К международному Дню цирка: «Если грустно, садитесь на шпагат»

КУЛЬТУРА

СПОРТ

16 апреля 2018 931 0
На печать

Несмотря на то, что история цирка началась много столетий назад, профессиональный праздник у его служителей появился только в 2010 году. Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля. Сегодня в гостях у «ВК» люди, для которых цирк стал любовью и смыслом всей жизни, вторым домом, источником самых первых жизненных впечатлений. Здесь даже трёхлетние артисты знают, что манеж - это не только аплодисменты и красивые костюмы с блёстками…

 

Знаете, что мне напомнили эти двадцать кривых ступенек, ведущих вниз? На древней улице Стамбула есть необычная лестница, её называют Камондо. Тайна Камондо заключается в том, что на ней можно упасть, но никогда не скатишься вниз. Вот о ней, о Турции и экзотических лестницах её, я и вспоминала, спускаясь в подвал пятиэтажки на улице Лепсе: раз ступенька, два, три - не выломать бы ноги. А ещё думала о том, что эта лесенка-тест для гимнасток, акробатов и тех, кто считает за обедом калории: если втиснешься в узенькое пространство, если пролезешь, значит, годишься на что-то большее, нежели тупо лежать на диване с книжкой. Я пролезла. С трудом. Но признала при этом: «Девчонки, надо худеть!» Девчонки засмеялись. Они тоненькие, как куклы Барби. С кукольными ножками и ручками. Гимнастки. Танцорши. Красотки - что ещё?

 

Вау - междометие, которое описывает всю их жизнь. Все шесть замечательных лет, которые пролетели со дня основания эстрадно-цирковой студии «Ритм».

 

«Я когда-то работала в цирке сестёр Фоминых, - вспоминает одна из руководителей «ритмовцев» Анастасия Шубина, - и это было довольно известное в Кирове шоу. Сёстры Фомины - две очень артистичные близняшки и их младшая сестричка - мастер спорта по акробатике, ну и я - их выпускница. А с Татьяной Зоновой мы вместе учились в колледже культуры и дружили, несмотря на то что Таня жила и работала педагогом-организатором в Безбожнике, а я - в 42-й школе в Кирове. И, видимо, настал такой момент, когда надо было что-то в жизни кардинально менять. Таня перебралась из Безбожника в город, я ушла от сестёр, и мы решили начать «своё дело», если можно так сказать. И создали эстрадно-цирковую студию, которой потом придумали название «Ритм». А сначала она была безымянной, и первые наши тренировки проходили в одном из кабинетов школы № 42, потому что директор пошёл нам навстречу.

 

Таня всё время танцевала либо ставила танцы, у неё и в Безбожнике был свой коллектив - 120 детей пели и плясали. Словом, опыт постановок у неё был, а я могла ставить цирковые трюки, и мы наши умения объединили, создали за месяц программу и съездили с нею на гастроли в Ухту. Всё было как в настоящем цирке - и акробатика, и клоунада, и жонгляж, и эквилибр - конечно, на любительском уровне, только Таня ходила по стёклам профессионально. Тем не менее ухтинская поездка нас сильно вдохновила, и мы окончательно утвердились в мысли, что нам надо расширяться. Вскоре из школы мы ушли во Дворец культуры «Космос» и стали там тренировать детей».

 

Начали с пяти малышей. Сейчас их около 85. Это отличный рост, потому что в течение года юные артисты приходят и уходят: цирковые жанры сложные, не всем даются. «Это не просто танцы, - поясняет Татьяна Зонова, - надо включать голову, чтобы запомнить, какой трюк как сложить. Не все выдерживают физические нагрузки. А мотивы у наших ребяток разные. Есть двое мальчишек, например, они грезят цирком, хотя одному пять лет, а второму шесть. Но они мечтают стать жонглёрами, хотя это довольно сложно, и искусство жонглирования вообще преподают лет с десяти. А наши схватывают, потому что мыслят не как обычные дети. Да, у нас в «Ритме» всё по интересам: кому-то нравятся скакалки, кто-то обожает акробатику, кто-то актёрское мастерство - клоунады: каждый ребёнок может себя найти.

 

Конечно, у нас есть концертный состав, который выступает на престижных площадках - это члены ОРТО, общероссийской танцевальной организации. Они привозят с чемпионатов дипломы, кубки, медали, и награды весьма вдохновляют, другие дети тоже хотят выступать. В прошлом году чемпионат был в Питере, нынче в Москве. Попасть туда непросто: сначала проходит отбор на «Вятка-чемп», где мы показываем акробатические танцы, и судьи там с очень серьёзными категориями. Если мы вошли в призёрскую линейку, а это три первых места, мы едем на кубок ПФО, он обычно проходит в Саранске или в Нижнем. Там тоже всё очень строго: судьи чётко отсматривают - сколько ребёнок стоит в трюке, какие показывает трюки, на какую категорию. И только обладатели первого и второго мест едут на чемпионат России. Там всё совсем-совсем серьёзно.

 

Все номера мы ставим в соответствии с судейским справочником по акробатическому танцу, потому что стойки на голове, предположим, запрещены во всех категориях, пирамиды можно делать только двухуровневые, за нарушения могут сделать выговор или вообще дисквалифицировать. Нынче мы взяли звание чемпионов России по акробатическому танцу, и наши старшие девчонки намерены поехать на чемпионат мира, где мы ещё ни разу не были. Он в этом году состоится в мае, судьями будут представители других стран. Победим - и это сразу прибавит нам статусности. Потому что коллективы на самоокупаемости, не бюджетники, к сожалению, не могут обрести звание народного или образцового, хотя это очень несправедливо, особенно если учесть наши награды, привезённые с самых престижных чемпионатов. У каждого ребёнка есть книжка спортсмена, куда вписываются все достижения, включая дипломы и с чисто цирковых фестивалей, и получается, мы не просто какой-то коллектив, который занимается на первом этаже Дворца культуры и в лепсенском подвальчике.

 

Мы тренируем чемпионов России! Привозим дипломы, и их заносят в квартальный отчёт в ДК «Космос» и выкладывают в группу «ВКонтакте» - солидно?»

 

А вообще «Ритм» дружит со всем миром, отправляя видеоприветы в самые разные цирковые студии и удивляя тем, что на обучение в Кирове принимают уже трёхлетних будущих цирковых артистов. А меж тем просятся уже и родители двухлетних малышей, поясняя, что в других коллективах дети просто лежат на ковриках или бегают врассыпную вокруг тренера, а в «Ритме» они занимаются, приходят на каждую тренировку, и мамы радуются, что с их непослушниками хоть кто-то совладал.

 

Здесь всё делают сами: подбирают музыку, мастерят реквизит, мама Лариса шьёт костюмы, и случается, иногда ей говорят: «Придите на тренировку, посмотрите номер». Она придёт, потом нафотографирует в магазине ткани, Настя с Татьяной их оценят, нарисуют эскизы, мама Лариса по ним сделает примерку, раскроит и сошьёт. Но Таня, например, никогда не забудет, как она шила 14 костюмов смурфиков за две ночи - надо было срочно успеть к концерту. Номер шёл на ура. Но потом смурфики стали неактуальны, и из штанов перешили костюмы гномам, а из водолазок сделали комбинезоны девочкам - безотходное производство!

 

«Бывают, конечно, номера, которые остаются в сердце навсегда, - вспоминает Настя. - «Морячка» - именно из таких. Это был наш первый акробатический танец с очень сложными трюками. Номер этот посмотрели и высоко оценили цирковые артисты, и судьи на чемпионате тоже сказали - идеально сложена хореография. А ещё наши педагоги колледжа культуры отметили, что подумать не могли, что театральные режиссёры могут так видеть цирковые номера. Это был правда уникальный номер: он изначально придуман на четырёх человек, а мы потом в нём задействовали десятерых артистов, а бывало и по двенадцать, и по восемь, и по три, короче, сколько угодно. В прошлом году мы съездили с ним на чемпионат России - привезли третье место, выставили его на фестиваль цирковых искусств - второе место занял, мы сшили для него новые костюмы, освежили хореографию и трюки - и дети возлюбили его с новой силой.

 

Сложно сказать, сколько у нас номеров, потому что все дети мечтают съездить на чемпионат России, все хотят сольные номера, ведь за них дают медальки и этот трофей можно унести домой. А у нас такие маленькие победители, что с медальками своими спят. И этот год стал рекордным по постановкам. Мы только в Москву возили 17 номеров, и среди них много сольных и дуэтов.

 

Наши дети очень гордятся тем, что они цирковые. Потому что цирк - это немножко и театр, и гимнастика, и пантомима, и балет. Цирк надо очень любить, потому что это очень честное искусство.

 

Мы не знаем, станет ли он будущей профессией наших выпускников, но дети чётко знают: чтобы что-то получилось - надо жить в тренировочном зале, и, может, лет через пять что-то начнёт получаться. Нужно следить за правильным питанием: любишь поесть - иди в сумо. А ещё надо уметь слушать и слышать. И уважать партнёров и тренеров.

 

У нас в «Ритме» для каждого ребёнка есть свой план работы и свой подход. И свой темп развития. Потому что цирк не просто учит ребёнка садиться на шпагат. Он учит ответственности, упорству, умению добиваться своего, не теряться в трудной ситуации и попросту соображать».

 

Из комментариев в соцсети «ВКонтакте»: «Сестра Маша
(7 лет) с эстрадно-цирковой студией «Ритм» стала вице-чемпионкой России по акробатическому танцу. Коллектив привёз массу наград с чемпионата в Москве. Я в семь лет крашу кошку зелёнкой и симулирую гастрит, чтобы не ходить в школу. «Ритм», спасибо за впечатления».

 

Ирина КУШОВА.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий