История - хороший учитель

ОБЩЕСТВО

03 апреля 2017 885 0
На печать

История - хороший учитель

Из истории

подготовки специалистов

для предприятий авиационной промышленности

 

С удивлением и возмущением узнал, что некоторые руководящие представители управления областной системы образования Кировской области вынашивают планы переименования - смены исторического названия - Кировского авиационного техникума, преобразуя его с авиационной специализации на общетехническое направление.

Мнение выпускников техникума многих поколений однозначно: ни в коем случае нельзя этого делать. У нас, выпускников Кировского авиационного техникума, душа от таких неразумных намерений болит и негодует.

История Кировского авиатехникума берет своё начало 16 декабря 1944 года. Оборонные заводы Кирова испытывали огромный дефицит в квалифицированных работниках технического образования.

Постановлением Государственного Комитета Обороны № 6639 от 1 октября 1944 года было принято решение об организации Кировского авиационного техникума.

 Создание в военном 1944 году Кировского авиационного техникума было жизненно необходимо для подготовки высококвалифицированных кадров - техника, рабочего профессионала - для производства вооружения самолётов и электрооборудования на кировских заводах № 32 и № 266 (известные сейчас АО «Электромашиностроительный завод «Лепсе» и «ВМП «Авитек»).

В Вятском государственном университете работал целый коллектив выпускников авиатехникума. Немало его воспитанников посвятили себя военной службе в авиации, например генерал-майор Дмитрий Саввич Гаврилов, заместитель главнокомандующего ВВС России, и Герой России генерал-майор авиации Георгий Малых.

У молодежи города Кирова и районов области считалось престижным учиться в этом теникуме. Для ежегодного полного укомплектования студентами всех специальностей укреплялись связи с общеобразовательными школами.

Очень показательна судьба выпускника авиатехникума Бориса Васильевича Царегородцева, проработавшего на заводе имени Лепсе более 50 лет. Последние годы жизни он был в должности главного конструктора по авиационной технике.

В 1960 году, окончив 7 классов школы № 25, Борис Царегородцев поступил в Кировский авиационный техникум на специальность «Производство авиационного электрооборудования». Тогда бывшие авиамоделисты Дворца пионеров, не сговариваясь друг с другом, стали студентами одной группы Э-11 этой специальности. Это Борис Царегородцев, Михаил Сунцов и Михаил Полуэктов. (на фото слева направо: М.М. Сунцов, Б.В. Царегородцев, М.В. Полуэктов).

Кстати сказать, Михаил Сунцов тоже более 40 лет проработал на заводе им. Лепсе. На встрече выпускников группы в честь 70-летия авиатехникума мы подсчитали, что посвятили  авиационной промышленности в общей сложности 235 лет жизни, несмотря на лихие 90-е годы.

Учебный процесс в техникуме был более напряженный, чем в общеобразовательных школах. Это все сразу почувствовали. В течение долгих лет сложились строгие порядки в установлении дисциплины, системы допусков к учёбе. Работали элементы самоуправления через совет старост групп, на заседания которого вызывали нарушителей и отстающих учащихся и выявляли истинные причины того или иного проступка.

Программы обучения были также более насыщенными, чем в школе. Уже на втором курсе нам стали преподавать высшую математику. Особенно пригодились в последующей жизни знания в начертательной геометрии и черчении, полученные в техникуме. Мы обучались слесарному делу, работе на металлорежущих станках, осуществлению электрического монтажа и проведению намотки проводов на трансформаторы, двигатели и генераторы. Курсовые проекты давали нам глубокие знания о деталях машин, в области конструирования электрических машин и механизмов. Мы познавали предметы «Электротехника», «Сопромат» «Допуски и посадки», «Самолётоведение», «Электрические машины и аппараты» и другие. Удалось в то время побывать на кировском аэродроме за заводом «Авитек», рассмотреть «вживую» самолёты и вертолеты.

На производственной практике около года работали на заводе им. Лепсе и получили рабочие специальности.

 Высокий профессиональный уровень преподавания и обучения сложился в Кировском авиационном техникуме и применяется уже более 73 лет.

Вопросы совместной деятельности средней профессиональной школы и профильных промышленных предприятий обязательно надо решать тоже профессионально, с чётким заключением соответствующих договоров-обязательств. Сложилась хорошая практика работы попечительского совета Кировского авиационного техникума. Предприятия - члены попечительского совета в лице заместителей генеральных директоров помогают взаимодействию техникума и предприятий. К сожалению, сейчас вопросы совершенствования образования решаются порой волюнтаристскими приёмами. Без квалифицированной оценки уровня учебно-методической и материально-технической базы авиационного техникума, без обсуждения вопроса с членами попечительского совета представителем нового управленческого аппарата правительства Кировской области 18 ноября 2016 года доведено до сведения коллектива учебного заведения молниеносно принятое решение о замене его руководителя. Коллективу техникума не разъяснили целей и задач такого скоропалительного решения.

Проблем в профессиональном образовании, конечно, накопилось много. Но, может, принимая подобные решения, следует предварительно вернуться к Государственной программе Кировской области «Развитие образования на 2014 - 2020 годы» и рассмотреть современные вызовы времени совместно с руководителями тех предприятий, которые будут испытывать потребность в молодых специалистах среднего профессионального образования. Можно назвать ряд таких задач, например:

- провести инвентаризацию потребности кадров с учётом развития производства;

- осуществить анализ демографической ситуации в Кирове и области, выявить необходимость резерва кадров с учётом неминуемого пенсионного возраста кадров старого поколения;

- отработать систему подготовки молодых специалистов под заказ предприятий на основе трёхсторонних договоров (министерство образования, предприятие и техникум);

- решить вопросы омоложения кадров преподавателей специальных дисциплин в техникумах;

- значительно повысить уровень оплаты труда преподавателей технических дисциплин, вовлекать в педагогическую деятельность перспективных специалистов из сферы производства и науки.

Решение всех этих задач необходимо организовать новой команде управленцев Кировской области. При этом надо глубже ознакомиться с историей совместной деятельности техникумов и базовых предприятий, чтобы не повторять решений, нарушающих практику сотрудничества предприятий с коллективами тех учреждений профессионального образования, которые десятки лет были надёжной опорой отраслей экономики Кировской области в вопросе подготовки специалистов под заказ предприятий.

По просьбе выпускников авиационного техникума Николай Зырянов, пенсионер, ветеран труда, выпускник авиатехникума 1964 года.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий