Из 3624 вятских ликвидаторов чернобыльской катастрофы в живых осталось немногим более 2000

ОБЩЕСТВО

07 ноября 2016 1777 0
На печать

Тридцать лет прошло со дня чудовищной катастрофы на Чернобыльской атомной станции. Тот апрельский день едва не стал ядерной «зимой» для жителей Украины, Белоруссии, Европы, если бы не ликвидаторы, в том числе и вятские, закрывшие собой «амбразуру» смертоносного реактора.

 

- Сколько людей «сожгли»... - заметил С.Ф. Медведев, председатель правления Кировской региональной общественной организации граждан, подвергшихся воздействию радиации, «Союз «Чернобыль». -  В первые дни даже не знали, какие радиационные элементы летят из жерла «вулкана»... Как защитить от них людей. Не было и чутких дозиметров. А из средств защиты - марлевая повязка, или  «лепесток», так в насмешку прозвали ее ликвидаторы. На станцию солдат гоняли строевым шагом, при этом поднимались клубы радиоактивной пыли...

 

Тридцать лет спустя... Из 3624 вятских ликвидаторов в живых осталось немногим более 2000 человек. Да и те почти все инвалиды. Когда герои вернулись домой и начались проблемы со здоровьем, как горько им было услышать порой в ответ на просьбу о помощи циничные чиновничьи слова: «А мы вас туда не посылали...» И если бы не Кировское отделение Союза «Чернобыль», взявшее под крыло ликвидаторов, их вдов, детей, кто бы помог в минуту отчаяния от нестерпимой боли обожженного радиацией тела и раненой равнодушием души? Кто бы помог чернобыльцам в отстаивании своих прав!

 

Мытарства продолжаются

 

Мне довелось побывать на заседании правления Кировского отделения ликвидаторов в канун ноябрьского съезда Союза «Чернобыль» России в Москве. С некоторыми из чернобыльцев я была знакома еще с 1990-х годов, когда к 10-летию аварии на  ЧАЭС мы с журналистом Юрием Смолиным готовили к изданию первую книгу - «Кровоточащая рана планеты». 

 

- Что-то изменилось с тех пор в лучшую сторону? - поинтересовалась я.

 

- Затирают нас... - мрачно заметил Владимир Журавлев, до недавнего времени - председатель правления Кировского отделения Союза «Чернобыль». - По одному пункту из «чернобыльского» закона каждый год исчезает. Единственный закон в России, в котором более сотни поправок. В 2000 году убрали льготы по таможенным пошлинам. С 2001 года планомерно пошло-пошло на сокращение...  Если инвалидам - участникам ликвидации аварии в 1986 - 1987 годах что-то еще остается, то с 1988 года и далее почти все убрали: бесплатный проезд в общественном транспорте, 50%-ную оплату домашнего телефона и протезирование, а взамен дали 1000 рублей (сейчас с учётом индексации - 2390 руб., с набором соцуслуг). Много лет мы боремся за свои права. Чиновники от здравоохранения соглашаются с нами, что нужна отдельная программа оздоровления людей, подвергшихся воздействию радиации, но все остается только на словах. Мы настаиваем, что должен быть расширен перечень заболеваний, связанных с радиацией: не только онкология, но и гипертония, болезни суставов тоже могут быть последствием облучения. А воз и ныне там... Я понимаю, что время сейчас тяжелое, денег нет. Но их и не будет, если не станем двигаться в сторону хотя бы социальной справедливости, чтобы нам вернули протезирование зубов, ежегодное санаторное лечение. 

 

 - Помню, раньше некоторые из ликвидаторов жаловались, что их прямо-таки заставляют раз в год в Нижнеивкино ехать. Говорили: «Мне от грязи плохо...»

 

- Сейчас же всех приравняли: стал инвалидом по пьяни или спасая людей от атомного пожара - одинаковое отношение. Путевка инвалидам раз в три-четыре года положена.

 

- Ликвидаторы уходят, а память о них должна жить вечно.

 

- Вот мы мемориал в Костино к 30-летию достроили. Многие говорили: зачем такие деньги на памятник тратить, лучше пенсионерам раздайте!  Зато на сегодня это единственный памятник в России, где пофамильно вся область, все 3624 ликвидатора, на каменных плитах навечно.

 

Чернобыльский Спас

 

Открывают памятники чернобыльцам и в других городах и районных центрах области.

 

- Мы сейчас участвуем в конкурсе проектов  поддержки местных инициатив, - рассказал Николай Батин, председатель Кирово-Чепецкого отделения Союза «Чернобыль». (Это первая организация чернобыльцев в области, возникла  в апреле 1990 года. «Еще до «чернобыльского» закона, - вспоминает он. - Нас тогда вообще не воспринимали. А сейчас и спонсоры иногда помогают, и предприятие «УралХим»: на одни взносы не прожить».) - Мечтаем открыть памятник в Кирово-Чепецке «Героям и жертвам радиационных аварий и катастроф». Ведь кроме чернобыльской аварии были и другие. В 2017 году исполняется 60 лет со дня аварии на «Маяке». На предприятии хранились огромные емкости с радиоактивными отходами, они заливались водой. В одной - воды не оказалось: просмотрели, и она взорвалась... Началась цепная реакция, радиационные выбросы. Пострадала Свердловская область, и след пошел на Тюмень.  С Кирово-Чепецкого химкомбината были командированы на помощь 50 ликвидаторов, нахватали доз, сейчас в живых - 17 человек. «Маяковцы» подпадают под наш закон, приравнены к нам полностью.

 

«...И упала с неба звезда Полынь»

 

В сентябре 2010 года в д. Пантюхино, где вот уже более четверти века живет Николай Васильевич, стараниями чернобыльцев открылась часовня со статусом церкви имени Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

- Рядом с Пантюхино четыре родника, и название церкви родилось само собой, - вспоминает Батин, староста приходского совета и деревни. - У нас есть Вятский «Чернобыльский Спас» - список с иконы, которая находится во Владимирском соборе в Киеве. На иконе - Чернобыль, саркофаг, ликвидаторы, их жены неродившие и нерожденные дети... Чернобыльская сосна, похожая на крест, - символ трагедии, и падающая звезда Полынь... Говорят, что в Откровении Иоанна Богослова предсказана чернобыльская катастрофа, ведь полынью в народе называют чернобыль, чернобыльник...

 

«...Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... Имя сей звезде - Полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и много из людей умерли от вод, потому что стали они горькими...».

 

 В кирово-чепецкой организации, самой многочисленной, из 750 ликвидаторов осталось 300, да и то 100 из них - «маяковцы», а также схватившие радиацию на Новой земле, где проводились испытания ядерного оружия... Почти половина, 126 ликвидаторов, - инвалиды, и только у 32 установлена связь потери здоровья с чернобыльской аварией. А остальным не ставят...

 

- Почему? Ведь явно они не на курорте в Чернобыле отдыхали?

 

- Изменился перечень заболеваний, которые связывают с облучением, некоторые ликвидаторы слишком поздно обратились. Да и за установлением связи надо ехать в Санкт-Петербург, Москву... В прошлом году в нашей организации умерло 30 человек, в этом - уже 14, мы не успеваем хоронить... Об отношении государства к нам можно судить по маленькому эпизоду на съезде ликвидаторов в 2005 году. Выступал министр труда и социального развития Починок. Когда чернобыльцы спросили: «Почему вы так с законом обращаетесь - и выплаты ограничили, и суммы? В чем дело? Столько жалоб, многие ликвидаторы с собой покончили, когда связь с Чернобылем не дают, а человек болеет...» Он ответил: «У нас нет денег, мы не ожидали, что вы так долго проживете... Ну максимум - 10 - 15 лет, и бюджет закладывали на эти годы»...

 

- Уже тогда начали хоронить... И сейчас отношение не лучше?

 

- Нет... Жилье взять. По всей стране согласно нашему закону на учет по жилью ставят при наличии 9 квадратных метров жилой площади на чернобыльца. Вдруг наше Законодательное Собрание за основу берет 6 квадратных метров. И в списки на улучшение жилищных условий многие ликвидаторы  не попадают. У нас успели получить жилье на субсидии 37 человек, сейчас программа «Жилье - ликвидаторам» прикрыта: некого на учет ставить...

 

- А как дела с оздоровлением чернобыльцев?

 

- Раньше путевка в санаторий была положена каждому (или компенсация) раз в год. Сейчас - раз в 3 - 4 года. Был случай: два чернобыльца написали заявление на путевки и ждали четыре года подряд. Пришли за путевкой, а им: «Ну, ребята, это еще рано: пять лет!» Что делать? Обратились к прокурору, тот поднял трубку: «Фонд соцстраха... Что за дела?» Через неделю уехали в санаторий...

 

 За рамками перечня...

 

Разные вопросы приходится решать председателю Кировского отделения Союза «Чернобыль» С.Ф. Медведеву.

 

- Переехала в Киров   жительница Семипалатинска. В Казахстане он входит в перечень радиационных территорий, и она пользовалась соцподдержкой, а здесь ее удостоверение недействительно.  Придется ее права доказывать в суде. Помогал чернобыльцу из Кирово-Чепецка, он 7 лет не мог добиться, чтобы ему установили связь с Чернобылем: Минобороны не предоставляло документы. Сейчас будем отвоевывать ему компенсацию возмещения вреда. Недавно обратился один ликвидатор с просьбой, чтобы его внучку поставили на диспансерный учет. Дело в том, что по «чернобыльскому» закону детей в трех поколениях, родившихся от участника ликвидации аварии на ЧАЭС, необходимо ставить на диспансерный учет в поликлиниках по месту жительства.  Однако закон в этой части в Кировской области не соблюдается. Написал письмо министру здравоохранения А.В. Черняеву.

 

  Чтобы решить какие-то сложные проблемы, Сергею Федоровичу приходится иногда созывать «консилиумы». К примеру, семья М.И. Обухова, награжденного орденом Мужества, а сейчас беспомощного инвалида, давно обращалась в органы социального обслуживания с просьбой предоставить ему ортопедическую кровать. И вот в кабинете Союза «Чернобыль» собрались представители  ведомств, обязанных заботиться о таких людях.

 

Прения проходили бурно, вывод: кровать роли не играет. Главное - обеспечить инвалиду-чернобыльцу должный уход. Был предложен, как наилучший вариант, неврологический интернат. Только вот согласятся ли на него сам ликвидатор и его близкие? Ну а ортопедическая кровать, по словам И.Н. Ходыревой, начальника отдела по организации медицинской, фармацевтической, высокотехничной помощи министерства здравоохранения Кировской области, «в перечень технических средств реабилитации не входит. Это средство ухода, а не реабилитации». Матрац же ортопедический почему-то входит. Может быть, оттого, что дешевле? Его уже выдавали чернобыльцу в 2011 году и нынче в августе поменяли.

 

- Мы не выделяем чернобыльцев в отдельную категорию,- заметил М.В. Кононов, заместитель управляющего Кировским региональным отделением Фонда социального страхования. - Причина инвалидности для нас в данном случае роли не играет.

 

 Всех под одну гребенку... Так проще. И чего тут голову ломать: нет в перечне, и точка.  

        

- По закону государство гарантирует нам социальную поддержку, - говорит Сергей Федорович. - Но гарантии определяют специалисты исходя из возможностей бюджета, то есть рамки эти сами себе устанавливают и сами же себя контролируют.      

 

- Да и что такое гарантия, к примеру, медобслуживания? - вступил в разговор Д.Е. Захваткин, член Общественной палаты Кировской области от Законодательного Собрания, член общественного совета при министерстве соцразвития. - Можно пролечиться в центре на миллион, а можно помазать рану зеленкой. И то, и другое - гарантия... Для того чтобы улучшить уровень социального и медицинского обслуживания, нужно менять законы, в целом концепцию отношения к людям, нуждающимся в поддержке государства. А это уже зависит от власти.

 

Можно сравнить, как было при коммунистах, в 90-е годы, и как сейчас. У нас теперь один ответ: денег нет, но вы терпите... А между тем выход есть: во всех развитых странах введен прогрессивный налог. По подсчетам международного НИИ «Справедливый мир», только один этот налог увеличит налоговую базу государства в три с лишним раза... А вместо этого предлагают обложить налогом 23 триллиона на депозитах у граждан в банках! Люди побегут снимать деньги, будут хранить их неизвестно где, начнется беспредел, как в 90-е годы. Как сказал Конфуций: каждый народ достоин той жизни, которую выбирает.

 

Вряд ли думали о наградах и льготах ликвидаторы, когда лопатами сгребали радиационный мусор, когда зашкаливали дозиметры, когда шаг в сторону, лишняя минута в зоне могли стать смертельными... И уж, конечно, представить себе не могли, что когда-то их нужды, просьбы о помощи могут оказаться за рамками чиновничьего перечня...

 

Вера Ануфриева.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий