«И в далёкие дни на мгновенье вернусь...». К 100-летию со дня рождения Соломона Сахара

КУЛЬТУРА

14 января 2019 1304 0
На печать

 

Этого удивительного человека на Вятской земле, безусловно, знали многие. Известный музыкант, пропагандист, исполнитель Соломон Борисович Сахар стал настоящим достоянием Кировской области. Мне не раз приходилось общаться с мэтром, бывать на его концертах - видел, как легенду нашей эстрады восторженно принимали все, и стар и млад. И он любил каждого - искренне, страстно.

 

В день 100-летия маэстро мы решили перелистать старые подшивки «Вятского края» (Соломон Борисович был верным читателем и другом газеты), попросили рассказать его коллег и близких о самых запоминающихся встречах.

 

Вятская филармония готовит юбилейный вечер, посвященный творчеству Человека с саксофоном и смычком, на котором будут звучать не только песни Сахара. Зрители увидят архивные фотографии. Разумеется, в этот вечер «заплачет» и его дивная скрипка… Давайте вместе вспомним юбиляра.

 

Скрипка - на всю жизнь!

М. Хайкин, заслуженный работник культуры России  («ВК» от 15 января 1999 г.):

«…Эстония. 12 января 1919 года. В семье хозяина красильной фабрики появился первенец на радость всей «мишпохэ» - многочисленной родне новорожденного и ликующих родителей. Рос он здоровым, крепким и красивым. Своим детским лепетом, понятным только матери, вселял надежду на лучшее будущее. В заботах и мечтах о таком будущем для сына родители и не заметили, как сынок подрос, пошел в «хэдэр» (школу). Любящая мать души в нем не чаяла, окружала заботой и вниманием: «Зямочка, ты рыбий жир выпил? А гоголь-моголь? На обед будет твоя любимая фаршированная рыба».

 

Когда Соломону исполнилось 13 лет, отпраздновали «бар-мицве» (конфирмацию) - его совершеннолетие. И отец стал приучать сына к красильному производству - в надежде на то, что со временем он станет его помощником, а затем и хозяином фабрики. Отец спрашивал: «Зяма, ты был на фабрике? Как там идут дела?» Послушный сын был в курсе всех дел. Только не мог набраться смелости сказать отцу, что не лежит у него душа к красильному производству. А мечтает он научиться играть на «фидэлэ» (скрипке), как его приятель Менделе. Когда же наконец он преодолел робость и признался отцу в своей мечте, тут же появился учитель по игре на скрипке.

 

Отлично сдав экзамены в Таллинскую консерваторию, затем перевелся в Пражскую и успешно ее окончил. И вернулся в город Таллин профессиональным скрипачом. Был принят на работу в оркестр фешенебельного ресторана. Семья процветала, строила планы…»

 

На малмыжской, Вятской земле

«Но все было прервано в те часы, когда в их дом ворвались люди в серых шинелях. Дали час на сборы, поместили потом всех в телячий вагон, чтобы отправить в неизвестном направлении. К счастью, эшелон задержался на сутки, и Зямины друзья успели принести ему скрипку и саксофон. И когда поезд тронулся, Зяма взял скрипочку и заиграл «Плач Израиля», прощание со всем хорошим и встречу с неизвестным.

 

 Начинались черные дни для этой семьи, которая ничего, кроме добра, людям не делала. Отец погиб в лагере, брата Бену расстреляли фашисты. А Зяме, его маме, сестренкам Лие, которой было 12 лет, и Виве, которой было 3 года, определили поселение - село Малмыж Кировской области. Встретили их враждебно. И в борьбе с этой враждебностью ему помогала скрипка, его талисман удачи в преодолении всех бед и трудностей на жизненном пути.

 

Скрипка проникала в души, раскрывая и смягчая даже самые черствые. А его природный ум, незлобивый характер, умение терпеть принесли свои результаты. И своеобразный малмыжский менталитет постепенно стал внедряться в его сознание. Как-то раз ему пришлось управлять лошадью, везшей фургон хлеба в магазин. Это было осенью, грязь по колено, и фургон застрял. На все его уговоры: «Но, милая, но, дорогая, ведь люди хлеба ждут» - никакой реакции, лошадь стоит как вкопанная. За этой сценкой наблюдали многие малмыжане, но никто не двинулся на помощь. И только один невзрачный мужичок подошел и говорит: «Она твои ласки не понимает, так же как и мы еще не понимаем тебя». Он взял вожжи в руки, натянул их, крикнул пару крепких слов, и лошадь напряглась, поднатужилась, фургон с теплым хлебом тронулся с места».

 

И Казенин, и Афанасьев

«Первым, кто протянул руку дружбы Соломону, был директор ремесленного училища, который просил его заниматься музыкой с ребятами. Затем он создал хор из эвакуированных. А потом стал музыкальным руководителем Дома культуры, создал концертный коллектив и агитбригаду. Выступали с концертами в селах, деревнях, городках. Но, как правило, вдали от железных дорог: по-видимому, власти боялись, что он сбежит. А между тем об успешной музыкальной деятельности, о пропаганде музыки и песни, проводимой Соломоном Борисовичем, прослышали в Кирове.

 

Начальник концертно-эстрадного бюро (КЭБ) Виктор Викентьевич Казенин и художественный руководитель КЭБ Анатолий Николаевич Афанасьев, основатель кукольного театра в Кирове, приезжали посмотреть на жизнь малмыжского Дома культуры и на его чудо - Зяму. Приезжали несколько раз, словно памятуя о пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». И в 1944 году пригласили Соломона и его сестру Лию в КЭБ. До Кирова добирались на пароходике, изумляясь чудесной красоте вятских пейзажей, надеясь, что в Кирове все будет хорошо.

 

Началось с того, что он создал группу, напоминающую местечковый оркестр. Новинка пришлась по душе кировчанам. И когда открывающемуся при гостинице «Центральной» ресторану «Россия» потребовался эстрадный оркестр, основным кандидатом был коллектив Соломона Сахара. Условие было одно: чтобы оркестр был солидным, авторитетным эстрадным коллективом. Таковым он и предстал в день открытия «России». Соломон имел опыт работы в таллинском ресторане, и всё, что там было, он с успехом применял в работе в ресторане «Россия». Кроме чаевых: он их не брал, считал это унизительным.

 

Десять лет работы в «России» создали ему авторитет не только музыканта, руководителя оркестра, но и, как говорят сегодня, шоумена. Он отлично владел аудиторией, общался, шутил, прославлял хороших людей. Встречал гостей популярными песнями, мог исполнить любую заявку, сыграть ту или иную любимую мелодию.

 

Много слышал о Соломоне Сахаре Анатолий Васильевич Запорожский, возглавлявший управление профтехобразования области, и однажды решил пойти в ресторан. Просмотрев программу, пришёл к выводу, что для техобразования, для воспитания молодежи нужен именно такой художественный руководитель Дома культуры. И не ошибся.

 

 Заработали коллективы художественной самодеятельности профтехобразования, с успехом прошел первый их концерт в драмтеатре. На концерте были представители из Москвы, из управления. Они тут же предложили Соломону готовить программу к VI Всемирному фестивалю молодежи в Москве. Успех на фестивале был огромным, особенно у танцевальной картинки «Дымковская игрушка»  и у эстрадного оркестра под  управлением Соломона Сахара.

 

На встречи с его эстрадным оркестром приводили иностранные делегации: нравилось, что Соломон, который владеет многими языками, общался с ино­странцами легко и свободно. Этим обстоятельством воспользовался сочинский «Интурист», который пригласил Соломона Сахара поработать в летний период. И он работал со своим маленьким оркестром тридцать  лет».

 

Не было бы счастья...

«К музыкальной деятельности Сахара пристально приглядывался директор Кировской филармонии Николай Степанович Бучин. И как только появилась вакансия художественного руководителя, не объявляя никаких конкурсов, сразу же пригласил на эту должность Соломона Борисовича. Работа в филармонии стала для него своеобразным университетом культуры и искусства. Общение со звездами открывало ему мир, ранее малоизвестный, помогало постигать законы режиссуры, которые он с успехом применял, когда режиссировал торжественные и праздничные концерты в драмтеатре.

 

В девяносто втором он стал «свободным художником»: вышел на пенсию...

 

Он фанатически любил свою мать, и когда её не стало (а это случилось на 88-м году её жизни), обязался похоронить её на еврейском кладбище. И был поражен его запущенностью, поклялся привести в порядок этот клочок заброшенной и никем не ухоженной земли.

 

Он говорил: «Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастье мне принесла Вятская земля».

 

Не рубить сплеча

Борис Коломенский, бывший журналист «ВК», г. Кармиэль (Израиль) (сайт «ИСРАГЕО»):

 

«Жизнь прекрасна и удивительна» - любимая фраза Сахара. Очень любивший дочек, он, как многие мужчины, конечно, мечтал о сыне. Не поэтому ли часто исполнял песню «У меня родился сын». Но в семье во втором и третьем поколениях рождались девочки. И только позднее, когда он ушел из жизни, один за другим родились три правнука.

 

Соломон говорил дочкам: «Девочки, своим трудом, отношением к делу я заслужил уважение людей. Не опозорьте фамилию!»

 

У него стоило поучиться многому - например, как не рубить сплеча, когда эмоции бьют через край. Считал заносчивость, зависть - слабостями людскими, к которым надо относиться сдержанно. А справедливость непременно восторжествует...

 

...Какие звездные имена и коллективы приезжали тогда в Кировскую филармонию - Леонид Утесов, Галина Уланова, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Николай Сличенко, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха с ансамблем под управлением Александра Броневицкого, оркестры под управлением Олега Лунд­стрема, Эдди Рознера, лучшие исполнители романсов и камерной музыки. Одно из своих первых выступлений в её карьере было в Кирове у Аллы Пугачевой, приехавшей сюда вместе с известным эстрадным дуэтом Александра Лившица и Александра Левенбука.

 

- Самое первое выступление Аллы в нашем городе было в Доме народного просвещения, - рассказывал Соломон Борисович. - Здание филармонии тогда еще не было достроено. Пугачева пела в «Веселых ребятах» и была совсем другой - еще не Примадонной…

 

В одну из новогодних ночей, в жуткую 30-градусную стужу, когда все другие ансамбли и солисты дружно отказались работать, он со своим коллективом выступил перед несколькими тысячами собравшихся на площади жителей города. И пел вживую. Потому что обещал, потому что его ждали. Потому что так уж воспитан.

 

А разве можно забыть то время, когда в Кирове возродилась еврейская община? Мы тогда словно вырвались из оков. Спешили на любое мероприятие на еврейскую тему. Наконец-то появилась возможность свободно и для всех петь еврейские песни и слушать еврейскую музыку. Все мы в ту пору внимали этим песням в его незабываемом исполнении.

 

Особенно Соломон Сахар гордился внучкой - Катей Кремер, талантливой и очень красивой солисткой. Катя продолжает дело деда. «Он подарил мне в этой жизни многое: счастливое детство, первые шаги на сцене, оптимизм, любовь к жизни, к труду, к людям, уверенность в себе», - убеждена Катя...»

 

Сахар - мелодия жизни

«ВК» от 10 января 2004 года:

 

«Я не делаю ничего громкого, всё-таки восемьдесят пять лет - не семнадцать, согласитесь», - Соломон Борисович Сахар, живая легенда Вятской культуры, шутит, отвечая на вопрос, как он собирается встречать свой юбилей.

 

Он всё такой же оптимист, наш Сахар, и ничего не меняется в его жизни. Даже номер телефона тот же, и привычка самому отвечать на все входящие телефонные звонки - тоже.

 

«Рад быть полезным, рад возможности выступать с концертом, сказать пару слов. А более всего радует отношение кировчан, которые ценят меня, помнят и понимают...»

 

А еще с ним в эти дни старая скрипка, давний саксофон, верные кларнет и аккордеон. В это невозможно поверить, но и инструментам, с которыми начинал когда-то свою музыкальную карьеру, он не изменяет. И ему не изменяет никто. Ученики его верны музыке, дети и внуки продолжают смысл его жизни. Особенно радует Катя, талантливая и красивая».

 

О любви взаимной

Из беседы с Екатериной Кремер (Сахар):

 

«Для меня мой дорогой дедушка - яркая, негаснущая звезда, остается таким для всех членов семьи. Он был вторым папой - воспитывал, учил, развивал. Со мной - с детства: на совместных прогулках, концертах, новогодних елках в филармонии.

 

Каждое лето дедушка вывозил меня на берег Черного или Азовского морей. Он был Нептуном, а я наблюдала, как он работал. С его же благословения поступила в Кировский колледж культуры на режиссерско-хоровое отделение. К профессиональной стезе шла плавными шажками.

 

Училась у деда искренности, умению нести радость людям. Он всегда говорил: « Не надо на сцене быть роботом, дари людям свою душу. И тебе, и зрителям будет хорошо!»…

 

Позже я окончила педуниверситет, отделение культурологии. Шла в творчестве вперед, а дедушка был рядом. Помню, как он готовил меня на всероссийский конкурс «Зажги свою звезду»: мы отрабатывали репертуар, со мной ездили руководители, его друзья. Он часто повторял: «Я вижу твой богатый мир и хочу, чтобы ты продолжила мое дело, славные традиции»…

 

После смерти деда сохранила все архивы, костюмы, инструменты, особенно скрипку… Бережно храню и его самый любимый костюм: светлый, молочного цвета, пиджак, темные брюки, лаковые туфли. На пиджаке - многочисленные награды, медали…

 

Традиции Соломона Борисовича продолжаются. Я благодарна малмыжской земле: там имя маэстро звучит в детской музыкальной школе искусств. Поддерживаем тесные связи, проводим совместные концерты с репертуаром Соломона Борисовича. Мои воспитанники - дети из ансамбля - тоже исполняют песни деда. Они знают: пока мы живы, не угаснет и память о великом музыканте Вятки!

 

Конечно же, я признательна руководству города за поддержку «Вечеров Соломона Сахара на Театральной площади»: вы­ступает не только мой ансамбль, но и другие талантливые коллективы города, кому дорога память о маэстро, кто по-прежнему ценит его творчество и песни.

 

А потому 19 января, на концерте в честь 100-летия моего деда, хочу, чтобы все увидели, чем живет моя душа. Это любовь взаимная!..»

 

Как отчёт перед Учителем

Из беседы с директором Вятской филармонии Андреем Скальным:

 

«Мой папа дружил с Соломоном Борисовичем, мы тесно общались семьями. Творческое сотрудничество продолжилось и в профессиональной сфере. Не секрет, что долгие годы Соломон Борисович был одним из самых ярких и успешных менеджеров (правда, тогда и слова такого в обиходе не существовало). Он смог координировать работу вокально-инструментальных ансамблей города. Я был заведующим сектором эстрадной музыки и дискотек области. Соломон Борисович - бессменный участник и председатель аттестационных комиссий. Мы прослушивали коллективы, оценивали, устанавливали тарификацию музыкантам - это разрешало артистам работать на платных мероприятиях.

 

Я тоже играл в ВИА, а административная и творческая работа связывала. Конечно, маэстро передавал свой опыт ребятам - это дорогого стоит!

 

Его традиции продолжает дочь, Елена Соломоновна: она руководит детским лекторием. Это успешный творческий коллектив. Там четко выстроена административная работа. Елена - блестящий администратор!

 

Юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Соломона Борисовича Сахара, будет состоять из двух отделений. В первом сделаем упор на классику. Выступят известные коллективы, музыканты, работавшие с маэстро, например Вятский симфонический оркестр имени Раевского, артисты нашей филармонии. Вспомним музыку 40 - 60-х годов.

 

 Во второй части - зрители увидят «Джаз-Вятка биг-бэнд» Владимира Наговицына, ансамбль Юрия Шевченко. Прозвучат песни, которые исполнял музыкант. Получится своеобразный творческий отчет бывших учеников Соломона Борисовича, коллег по творческому цеху...

 

Справка «ВК»

Соломон Борисович Сахар родился 12 января 1919 года в г. Тарту (Эстония). В 1938 г. окончил Пражскую консерваторию им. О. Шевчика по классу скрипки и дирижирования. В 1940 г. был сослан в г. Малмыж Кировской области, в 1944 г. переехал в Киров. С августа 1944 г. - руководитель ансамбля концертно-эстрадного бюро. С 1948 г. работал в ресторане «Россия», с 1956 г. назначен директором и художественным руководителем ансамбля песни и пляски «Трудовые резервы». В 1967 - 1992 гг. - худрук музыкального ансамбля Кировской филармонии. Режиссёр праздничных сводных концертов в г. Кирове, концертных массовых программ на стадионах области. С его именем связаны интересные вечера отдыха кировчан. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966), почётный гражданин г. Кирова (1999). В 2009 г. в Кирове на улице Володарского, на доме № 100, где жил последние годы знаменитый вятский музыкант, установлена мемориальная доска. В 2011 г. Малмыжской детской школе искусств присвоено имя Соломона Сахара.

Подготовил Александр ШИРОКОВ.

Фото, предоставленное Вятской филармонией, и из личного архива Екатерины Кремер (Сахар).

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также