чтобы собрать и увезти всех пассажиров на работу или с работы.

 

Директор ОАО «Кировпассажиравтотранс» (КПАТ) Денис Пырлог также подчеркивает, что многочисленные «нелегалы» в пригороде Кирова и районах области забирают львиную долю выручки, которую могло бы получить его предприятие. Ведь из 64 маршрутов, обслуживаемых КПАТ, только 8 прибыльных. Потому и остаётся легальным перевозчикам на рейс пресловутая пара-тройка бабушек, которым некуда спешить. Если только не на приём к врачу - тогда можно и на такси потратиться.

 

Штраф для «нелегалов» в 3 тысячи рублей их не пугает: эти деньги можно вернуть за пару рейсов. В минтрансе вынашивают намерения лишать их лицензий, сделать платными или недоступными парковочные места у автовокзалов. Другой вариант - легализовать бизнес «бомбил». Но как?

 

- Проводим с ними беседы, предлагаем перейти в правовое поле, а они спрашивают, что получат от этого. То есть они встанут в расписание, будут платить налоги, проходить предрейсовые медосмотры, техосмотры... Требования заданы высокие, а преференций мы не можем предложить никаких, - признаёт Поршнев.

 

Анатолий Новосёлов подтверждает его слова примером:

- Пару лет назад предприниматель вызвался возить людей из райцентра в свой посёлок Орлецы, хотя бы раз в неделю. Дали ему добро - только работай, пожалуйста! Прошёл он экспертизу, получил лицензию. Поработал, потом проверка приходит: то не так, это не так. Он мне высказывает свое возмущение: «Я же не зарабатывать взялся, а помочь жителям. А с меня спрашивают за то, что мыло, видите ли, у меня не то». Требования к легальным перевозчикам едины. Хотя подходят они, я считаю, только для маршрутов с высоким пассажиропотоком. Не как у нас по району.

 

Такое впечатление, что вся эта масса ограничений и поборов специально задумана для того, чтобы заставить частных перевозчиков уйти в тень. Очевидно, проблема требует законодательного решения.

 

Дело техники

 

Конечно, таксисты - бич транспортников, но без радикального обновления автопарка возродить муниципальные автотранспортные предприятия невозможно. В минтрансе заявляют о намерении перевести пассажирские перевозки в Кирове на более выгодный и экологически чистый газомоторный транспорт, а высвободившиеся автобусы передать районным муниципалитетам в качестве поддержки.

 

Правда, Игорь Леушин раскритиковал эту идею: мол, на местах только заревут, получив старые, разваливающиеся ЛиАЗы на своё сельское бездорожье. Кому на них ездить? Как ремонтировать? Если для ПАЗов кое-какая ремонтная база есть, то с другими автобусами будет одно мучение.

 

Между тем директор КПАТ   Д. Пырлог уже сообщил «ВК», что его предприятие точно будет закупать газомоторные автобусы, правда затруднился назвать хотя бы их предполагаемое количество. Так что, надо полагать, высвободившегося транспорта будет немного и он будет не скоро. И маловероятно, что эти б/у автобусы реально смогут исправить вопиющую ситуацию с рейсами раз в неделю.

 

А вот потягаться с «нелегалами» на самых кассовых маршрутах можно. Например, сосредоточить лучшие автобусы в пограничных районах, откуда идут дороги (и федеральные трассы тоже) к Кирову через другие районы. По тому же принципу, как пользуются в Санчурске, Советске или Яранске транзитным транспортом из Йошкар-Олы. И графики движения можно было бы отрегулировать так, чтобы увеличить наполняемость автобусов, а следовательно, и рентабельность перевозок.

 

С другой стороны, если люди выбирают такси, то, может, и не стоит им мешать, «невидимая рука рынка» всегда сама всё разрулит? Если опять дров не наломает.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

Автомобильный пассажирский транспорт - основной в регионе, его удельный объем во всех перевозках - 85,8%.

В области действуют 106 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок: 47 - междугородних, 59 - пригородных.

На них работают 52 перевозчика различных форм собственности.

 

 

 

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Как решить проблему нехватки мест в школах в центре города?