Химический «крематорий»? В Кировской области опять обсуждают объект «Марадыковский»

ОБЩЕСТВО

03 июня 2019 1121 0
На печать

Несколько лет назад очень бурно обсуждался вопрос о том, что на Марадыковский полигон повезут отходы от уничтожения химоружия из Камбарки. Общественность была категорически против. «Кировская область - не свалка для отходов!» - так выразил общее мнение заслуженный эколог области Николай Бурков. Пообещали, что не повезут. И даже предполагалось разместить в Марадыково производство парфюма…

 

Позднее правительство намеревалось передать марадыковскую площадку РосРао под утилизацию отходов 1-го и 2-го классов опасности. Жители Котельнича и Мирного заволновались, опасаясь, что под видом этих отходов «радиацию» повезут. Сейчас на бывшем объекте размещена зенитно-ракетная часть. Вовсю идет рекультивация «грязных» цехов, где уничтожалось химоружие, а также использованного при этом оборудования. Казалось бы, возврата к опасной «химии» нет. И вот снова да ладом.

 

Известие о постановлении Правительства РФ от 30 апреля о перепрофилировании семи заводов по УХО, в том числе и объекта «Марадыковский», в межрегиональные комплексы по утилизации особо опасных отходов вызвало вновь обеспокоенность людей.

 

В Общественную палату Кировской области пришло письмо от члена Союза «За химическую безопасность» в г. Котельниче Юлии Кислицыной.

 

«В постановлении правительства РФ говорится об обработке и утилизации отходов 1-го и 2-го классов опасности на объекте «Марадыковский» мощностью до 50 тысяч тонн в год. Да, у нас в «Марадыковском» хранилось химоружие, построили там же завод, так как перевозить боеприпасы было опасно, но сейчас зачем нам еще дополнительные отходы? - спрашивает она. - В пойме реки Вятки? Рядом с населенными пунктами? Какой будет нанесен вред природе и здоровью людей, проживающих в зоне защитных мероприятий, видимо, никого не интересует!

 

Прошу вас принять активное участие в судьбе «Марадыковского» и не допустить экологической катастрофы в сердце Кировской области».

 

Преобразование объекта «Марадыковский» в комплекс по обезвреживанию отходов 1-го и 2-го классов опасности экологи обсудили на заседании комиссии по вопросам экологии и природопользованию. Вот как прокомментировала обсуждение и решение комиссии профессор Тамара Ашихмина.

 

- Тамара Яковлевна, как так получилось, что в своё время общественность добилась того, чтобы в «Марадыковском» не утилизировали отходы из Камбарки, и снова все вернулось на круги своя?

 

- Дело в том, что, когда хотели к нам вести отходы с другого объекта, они были не специфичные для нас. В Камбарке образовались мышьяксодержащие отходы, у нас же их было очень небольшое количество, в основном - фосфорорганика. Мы тогда выступили против еще и потому, что речь шла о размещении их на полигоне, который строился в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу только под наши отходы с учётом их количества.Такая проблема коснулась и других регионов, где уничтожалось химоружие. И федеральным  управлением по химразоружению было решено на всех объектах построить такие же полигоны, как у нас, поэтому «чужие» отходы из Камбарки к нам не повезли и размещают их на своём полигоне.

 

Сейчас же на производственных площадях объекта «Марадыковский» в соответствии с постановлением Правительства РФ планируется построить межрегиональный промышленный комплекс по переработке жидких органических отходов 1-го и 2-го классов опасности.

 

- Местные жители опасаются, как бы к ним «радиацию» не завезли, коли заказчик этого комплекса - Росатом, а застройщик - РосРао.

 

- На заседании палаты присутствовал начальник отдела специальных мероприятий министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Александр Денисенко. Он заверил, что об отходах с радиоактивными изотопами речи нет. Будем запрашивать РосРао о концепции работ, о том, какие вещества предполагается уничтожать и по какой технологии. При этом обязательно должна пройти госэкоэкспертиза проекта, в том числе и общественная экологическая экспертиза. Кстати, эксперты могут и не дать добро, если выявится опасность серьезного вреда населению и природе.

 

Многое будет зависеть от того, какие вещества 1-го и 2-го классов опасности будут уничтожаться и по какой технологии. Если термостойкая органика - значит, печи должны быть с высокой температурой сгорания, под 1500 градусов. А на объекте  «Марадыковский» их всего две. Подойдут ли они по мощности? Да и, возможно, они отработали своё за 10 лет деятельности объекта по УХО.

 

- А объемы утилизации просто огромные, 50 тысяч тонн в год! Это чревато?

 

- Судите сами. За 9 с половиной лет на заводе было уничтожено чуть меньше 7000 тонн отравляющих веществ. И причем их не сжигали, а нейтрализовали специальным раствором прямо в снаряде, и только потом реакционные массы подвергали термической обработке. А тут, если речь идёт о печах, значит, предполагается технология термической обработки - отход сразу в печь. Это будет очень неприятный процесс для окружающей среды и населения. Причем планируется утилизировать жидкие органические отходы, а органика сама по себе канцерогенна. Тем более что при сжигании могут образовываться ещё более опасные вещества, например диоксины. Это надо будет очень серьезно контролировать. Для чего и нужно знать состав отходов до сжигания и под каждый вид определить свою программу действий. Ведь что такое мониторинг? Это значит - что отслеживать, где, когда и как.

 

- Есть мнение, что опасность при утилизации отходов 1-го и 2-го классов не так велика: это же не зарин или зоман.

 

- Но при ликвидации химоружия экологи знали, какое вещество уничтожается. Если фосфорорганическое - то в первую очередь отслеживали в выбросах соединения фосфора. Ну и, во-вторых, это было не в таких объемах… Что значит сжигать 50 тысяч тонн в год? Получается примерно по 140 тонн в день! Это же постоянно работающие печи.

 

- Своего рода «химический крематорий»…

 

- Если стоимость комплекса свыше 5 миллиардов рублей, вряд ли его будут строить на один-два года. Это будет постоянно действующий завод.

 

- Да откуда же столько отходов?

 

- Вся планета загрязнена. Человечество столько накопило и промышленных, и бытовых, и космических отходов. Хватит на века уничтожать.

 

- Участь Кировской области незавидна?

 

- В Удмуртской Республике, Курганской, Саратовской областях также будут построены однотипные комплексы по обезвреживанию отходов, но с разным целевым назначением. У нас, к примеру, предполагается уничтожать жидкую органику - хлороформ, отработанные трансформаторные масла, на другом объекте - соединения ртути, свинца, мышьяка. У каждого завода - своя специфика, для разных веществ не может быть одна и та же технология, одни и те же печи.

 

Между тем генерал Капашин и министр промышленности и торговли РФ Мантуров в своих выступлениях говорили, что перепрофилирование объектов будет проводиться для решения государственных и народно-хозяйственных задач в интересах регионов. Поэтому в состав госэкоэкспертизы нашего комплекса обязательно должны быть включены представители Кировской области. Прежде чем новый собственник объекта зайдет на площадку объекта «Марадыковский», обязательно должны быть проведены работы по экологическому аудиту территории, на которой около 10 лет уничтожалось химическое оружие. Чтобы оценить, каково  состояние территории и допустимо ли здесь размещение нового производства, где будут работать уже не военные обученные специалисты, а обычные рабочие, для которых планируется создание рабочих мест на данном предприятии.

 

- При перепрофилировании объекта в соответствии с постановлением меняется только собственник, а направление деятельности остается прежним.

 

- Однако уничтожить 7 тысяч тонн почти за 10 лет и ежегодно сжигать 50 тысяч тонн отходов - это далеко не одно и то же. Поскольку мощности предприятия увеличатся в разы, то увеличится и площадь промышленной зоны, а значит, изменится санитарно-защитная зона, которая может затронуть расположенные вблизи и другие населённые пункты. Кроме того, от сжигания накапливаются новые отходы, пусть и менее опасные, но еще в большем количестве. Так, при уничтожении 7 тысяч тонн отравляющих веществ, по данным ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду), образовалось почти 34 тысячи тонн отходов!

 

А при работе комплекса? Это же будет совершенно другой завод, с другой мощностью: 140 тысяч тонн в день (объёмы 24 пятитонных машин ежедневно будут утилизироваться). Отходы из каждой машины или вагона, цистерны - смотря в чем они будут доставляться на комплекс - надо будет подвергать химическому анализу. Кто даст гарантию, что повезут одни и те же вещества? Обязательно надо знать состав отходов. Все надо учесть, тем более что такой завод - в пойме реки Вятки.

 

Важно, какова при этом должна быть зона защитных мероприятий. Расчет делается на объемы выбросов. Неизвестно, сколько лет будут дымить эти печи.

 

Так и до Кирова может долететь, ведь по прямой от объекта «Марадыковский» до областного центра - 40 - 50 км. А до Дороничей и «Красногорского», откуда поступает мясо и молоко на стол кировчан, еще ближе.

 

«Мы приговорены? - задала вопрос одна из членов Общественной палаты. - Выходит, всегда по решению правительства у нас будут уничтожаться опасные отходы?»

 

Интервью взяла

Вера Ануфриева.

 

P.S. Вопросов много. Пока, к сожалению, они без ответов. Есть надежда на «круглом столе» с представителями РосРао получить ответы хотя бы на самые важные из них. Понятно, что созданную на объекте «Марадыковский» инфраструктуру, на которую были затрачены сотни миллионов рублей, надо задействовать. Однако самое главное - насколько безопасным будет создаваемое производство, аналогов которому пока нет.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также