Худрук Кировского драмтеатра Евгений Ланцов: «Театр должен быть для людей»

КУЛЬТУРА

09 июня 2018 897 0
На печать

 

Художественный руководитель Кировского областного драматического театра им. С.М. Кирова Евгений ЛАНЦОВ представил свою концепцию на встрече клуба «Вятчане» региональной общественной организации «Возрождение Вятки».

 

Итак, говорили о театре. Журналист и театральный критик Елена Беляева презентовала свою книгу «Дневник Генриетты Смелянской» (для тех, кто не в теме: Смелянская - псевдоним автора дневниковых записей, рассказавшей о театральной жизни Вятки в конце 1990-х годов).

 

О задачах городского театра - услышать зрителя и поставить на сцене то, что волнует простых людей, возвысив это до уровня искусства, - рассказал и новый худрук кировской «драмы». Поскольку это одно из первых публичных выступлений Евгения Ланцова на Вятской земле, «ВК» счёл вполне приемлемым привести его монолог с минимальными сокращениями.

 

- Я могу говорить только о театре - больше ни о чём, потому что я всю жизнь этим занимаюсь, больше ничего не умею. И хорошо это или плохо, оценивают нашего брата на сцене. Поэтому, когда приглашённый режиссёр или художник мне рассказывают про спектакль слишком гладко, я начинаю подозревать, что тут не всё хорошо…

 

Театру предрекали гибель очень давно, ещё в начале прошлого века, когда появилось кино. Говорили, что театр загнётся очень быстро, и Стани­славский часто кричал: «Караул!», и в фильме «Москва слезам не верит» герой утверждал, что останется только телевидение и ничего больше не будет. Тем не менее мы наблюдаем, что и телевидение тоже уходит.

 

Я сейчас начинаю активно изучать историю театра, в котором я служу в качестве художественного руководителя уже три месяца, - как модно нынче говорить, «сто дней прошло». За это время я выпустил два полных спектакля и две половинки, и это даёт мне право встречаться с людьми и говорить о театре, поскольку до выпущенных спектаклей вещать о моей работе было бы неправильно, самонадеянно и некрасиво.

 

Я хотел бы процитировать высказывание, которое мне безумно понравилось, с которого всё, собственно, и началось в 1870-х годах, - призыв тогдашнего вятского губернатора Николая Тройницкого собрать деньги на строительство театра: «Не говоря о влиянии на народное развитие литературных вечеров и публичных лекций, так как польза их всем известна, я позволю себе сказать несколько слов о пользе театра. Всем хорошо известно, что в театральных представлениях общество видит, как в зеркале, хорошие и дурные стороны жизни, и никакая нравственная книга, никакие нравственные беседы не могут иметь на человека такого сильного исправляющего влияния, как театральное сценическое представление, которым всякая мерзость и красота движения души человеческой, всех действий человека являются не какой-то отвлечённой, туманной идеей, а живым образом, запечатляющимся в вашем уме и вашем сердце». Вот благодаря этому призыву очень быстро пошёл сбор денег и было построено первое здание Вятского театра на 300 мест на площади, где сейчас стоит фонтан. И оно просуществовало, пока не был построен современный театр, открытый 4 ноября 1939 года. Я упомянул об этом в связи с необходимостью определиться, для чего существует театр в провинции, в небольшом городе, таком, как Киров.

 

Некоторое время назад я получил несколько предложений возглавить театр в Челябинске, Ульяновске и даже на Камчатке, возникло предложение и о городе Кирове. Я фактически не раздумывая согласился поехать сюда и начать работать. У меня было на это две причины. Во-первых, я был здесь два с половиной года назад, работал неделю в театре, делая эскиз спектакля. До этого я работал во многих небольших городах, гораздо меньше Кирова, и здесь я успел заметить вот что: Киров - очень театральный город. Здесь из поколения в поколение передаётся любовь к театру. Как мне сказала одна зрительница: «Моя прабабушка ходила в театр, моя бабушка ходила в театр, мама ходила, и я буду ходить в театр. Не понравится спектакль - я буду спать на нём, но в театр ходить не перестану! Сегодня на вашем спектакле я не спала. Значит, я буду приходить на вас».

 

Мне очень понравилось это высказывание - про бабушку. Это показатель многого. У меня профессиональное зрение выработалось: когда я прихожу в зал во время спектакля, я, как правило, смотрю не на сцену, а на зрителей. Не важно, мой это спектакль или не мой. Иной раз я думаю: «Как же мне не нравится то, что происходит на сцене!» А зрители сидят и внимательно, серьёзно воспринимают, а потом ещё и обсуждают - это дорогого стоит. Несмотря на то что я знал и знаю, что театр находится в кризисном состоянии - бывают такие времена, и состояние его по разным ипостасям оставляет желать лучшего (я секрет не открываю), мне зрительское внимание безумно интересно. Публика, которая любит театр, - что может быть лучше? Поверьте, есть такие города, где этого нет, - хоть головой бейся, а зритель не ходил и не ходит, не любил и не любит.

 

А вторая причина, по которой я дал согласие приехать в Киров работать, заключается в том, что я человек кировский, вятский: могилы моих бабушек, дедушек, прадедушек и прабабушек здесь, в вятской земле. Мои папа и мама окончили Мурыгинскую школу, поженились и сразу уехали по стране: папа - военный, мама - строитель. Мама, слава богу, жива до сих пор. А моя судьба сделала кульбит. И я подумал: не надо сопротивляться, надо ехать туда, где могилы предков. Поэтому мне здесь дышится легко и хорошо.

 

Как я представляю завтрашний день театра? Мне кажется, театр на 700 мест, стоящий в центре города, должен быть народным, для людей. Особенно в нынешнее время. Может быть, лет десять назад можно было позволить себе круто экспериментировать. Впрочем, и сейчас это тоже можно делать, но, как говорится, надо знать меру. Для эксперимента есть малая сцена, молодёжный Театр на Спасской, а «большой» театр должен заполняться до краёв. Люди должны любить театр. Мне позволяет так думать свой опыт, опыт создания театра и... Пушкин. Именно он сказал: «Драматический талант формирует зритель». То есть от желания, устремления и помыслов зрителей формируется театральное направление в городе. Ещё был великий режиссёр Георгий Александрович Товстоногов, он в краткой форме излагал своё творческое кредо так: «Концепция спектакля лежит в зрительном зале». Услышать. Понять. Почувствовать, что хочет зритель. И сделаться чуть выше, чуть больше, устремить помыслы и дух в высоту.

 

А взять нашего великого драматурга Александра Николаевича Островского, фактически сформировавшего русский репертуарный театр. Он писал современные пьесы - пьесы своего времени. И в критических своих заметках утверждал, что нужно писать не в тех выражениях, в каких говорит народ, а в тех, как народ хочет говорить, излагать не те мысли, которые он думает, а те, которые он хочет думать. Я об этом размышляю. Мне интересно слышать зрителя. Обратная связь - это самое ценное, что может быть в театре. На мой взгляд, самое страшное - когда театр отрывается от зрителя и делает что-то такое для критиков, для знатоков, которые оценят, и при этом теряет связь со своей основной, коренной, любящей его публикой.

 

О перспективах... В моём компьютере есть такая папочка, в которой примерно 25 тысяч пьес. Я их все не прочитал и даже к этому не стремлюсь. Театру необходима классика и, конечно, современные пьесы. Из конкретных - я бы назвал «Вишнёвый сад», который я планирую, этот спектакль не шёл в нашем драматическом театре. Конечно, я думаю о Шекспире. И несколько современных пьес у меня в портфеле лежат. Мне кажется, интересной была бы для публики история Бориса Годунова. Я сторонник Александра Островского и репертуарного театра. Две премьеры я выпустил - «Земля Эльзы» и «Семейка Краузе». К репетициям приступила Лариса Александрова, режиссёр из Москвы, она ставит «Лиси­страту» Аристофана, в спектакле будет занята почти вся труппа. Выпуск состоится в октябре.

 

К Новому году я планирую полноценную, серьёзную сказку. Названия пока не знаю, но это будет классическая форма с современным ритмом, потому что с детьми нужно говорить на сказочном языке. Весь смысл, миссия театра - делать сердца людей чище, душу - устремлённее, смягчать нравы и помогать справляться с тяготами нашей жизни.

 

Записала Кира РОМАНОВА.

Фото: pteatr.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий