К нам приедет принцесса Диана? Какой памятник Церетели хочет подарить городу Кирову

ОБЩЕСТВО

12 ноября 2018 748 0
На печать

 

В середине октября губернатор Кировской области Игорь Васильев разместил на своей странице в соцсети «ВКонтакте» следующую информацию: «Знаменитый скульптор Зураб Церетели предложил сделать подарок городу Кирову к 650-летию. Свои работы Зураб Константинович уже подарил восьми странам мира. Есть предложение установить на набережной скульптурную композицию «Наталья Гончарова с детьми».

 

Губернаторский пост (сообщение) сопровождался фотографией Церетели, старательно протирающего некую женскую статую. Видимо, это и есть «муза Пушкина», решили все, в том числе и многочисленные местные СМИ, дружно перепечатавшие фото. Каково же было наше удивление, когда, покопавшись в Интернете в поисках фотографии скульптуры Натали Гончаровой в полный рост, мы обнаружили, что растиражированное изображение является памятником… принцессе Диане, изготовленной Церетели еще в 2001 году!

 

При этом сначала писали, что этот памятник может быть предложен в качестве подарка британской столице, потом - что его должны установить в Москве. Однако позднее стало известно, что английская королевская семья своего согласия на это не давала: как сообщили в Российской академии художеств, Букингемский дворец согласовал лишь возведение в Москве фонтана и сада роз в честь принцессы. И вот спустя 17 лет скульптура Дианы неожиданно появилась на губернаторской страничке в сообщении о памятнике Наталье Гончаровой.   

 

Впрочем, вполне возможно, что это - всего лишь ошибка «пиарщиков» Васильева (ну в самом деле, не сам же Игорь Владимирович размещает свои посты в Интернете?!), подобравших «по случаю» подходящую фотографию. Однако всё в этой истории может оказаться не так просто.

 

Наши сомнения разделяет, например, кировский скульптор, заслуженный художник России Людмила Леденцова: 

 

- Я хорошо знаю творчество Церетели, я была в его музее, видела его работы. Я знаю его стиль, знаю то, как он лепит. Когда появилось сообщение, что Церетели дарит нам памятник Натальи Гончаровой, естественно, это вызвало у меня чисто профессиональный интерес. Потом начала читать Интернет и наткнулась на информацию, что это непосредственно наш губернатор был в мастерской Церетели, видел экспозицию и они там и договорились о подарке нашему городу к юбилею. Что касается того, что Наталья Гончарова будет изображена с детьми, - с этим проблемы большой не будет: дополнят и скомпонуют произведение.

 

Вообще в последнее время в нашем областном центре происходит какая-то чехарда со скульптурой. То привезут какую-нибудь уже растиражированную по всей стране копию, как памятник Петру и Февронии в Александровском саду, или последний пример - памятник царской семье. Я полтора месяца провела в Жуковском, где его отливали, это чисто коммерческий проект. Этот памятник предлагали всем, кто отреагирует и приобретет. Как правило, это епархии областного значения. У нас этот памятник сейчас установили рядом с Серафимовской церковью, но даже и там он смотрится маленьким, а первоначально хотели поставить на набережной.

 

Посмотрите на фотографии нашей набережной прежних лет, до революции. Там стояли огромные соборы, это самое выгодное с точки зрения архитектуры и монументальной скульптуры место в городе, самое красивое.

 

А сейчас мы поставили в одном месте бюстик Грина, в другом - камень-памятник жерт­вам репрессий, «пряничную» церковь… Мы просто уничтожаем это пространство. А ведь скульпторы всегда работают в соавторстве с архитекторами. Скульптура хороша тогда, когда она сделана для конкретного места. Надо учитывать и размер, и историческое значение, и местную тематику, а не просто ставить то, что нам привезут. И вот эти вещи уже, мягко говоря, достали.

 

А возвращаясь к подарку Церетели… Дело в том, что я очень внимательно изучала работы Церетели. Их у него очень много, но Гончаровой с детьми - такой композиции у Зураба Константиновича нет. Поэтому я не думаю, что это будет вновь слепленная скульптурная работа, в том числе из-за того, что это огромные финансовые затраты. Скульптуры вообще дорогостоящий вид изобразительного искусства. Нужно слепить, потом перевести в материал - бронзу, доработать. Бронза и сама по себе дорогой материал. И чтобы для Кирова просто так озадачились сделать такой грандиозный подарок, я не думаю. Да, Церетели действительно часто дарит свои работы. Например, только что в Казани открыли его памятник Рудольфу Нуриеву. И это тоже подарок, но его транспортировка и установка стоили, по разным оценкам, еще от 30 до 40 миллионов рублей. Боюсь, и у нас будет такая же история: Гончарова окажется совсем не подарком. Тем более - на страничке губернатора уже написано: «А какую скульптуру в исполнении Церетели хотели бы вы увидеть на улицах нашего города? Оставляйте свои предложения в комментариях». Что это означает? Если эту просто так отдадут, то потом будут устанавливать другие - уже за деньги?

 

Смнением Людмилы Леденцовой сложно не согласиться. Итак, что же действительно планируют установить в областном центре к его юбилею - памятник вдове Пушкина с детьми или «доработанную» и «скомпонованную» принцессу Диану? Кстати, подобные прецеденты у нас уже были. Например, с памятником Григорию Булатову работы другого знаменитого московского скульптора Салавата Щербакова. На уже готовом памятнике (оригинал был установлен несколькими годами ранее в Белгородской области), и это подтвердила Людмила Дмитриевна, «заменили ордена, прилепили чуб, и стоит у нас Булатов. Хотя в 1945 году ему исполнилось только 19 лет, был он маленького роста, щупленький мальчишка, а поставили 40-летнего мужика». Впрочем, в случае с памятником Гончаровой, может, Церетели и голову менять не придется. Кто из кировчан или гостей нашего города знает, как выглядела Натали? Скажут, что они с Дианой совершенно случайно были похожи, и как тут поспоришь?

 

Есть и еще один вопрос: почему  губернатор остановил свой выбор на вдове великого русского поэта? Сам Игорь Васильев пишет: «Муза Пушкина жила на Вятке около года». И что? Какую роль она сыграла в истории Вятского края, что оставила после себя в памяти народной? Ровным счетом ничего! Тогда почему памятник именно ей? А ведь до сих пор достойно не увековечена память многих наших земляков, действительно значимых для области, да и для страны в целом. Нет памятника «отцу космонавтики» Циолковскому, архитектору Чарушину, творения которого сегодня украшают город Киров, основоположнику сердечно-сосудистой хирургии в СССР академику Бакулеву… Эти имена можно продолжать и продолжать перечислять.

 

Кстати, и скульптор Людмила Леденцова с нами в этом согласна:

 

- Моя мечта - сделать скульп­турную композицию с фотохудожником Сергеем Лобовиковым. Личность была очень интересная, внес огромный вклад в культуру Вятки. Мы помним и знаем Вятку по его фотографиям. Еще хотелось бы «сделать» кондитера Якубовского. Личность трагичная - ссыльный, он остался в Вятке. Это первый человек, который производил у нас шоколад. Кулинария напротив Центральной гостиницы на улице Ленина - это его дом, а на улице Карла Маркса есть красивый домик, где сейчас музей железной дороги, - это его дача. А ведь еще есть меценаты Булычев и Прозоров. Им тоже можно было бы поставить памятники.

 

Нам, конечно, нужны и декоративные, и парковые скульптуры - в хорошем материале, и, естественно, чтобы это была наша тематика. Может быть, какие-то исторические факты, личности, вятская культура, наша идентичность, чтобы создать уникальность нашего города. Архитектура - она у нас не очень выразительная. Только историческая часть города. Пусть простят меня архитекторы, но своего лица современная архитектура не имеет. Если мы еще будем таким образом относиться к скульптуре, то наш город будет стандартный, провинциальный, неинтересный. А мы говорим о туризме…

 

Т. АНДРЕЕВ.

 

P.S. Кстати, опыт «приделывания» к уже готовым памятникам новых голов у Зураба Церетели, по-видимому, имеется. Так, 98-метровая статуя Петра I, установленная на искусственном острове посреди Москвы-реки, по утверждению многочисленных СМИ, первоначально была памятником Колумбу. После того как Церетели безуспешно пытался продать его в США, Испанию и страны Латинской Америки к 500-летию открытия европейцами Американского континента, скульптуру «доработали». После этого от нее, в свою очередь, отказался Санкт-Петербург.

 

И это не единственная работа Церетели, от которой отказывались «одариваемые». В 2005-м в Москве был открыт памятник французскому президенту Шарлю де Голлю, первоначально предназначавшийся в подарок столице Франции, однако Париж от него вежливо отказался. Так же как отказался американский город Нью-Йорк от монумента «Слеза скорби», созданного Церетели в память о жертвах трагедии 11 сентября.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также