Как частая смена директоров в Чимбулатском карьере привела к миллионным убыткам для бюджета Кировской области

ЭКОНОМИКА

14 августа 2018 213 0
На печать

Чимбулатский карьер - не самое старое предприятие, работающее в Кировской области. Он начал свою работу в Советском районе в 1986 году. Предприятие добывает известняковый щебень, который используется при строительстве и ремонте дорог.

 

Помимо этого, там производят известковую муку, которая выступает в качестве удобрения для сельскохозяйственного производства. То и другое остается востребованным, а следовательно, доходным. И до последнего времени приносило прибыль.

 

И вот впервые Чимбулатский карьер показал по итогам 2017 года убыток в размере почти 30 млн. рублей. Более того, на последнего из его директоров заведено уголовное дело по факту хищения средств в размере 1,8 млн. рублей.

 

Сможет ли карьер выбраться из такой непростой ситуации, пока остается под вопросом. Но одно безусловно - нормализация его работы будет выгодна не только правительству области, региональной экономике, но и жителям Советского района, на территории которого расположено предприятие.

 

Ничто не предвещало грозы

Если кто-то не бывал на действующих карьерах, то ему трудно представить, как это выглядит. Хотя, наверняка, многие могли видеть что-то подобное по телевизору, когда показывают открытую добычу каменного угля или других минералов. Воронка, состоящая из уступов, по которым поднимается груженая техника. Она порой настолько велика, что сами машины, среди которых есть и БелАЗы, представляются величиной не больше муравья.

 

Конечно, в Чимбулатском карьере масштаб не такой большой - и воронка меньше, и машины не теряются на уступах. Но и здесь есть и сами уступы, и экскаваторы, и большегрузные автомобили. Даже имеются линии по производству активированного минерального порошка, пилению камня и изготовлению облицовочной плитки. Но по понятным причинам основной продукцией выступает всё же известковый щебень, 80% которого идет на нужды Кировской области.

 

Руководство предприятия не раз заявляло, что карьер - это стабильно работающее предприятие, что у него налажены долгосрочные партнерские отношения с предприятиями Кировской, Нижегородской и Костромской областей, республик Коми, Марий Эл и Татарстан, что качество его продукции обеспечивается постоянной модернизацией производства. Более того, один из последних директоров утверждал, что у карьера блестящее будущее.

 

- Наша продукция востребована, - говорил он в 2017 году. - В первую очередь она необходима Кировской области, где активно идёт ремонт дорог. Учитывая, что пока нормативам соответствуют лишь 20% дорог области, а в планах ближайших трёх лет довести этот показатель до 55% и двигаться к 80%, со сбытом щебня у карьера проблем не будет. В этом году смещение сезона (дорожных работ) добавило нам хлопот: щебень потребовался всем почти одномоментно. И мы сумели справиться с пиковой нагрузкой - 5 тысяч тонн щебня отгружали в сутки. И хоть за ним машины стояли в очередь, ни одного контрагента мы не подвели.

 

Но не только это давало повод говорить о «светлом будущем» предприятия. С 2011 года экономические показатели находились в плюсе. Выручка в 2016 году составляла почти 213 млн. рублей при себестоимости продукции в 185 млн. Чистая прибыль - почти 20 млн. рублей. При этом за предшествующие пять лет не было и года работы в убыток.

 

Карьер исправно платил дивиденды в областной бюджет. По итогам 2016 года они составили почти 4 млн. рублей. Не было проблем и с уплатой налогов во все уровни бюджетов. А будучи одним из крупнейших пополнителей районной казны, карьер даже оказывал спонсорскую помощь населенным пунктам Советского района. В частности, с его помощью была отремонтирована крыша и фасад школы искусств в г. Советске, а федерация футбола Советского района получила финансовую поддержку для проведения открытого первенства Советского района по футболу.

 

Казалось бы, всё должно идти хорошо, но, как выяснилось, что-то пошло не так.

 

Накопленный негатив

Чимбулатский карьер - акционерное общество (АО). 100% его акций находится в собственности правительства области. Вследствие этого его деятельность должна проходить под надзором региональной власти. А потому не обошла его своим вниманием Контрольно-счетная палата Кировской области (КСП). Последняя ее проверка была в 2017 году и охватывала период его работы с 2011 по 2016 год. Выводы оказались неприятными.

 

Во-первых, выяснилось, что многие сделки, осуществленные руководством карьера в 2016 году, выглядят сомнительными. А ведь еще в 2013 году на заседании профильного комитета Законодательного Собрания обсуждался скандал, связанный с продажей продукции карьера одной пермской фирме. Его суть была в следующем: в 2010 году карьер отгрузил щебень пермской фирме ООО «Уралресурс» на строительство федеральной дороги в поселке Опарино. С этой фирмой заключили договор на 28 млн. рублей. Из этих денег АО «Чимбулатский карьер» получило всего 5 млн. рублей. Остальные 23 млн. «исчезли в неизвестном направлении». Покрывать убытки пришлось незадачливому продавцу.

 

И вот в 2016 году ситуация повторилась. Карьер продал щебень волгоградской фирме «Сити-Град». И мало того, что учредительный капитал этого общества с ограниченной ответственностью составлял всего 12,5 тыс. рублей, а его учредитель находился на Вирджинских островах, мало того, что поставки продукции осуществлялись без оплаты по факту, то есть в кредит, так еще и этой компании была сделана скидка в размере 35% от продажной цены (хотя рекомендованная скидка не должна была превышать 20%). В результате щебень был отгружен. При этом «Сити-Град» остался должен Чимбулатскому карьеру почти 4 млн. рублей, но денег продавец так и не увидел. Конечно, руководство Чимбулатского карьера подало иск в арбитражный суд и даже выиграло дело. Но денег, как сообщили в КСП, так и не получило и вряд ли получит, так как покупатель находится в состоянии банкротства с апреля 2016 года. И, что самое печальное, этот случай, как следует из отчета КСП, не был единичным.

 

Во-вторых, у главного областного финансового контролера были претензии к использованию принадлежащего карьеру имущества. Так, только недополученная плата от сдачи в аренду автомобиля КамАЗ аэропорту Победилово по заниженной арендной ставке, по оценке аудиторов КСП, составила 765 тыс. рублей. Это не считая того, что из средств предприятия была уплачена куча штрафов за превышение скорости автомобилем «Ниссан», который числится за директором. А ведь в отчете КСП фигурируют и иные факты подобной неэффективности.

 

В-третьих, на предприятии, как выяснилось в ходе его проверки КСП, плохо налажен как учет готовой продукции, так и самого принадлежащего ему имущества. Взять, к примеру, весы, которые использовались для взвешивания вывозимой за пределы карьера продукции. Расхождение с реальным весом достигало 4 тонн. И когда весы проходили поверку, никто даже вспомнить не мог. Кроме того, готовая продукция складировалась так, что установить ее реальный объем было затруднительно. Были проблемы и с учетом самого производственного оборудования.

 

Возможно, именно последнее обстоятельство и учел назначенный в 2017 году директором карьера Александр Калугин, когда решил присвоить себе неучтенное, принадлежащее предприятию имущество на сумму 1,8 млн. рублей. Это он говорил о блестящих перспективах карьера и даже приглашал на предприятие на открытие линии по производству активированного минерального порошка губернатора области Игоря Васильева. И это против него впоследствии было возбуждено уголовное дело.

 

С поправкой на свой карман

Нужно сказать, что во многом на эффективность работы карьера повлияла чехарда в руководстве предприятия. С таким выводом согласились и аудиторы КСП.

 

Начиная с 2015 года и до момента проверки, то есть до 2017 года, там сменилось пять директоров. И почти все они так или иначе стали фигурантами административных (а в последнем случае - и уголовного) дел. Стоит ли говорить, что большинство из них были «варягами» - из Ростова, Краснодара, Москвы?

 

Конечно, было много претензий к работе Евгения Исаева, который долгие годы возглавлял предприятие. Именно при нем была заключена сделка с пермским предприятием «Уралресурс», потери от которой составили 23 млн. рублей. Обвиняли его бывшие работники предприятия и в том, что он пристроил на «теплые места» в администрации карьера своих родственников. Но надо отдать ему должное - карьер работал с прибылью, а средняя зарплата по предприятию росла. А вот после снятия его с должности ситуация изменилась кардинально.

 

Почти каждый из сменивших Исаева директоров что-то выкраивал для себя. Согласно отчету КСП, за 2016 год заработные платы руководства АО выросли на 29,2%, заметно обогнав рост по другим категориям работников. Более того, сменивший Исаева К.С. Саргсян необоснованно (по мнению аудиторов КСП) выплатил себе квартальных премий на сумму свыше 42 тыс. рублей. А последовавшие за ним А.И. Шошин и Е.В. Козловский получали в обход существующих норм беспроцентные займы из кассы предприятия. Первый - на сумму 180 тыс. рублей, второй - 50 тыс. рублей. В последнем случае деньги так и не удалось вернуть.

 

«А куда ж смотрело правительство области?» - закономерно спросите вы. Ответ в том же отчете КСП: «Министерство транспорта… не осуществляет ведомственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества. Проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества с момента его создания не проводились».

 

Логическим финалом всего этого стали финансовые итоги 2017 года. Выручка Чимбулатского карьера упала с 212,9 млн. рублей в 2016 году до 184 млн. рублей в 2017-м. Убыток от основной деятельности составил почти 28 млн. рублей. Да и средняя зарплата по предприятию существенно снизилась.

 

Как заметил аудитор КСП Евгений Сунцов, говорить о катастрофической ситуации в Чимбулатском карьере пока рано. Сейчас главное - внести стабильность в руководство предприятия. А уже после этого начать разработку его бизнес-стратегии. И в этом деле активную позицию должен занять собственник предприятия - правительство области.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Что нужно сделать в Кирове к 650-летию города?