Худрук Кировского драмтеатра Евгений Ланцов: «Театр должен быть для людей»
КУЛЬТУРА
Художественный руководитель Кировского областного драматического театра им. С.М. Кирова Евгений ЛАНЦОВ представил свою концепцию на встрече клуба «Вятчане» региональной общественной организации «Возрождение Вятки».
Итак, говорили о театре. Журналист и театральный критик Елена Беляева презентовала свою книгу «Дневник Генриетты Смелянской» (для тех, кто не в теме: Смелянская - псевдоним автора дневниковых записей, рассказавшей о театральной жизни Вятки в конце 1990-х годов).
О задачах городского театра - услышать зрителя и поставить на сцене то, что волнует простых людей, возвысив это до уровня искусства, - рассказал и новый худрук кировской «драмы». Поскольку это одно из первых публичных выступлений Евгения Ланцова на Вятской земле, «ВК» счёл вполне приемлемым привести его монолог с минимальными сокращениями.
- Я могу говорить только о театре - больше ни о чём, потому что я всю жизнь этим занимаюсь, больше ничего не умею. И хорошо это или плохо, оценивают нашего брата на сцене. Поэтому, когда приглашённый режиссёр или художник мне рассказывают про спектакль слишком гладко, я начинаю подозревать, что тут не всё хорошо…
Театру предрекали гибель очень давно, ещё в начале прошлого века, когда появилось кино. Говорили, что театр загнётся очень быстро, и Станиславский часто кричал: «Караул!», и в фильме «Москва слезам не верит» герой утверждал, что останется только телевидение и ничего больше не будет. Тем не менее мы наблюдаем, что и телевидение тоже уходит.
Я сейчас начинаю активно изучать историю театра, в котором я служу в качестве художественного руководителя уже три месяца, - как модно нынче говорить, «сто дней прошло». За это время я выпустил два полных спектакля и две половинки, и это даёт мне право встречаться с людьми и говорить о театре, поскольку до выпущенных спектаклей вещать о моей работе было бы неправильно, самонадеянно и некрасиво.
Я хотел бы процитировать высказывание, которое мне безумно понравилось, с которого всё, собственно, и началось в 1870-х годах, - призыв тогдашнего вятского губернатора Николая Тройницкого собрать деньги на строительство театра: «Не говоря о влиянии на народное развитие литературных вечеров и публичных лекций, так как польза их всем известна, я позволю себе сказать несколько слов о пользе театра. Всем хорошо известно, что в театральных представлениях общество видит, как в зеркале, хорошие и дурные стороны жизни, и никакая нравственная книга, никакие нравственные беседы не могут иметь на человека такого сильного исправляющего влияния, как театральное сценическое представление, которым всякая мерзость и красота движения души человеческой, всех действий человека являются не какой-то отвлечённой, туманной идеей, а живым образом, запечатляющимся в вашем уме и вашем сердце». Вот благодаря этому призыву очень быстро пошёл сбор денег и было построено первое здание Вятского театра на 300 мест на площади, где сейчас стоит фонтан. И оно просуществовало, пока не был построен современный театр, открытый 4 ноября 1939 года. Я упомянул об этом в связи с необходимостью определиться, для чего существует театр в провинции, в небольшом городе, таком, как Киров.
Некоторое время назад я получил несколько предложений возглавить театр в Челябинске, Ульяновске и даже на Камчатке, возникло предложение и о городе Кирове. Я фактически не раздумывая согласился поехать сюда и начать работать. У меня было на это две причины. Во-первых, я был здесь два с половиной года назад, работал неделю в театре, делая эскиз спектакля. До этого я работал во многих небольших городах, гораздо меньше Кирова, и здесь я успел заметить вот что: Киров - очень театральный город. Здесь из поколения в поколение передаётся любовь к театру. Как мне сказала одна зрительница: «Моя прабабушка ходила в театр, моя бабушка ходила в театр, мама ходила, и я буду ходить в театр. Не понравится спектакль - я буду спать на нём, но в театр ходить не перестану! Сегодня на вашем спектакле я не спала. Значит, я буду приходить на вас».
Мне очень понравилось это высказывание - про бабушку. Это показатель многого. У меня профессиональное зрение выработалось: когда я прихожу в зал во время спектакля, я, как правило, смотрю не на сцену, а на зрителей. Не важно, мой это спектакль или не мой. Иной раз я думаю: «Как же мне не нравится то, что происходит на сцене!» А зрители сидят и внимательно, серьёзно воспринимают, а потом ещё и обсуждают - это дорогого стоит. Несмотря на то что я знал и знаю, что театр находится в кризисном состоянии - бывают такие времена, и состояние его по разным ипостасям оставляет желать лучшего (я секрет не открываю), мне зрительское внимание безумно интересно. Публика, которая любит театр, - что может быть лучше? Поверьте, есть такие города, где этого нет, - хоть головой бейся, а зритель не ходил и не ходит, не любил и не любит.
А вторая причина, по которой я дал согласие приехать в Киров работать, заключается в том, что я человек кировский, вятский: могилы моих бабушек, дедушек, прадедушек и прабабушек здесь, в вятской земле. Мои папа и мама окончили Мурыгинскую школу, поженились и сразу уехали по стране: папа - военный, мама - строитель. Мама, слава богу, жива до сих пор. А моя судьба сделала кульбит. И я подумал: не надо сопротивляться, надо ехать туда, где могилы предков. Поэтому мне здесь дышится легко и хорошо.
Как я представляю завтрашний день театра? Мне кажется, театр на 700 мест, стоящий в центре города, должен быть народным, для людей. Особенно в нынешнее время. Может быть, лет десять назад можно было позволить себе круто экспериментировать. Впрочем, и сейчас это тоже можно делать, но, как говорится, надо знать меру. Для эксперимента есть малая сцена, молодёжный Театр на Спасской, а «большой» театр должен заполняться до краёв. Люди должны любить театр. Мне позволяет так думать свой опыт, опыт создания театра и... Пушкин. Именно он сказал: «Драматический талант формирует зритель». То есть от желания, устремления и помыслов зрителей формируется театральное направление в городе. Ещё был великий режиссёр Георгий Александрович Товстоногов, он в краткой форме излагал своё творческое кредо так: «Концепция спектакля лежит в зрительном зале». Услышать. Понять. Почувствовать, что хочет зритель. И сделаться чуть выше, чуть больше, устремить помыслы и дух в высоту.
А взять нашего великого драматурга Александра Николаевича Островского, фактически сформировавшего русский репертуарный театр. Он писал современные пьесы - пьесы своего времени. И в критических своих заметках утверждал, что нужно писать не в тех выражениях, в каких говорит народ, а в тех, как народ хочет говорить, излагать не те мысли, которые он думает, а те, которые он хочет думать. Я об этом размышляю. Мне интересно слышать зрителя. Обратная связь - это самое ценное, что может быть в театре. На мой взгляд, самое страшное - когда театр отрывается от зрителя и делает что-то такое для критиков, для знатоков, которые оценят, и при этом теряет связь со своей основной, коренной, любящей его публикой.
О перспективах... В моём компьютере есть такая папочка, в которой примерно 25 тысяч пьес. Я их все не прочитал и даже к этому не стремлюсь. Театру необходима классика и, конечно, современные пьесы. Из конкретных - я бы назвал «Вишнёвый сад», который я планирую, этот спектакль не шёл в нашем драматическом театре. Конечно, я думаю о Шекспире. И несколько современных пьес у меня в портфеле лежат. Мне кажется, интересной была бы для публики история Бориса Годунова. Я сторонник Александра Островского и репертуарного театра. Две премьеры я выпустил - «Земля Эльзы» и «Семейка Краузе». К репетициям приступила Лариса Александрова, режиссёр из Москвы, она ставит «Лисистрату» Аристофана, в спектакле будет занята почти вся труппа. Выпуск состоится в октябре.
К Новому году я планирую полноценную, серьёзную сказку. Названия пока не знаю, но это будет классическая форма с современным ритмом, потому что с детьми нужно говорить на сказочном языке. Весь смысл, миссия театра - делать сердца людей чище, душу - устремлённее, смягчать нравы и помогать справляться с тяготами нашей жизни.
Записала Кира РОМАНОВА.
Фото: pteatr.ru
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.