К 95-летию со дня рождения Н.И. Паузина, 22 года возглавлявшего Кировский облисполком

ОБЩЕСТВО

28 февраля 2017 1211 0
На печать

Эпоха работы Николая Ивановича Паузина на Вятской земле целиком уместилась в тот период советской истории, который позже назовут «застоем». Николай Иванович стал председателем Кировского облисполкома в 1964 году, вскоре после октябрьского Пленума ЦК КПСС, на котором закончилась политическая карьера Н.С. Хрущёва. Страна продолжила строить «светлое будущее» (чем позже поколения уже не советских людей, а россиян нет-нет да попрекнут своих дедов и отцов) уже с новым лидером - Л.И. Брежневым.

 

В Кировской области делать это было особенно непросто. Позже Николай Иванович скажет: «Дел скопилось в три раза больше, чем в Горьком». Известно, что урожайность зерновых в области тогда была ниже довоенной, только один процент дорог имел асфальтобетонное покрытие... Кстати, население области к концу 1964-го составляло 1 миллион 815 тысяч человек (сейчас - 1 млн. 292 тыс.), в ней было 333 колхоза и 112 совхозов (в наше время - 293 сельхозорганизации).

 

«Светлое будущее» не построили. Зато построили в Кирове именно в те годы биохимический, маргариновый и приборостроительный заводы, тогда же появилась «Вятка-автомат», прославившая наш край. Начала действовать комплексная программа интенсификации сельхозпроизводства, полным ходом шла мелиорация земель...

 

В марте 1985 года в СССР произошла очередная судьбоносная смена лидера. И одно из первых кадровых решений новоиспечённого генсека ЦК КПСС М.С. Горбачёва - по Вятке: Кировский обком партии возглавил В.В. Бакатин. В тандеме с ним Н.И. Паузин проработает немногим больше года. Дело пошло к перестройке, а затем и ещё дальше. С праздничных сцен уже всё реже звучали знакомые большинству строки: «Забота у нас простая, забота наша такая, жила бы страна родная...» Страна начинала петь другие песни. Но «Песня о тревожной молодости» старшими поколениями не забыта, правда, теперь она больше для ветеранских встреч - разговоров о минувшем. На страницах же «ВК» мы сегодня вспоминаем о Николае Ивановиче Паузине.

 

Из Горького - в Киров

 

Николай Иванович Паузин (25 февраля 1922 года, деревня Пузеево Воскресенского района Нижегородской губернии - 19 августа 1996 года, г. Киров) - советский государственный деятель, председатель Кировского обл­исполкома (1964 - 1986).

 

Родился в крестьянской семье. В 1940 г. окончил Арзамасский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства (техник-механик), в 1954 г. - Горьковский сельхозинститут заочно (агроном).

 

1940 - 1954 гг. - механик, старший механик Воскресенской МТС, директор Владимирской МТС.

 

1954 - 1961 гг. - начальник управления МТС, первый заместитель начальника, начальник Горьковского областного управления сельского хозяйства.

 

1961 - 1964 гг. - первый заместитель председателя Горьковского облисполкома, председатель исполкома Горьковского сельского областного Совета.

 

1964 - 1986 гг. - председатель исполнительного комитета Кировского областного Совета.

 

Избирался делегатом XXIII - XXVII съездов КПСС, депутатом Верховного Совета РСФСР 6 - 11 созывов.

 

В июле 1986 г. вышел на пенсию.

 

Награждён орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов.

 

Сегодня бы такого руководителя

 

- Очень хорошо Николая Ивановича помню, - говорит Анатолий Кондратьевич Метелев, при Паузине руководивший Юрьянским райисполкомом, здешним райкомом партии, областным управлением хлебопродуктов. - Когда в Юрье работал, он к нам часто приезжал, в дивизию ракетных войск, - оказывал содействие тамошней службе тыла. Самые добрые воспоминания и как о человеке, и как о специалисте, и как о руководителе, прошедшем большую жизненную школу. С ним всегда было приятно общаться. Спокойный, выдержанный, я ни разу не слыхал, чтобы он ругался, тем более - матерился. Не помню такого. Иногда, скажу так, с прижимчиком действовал. Но без выражений всяких. Тогда со стороны наших старших по должности товарищей мы видели не только спрос, но и заботу. Даже будучи первым секретарём райкома партии, я по работе к Николаю Ивановичу чаще обращался, чем к первому секретарю обкома. Такие у нас отношения сложились.

 

Сегодня бы такого руководителя, я бы обеими руками проголосовал «за». Да, можно было от него услышать кртитику. Но всегда по делу, справедливо, поэтому редко-редко кто обижался. Тем более что следом шли совет, подсказка. Справедливо есть справедливо. Для того и руководство вышестоящее - где-то строго спросить, а где-то подсказать и посоветовать.

 

Николай Иванович возвышал людей

 

- Я с ним работала очень долго и много, - рассказывает Галина Николаевна Смердова, секретарь облисполкома в те времена. - Николай Иванович очень глубоко разбирался в экономике. Область знал досконально - не только районы, но и в каком районе какое хозяйство, кто председатель колхоза. Он был твёрдый по характеру, принципиальный, но очень доброжелательный к людям. Всегда старался защитить председателей райисполкомов от нападок, которые, конечно, были. Хорошо знал кадры. Интеллектуал. Начитанный был очень.

 

И очень скромный человек. У него дачка была - на курьих ножках. Машина - только служебная. В отпуск всегда ходил в феврале: год закончился, сессию облсовета провели, отчитались - и только тогда. Отдыхал в санатории «Барвиха» под Москвой. Летом в отпуске за двадцать лет ни разу не был.

 

Всегда защищал тех, с кем работал. Побывала из Москвы комиссия, что-то накопала, и сказали одному из замов Паузина: «Мы снимем вас с работы». Потому что тот человек был очень принципиальный и не уступил председателю комиссии. Пришло время отчёта, Николай Иванович - заместителю: «Ты не поедешь в Москву, поедешь - снимут. Сам отчитаюсь. Мне что сделают? Разве что выговор дадут...» И он поехал отчитываться за того зама. Я ни разу не помню, чтобы он строил интриги, чтобы за спиной про кого-то сказал плохо. В глаза мог сказать: «Ты что это, дорогая, там…» И давал большую самостоятельность в работе. А все документы - таков был порядок - мы подписывали вдвоём: председатель облисполкома и секретарь.

 

Он возвышал людей, которые работали с ним. Не было случая, чтобы Николай Иванович при ком-то унизил зама или унизил меня. Нет. Обязательно подчёркивал достоинства этого человека. И говорил: «Нет, я не могу это решать. Это, пожалуйста, с Галиной Николаевной, это, пожалуйста, с Николаем Павловичем…»

 

Все конкретные вопросы тогда решались через советскую власть. И все финансы шли только через нас. У партии были только взносы. Когда работали Беспалов и Паузин, ревность у первого секретаря обкома, конечно, была. Потому что у исполкома областного Совета народных депутатов в руках финансы, всё хозяйство региона. А у обкома - руководящая роль...

 

Как Николай Иванович уходил с должности? У него здоровья не стало. И сам принял решение, ему никто ничего не намекал. Человек очень гордый, он понял: нужно уходить. Тогда молодые кадры пошли - птенцы гнезда Лигачёва.

 

И в Москве его уважали

 

- Николай Иванович был очень замечательным человеком, - делится мнением о Паузине Александра Кузьминична Шихова, 18 лет проработавшая в облплане, в том числе его председателем. - При согласовании в Москве плана государственных капиталовложений, особенно в случае разногласий, он всегда присутствовал в Госплане. Там его уважали, и мы старались добиться выделения как можно больших объёмов государственных капиталовложений из республиканского бюджета на строительство в области. Хотя порядок был такой: не освоенные регионом кап-вложения в конце года списывались в республиканский бюджет. Мы этого никогда не допускали.

 

В течение года настраивали руководителей колхозов на то, чтобы они возводили жильё, социально-культурные объекты. Обещали им: в конце года их затраты, сделанные из собственных средств, восстановим. Таким образом многие хозяйства, особенно в Котельничском районе, старались строить, а в конце года мы с ними рассчитывались, чтобы денежки у нас не пропали - не ушли снова в республиканский бюджет. И у сельхозпредприятий после этого на следующий год была заначка, чтобы продолжить свои строительные программы. Так что в этом плане, считаю, работали хорошо.

 

Отношение Паузина к работникам было очень позитивное. У него были хорошие отношения в верхах Российской Федерации, в руководстве Госплана.

 

Прямо как отец

 

- Он для меня был как наставник, - вспоминает Мария Семёновна Туголукова, тоже работавшая в облплане. - Очаровывали в нём человечность, заботливость. Я как только пришла на работу в новый коллектив, сразу доверие к себе большое почувствовала. Николай Иванович часто даже в выходной день просил выйти поработать. Набросок сделаю, принесу, вместе обсудим. И для меня это было большой школой. Приходил на эту «сверхурочную» с тяжеленным, раздутым бумагами портфелем. Я - ему: «Николай Иванович, что вы таскаете такую тяжесть…» Отвечает: «Ну а как? Мы же не на час пришли». Поработаем - вытаскивает термос, у него там пельмени, в другом - чай или кофе. Перекусили. «Минут 15, - говорит, - погуляй по коридорам. Я тут кое-какие звонки сделаю». И опять за работу. Вот эта забота меня очень трогала. Я после с кем бы ни работала, такого не было - в отношениях большого начальника и подчиненного всегда соблюдалась какая-то иерархия. А он до того простой был.

 

И дотошный. Например, в докладе каждую фразу оттачивал. У него было какое-то чувство особой ответственности. Никогда не выйдет с докладом, если сам через себя не пропустил каждую цифру, каждый факт.

 

В памяти он остался не просто как председатель облисполкома, а прямо как отец. Забота и внимание чувствовались по отношению ко всем. На бюро обкома тогдашний первый секретарь Беспалов иной раз заведётся… А Николай Иванович, выступая, замечания скажет, но как-то смягчённо. Давал понять: самое главное не в том, что вас ругают, а в том, что тут можно поправить. Вселял в человека надежду. А то ведь некоторые выходили после такого бюро и писали заявления об уходе с работы. Особенно когда в сельском хозяйстве сложно было. Найти же председателя в отстающее хозяйство - проблема. И после бюро Паузин скажет: «Мария Семёновна, надо обязательно в этот район съездить, поддержать дух. Чем можно - помочь». Удивительный был человек!

 

P.S. Ещё о Паузиных. У Н.И. Паузина трое детей. Все получили хорошее образование. Лев - дипломат. Был генеральным консулом России в Турку (Финляндия), заместителем директора консульского департамента МИД РФ. (А возглавлял этот департамент тогда Андрей Карлов, который впоследствии работал послом России в Турции и в прошлом году погиб от рук террориста.) Людмила работала врачом в Нижнем Новгороде. Виктор - на кировской фабрике «Идеал», одно время возглавлял её, окончил «политех».

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий