К дню работника культуры: руководитель ансамбля "Вятка" Нелла Кожевникова

КУЛЬТУРА

04 апреля 2017 934 0
На печать

Махните на проблемы рукой

А потом ногой. И так два подхода по сорок раз

 

У неё есть одна жизненная философия: побеждает только тот, кто сам диктует свои правила. Никогда нельзя останавливаться и печалиться о сделанном или несделанном. Это как воронка, которая засасывает и не даёт двигаться вперёд. Следует множить восторг - поводов предостаточно.

 

В своей биографии красными строчками прописывает родителей, сына и учителей. Жаль, что нельзя вписать туда друзей, возлюбленных и учеников: люди не поймут. Педагог-хореограф. Заслуженный работник культуры Кировской области. Руководитель прославленного танцевально-хорового коллектива «Вятка» Вятского колледжа культуры. Из кумиров - Сергей Рахманинов, Стинг, Фрэнк Синатра. Зачитывается историческими романами. Фантастическая женщина. Для многих друг и заступница. Студентам говорит, что в балетном классе она - педагог, а в коридоре - мама. И это всё она, Нелла Николаевна Кожевникова.

Мы говорим с нею об искусстве, которому она предана бесконечно, о людях, танцующих сызмальства до бог знает каких лет - и отменно, и о том, что не нужно себя жалеть. Никогда. Ни при каких обстоятельствах.

Что девчонки ищут

в культуре

- За всех не скажу, а меня в культуру - в профессию, в хорео-графию, - привёл папа, которому я безмерно благодарна. Он одно время, году этак в 36-м прошлого века, был танцовщиком Днепропетровского театра оперы и балета. Мама нигде профессионально не танцевала, но у неё был Богом данный талант. И они решили, что дочка тоже должна танцевать. Мне было шесть лет, я вошла в балетный класс Днепропетровского дворца культуры железнодорожников - и всё. Больше я оттуда не вышла. Поселилась навсегда. Профессии я не изменяю более сорока лет. Классика для меня всегда стояла особняком, а с народным танцем - любимым своим - я познакомилась, будучи студенткой хореографического отделения Днепропетровского театрального училища.

 

Я окончила его с отличием и получила направление в Государственный театр оперетты города Харькова. Солистка третьей категории с окладом - страшно сказать! - сто рублей, в то время как люди получали по восемьдесят пять. Но пока наш театр был на гастролях, я быстренько поехала в Санкт-Петербург и без труда поступила в институт культуры, потому что у меня был красный диплом и мне надлежало сдавать только творческий экзамен. Попала к замечательным педагогам, и мне сказали: «Больше ты классикой заниматься не будешь, потому что ты - прирождённый педагог народного танца».

 

Я приехала в Киров с Украины двадцать четыре года назад, и когда в первый день увидала с перекрестка улиц Карла Маркса и Воровского белые колонны драматического театра, сразу сказала: это мой город. Мой. Я его очень люблю. Мне в нём уютно. Мне в нём тепло. Мне в нём хорошо. У меня здесь ученики, у меня здесь друзья, у меня здесь семья - у меня здесь всё. Сын, когда был маленьким, обижался: «Ты свою работу и своих студентов любишь больше, чем меня». Я действительно люблю своих студентов, отслеживаю их творческую судьбу, радуюсь, когда у них рождаются дети, - называю их своими внучатами. Жизнь моя проходит здесь - в колледже, я могу здесь находиться по двенадцать - шестнадцать часов. Вчера вот в восемь утра сели в автобус - и вернулись в половине десятого вечера, проехав с «Вяткой» с тремя концертами по Зуевскому району.

 

С «Вяткой» по жизни

- «Вятка» - сам по себе коллектив уникальный, со своими истоками, своей историей. Созданный в своё время талантливейшим Владимиром Михайловичем Захаровым ансамбль объездил с гастролями всю Россию, участвовал в программах Первого канала и песенном марафоне, который проводила народная артистка Надежда Бабкина, открывал Олимпийские игры в 1980 году. Коллектив носит высокое звание «народный», является лауреатом премии Ленинского комсомола, победителем областного конкурса «Молодые дарования», многих межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов. Им руководили Александр Исупов, Юрий Симонов, Николай Волохов, Ольга Калугина. Каждый год в «Вятку» вливаются новые роднички, мы создаём новые номера, при этом бережно сохраняя лучшие традиции коллектива.

 

Мы съездили недавно в Чечню, пообщались с шикарными профессиональными коллективами из Франции, Германии, Грузии. А мы из глубинки. Нас спрашивают: Киров - это где? Отвечаю: 14 часов от Москвы. Ой, говорят, всё, что дальше Москвы, - это очень-очень далеко. Мы станцевали - и зал в восторге: 14 часов от Москвы - это очень-очень близко!

 

Свозили семь номеров в Санкт-Петербург, танцевали в пяти номинациях, привезли море наград, я получила специальный приз - приглашение на форум в сентябре. Дети кричали: «Браво! Вы лучшая!»

 

Для меня жизнь начинается 1 сентября и заканчивается 29 июня с каким-нибудь очередным выпуском - так и живу, каждые четыре года «надрез на сердце», потому что заканчивают обучение ребята и девчонки, уходят из колледжа выпускники, которые мне очень дороги.

 

А день делится на педагогическую «дольку» и творческую. Мы готовим педагогов-хореографов, а что касается творческой составляющей - наши студенты могут развиваться как исполнители, и «Вятка» помогает таким детям. Наша знаменитая Катя Коробова танцует в ансамбле Игоря Моисеева, Саша Широкова, Сергей Сунцов - артисты балета театра танца «Гжель». Это звёздочки. Таких немного. Их примечаешь сразу, ещё в балетном классе. Заходишь и видишь - ах, вот этого сцена любит, эту сцена ждёт. Обидно, когда сам счастливчик этого не понимает.

 

Наш колледж очень высоко котируется. К нам приезжают учиться из Архангельской области, Тюмени, Республики Якутии. Они говорят, что у нас замечательные педагоги, - это такая маленькая моральная «медалька» для нас. Значит, мы на верном пути. На сцене в нашем колледже любят выступать выпускники - привозят свои коллективы. У нас хорошая площадка, хороший свет, звук. Это тоже нам большой плюсик.

 

Одинокая гармонь

- Я недавно рассказала одному знакомому хореографу из Югры, что 25 марта мы проводим в колледже день открытых дверей. Он так изумился, потому что мало где такие мероприятия проходят. А что? Мы держим планку. Сейчас каждое учебное заведение борется за студентов. В нашем колледже набор есть, и даже конкурс есть.

 

Проблема в другом: выпускники не хотят возвращаться в глубинку. Вроде и Дом культуры есть в деревне, и сцена прекрасная, и концертмейстер, и дети - а работать некому. Есть, конечно, замечательные руководители - Танечка Пьянкова, например, в селе Рожки Малмыжского района. У неё прекрасный коллектив, сама ставит танцы, сама артистов обшивает. Или династия Патрушевых в Советске - исключительно работают.

 

Но таких энтузиастов единицы. Что их держит? Уж точно не зар-плата - она у бюджетных педагогов смехотворная даже со всякими стимулирующими и компенсирующими. Наверное, их держит любовь к профессии. Как и меня.

И многих моих коллег, которых безмерно уважаю, мнением которых дорожу.

 

А все эти дежурные рассуждения о креативном мышлении, о чувстве прекрасного, о полёте, о вдохновении - они не для нас. Суровая «культурная» правда такова: в сельских ДК зачастую работает один специалист - он и директор, и худрук, и бухгалтер, и массовик-затейник. Да ещё и школы, случается, в деревне нет, поэтому нет возможности привлечь детей к массовым мероприятиям.

 

Тем не менее они живут - деревенские клубы, библиотеки, музыкальные школы, дома ремёсел, краеведческие музеи, некоторые коллективы даже имеют звание «народный». В глубинку приезжают мобильные бригады, коллективы вроде нашей «Вятки» - с хорошей программой, звуком и светом, устраивают праздник. А что местным жителям делать между праздниками? Плести из бисера? Вязать на спицах? Читать вслух газеты? Особенно противно становится, когда разные важные люди говорят: «Проблемы, конечно, есть, но мы их решаем». Проблем на селе полно, но культура стоит не на первом, не на втором и даже не на десятом месте. И лишь мы, работники культуры, жили, живы, и будем жить - вопреки всему, несмотря ни на что. Представляете, сколько в нас духовной силы?

 

Записала Ирина КУШОВА

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий